×
В социальных сетях
В печатной версии

Четыре светлые музыкальные «повести»

В Тюмени с бессмертного спектакля «Князь Игорь» начался первый летний оперный фестиваль

После многолетнего перерыва Тюмень и посвященные горожане, наконец, утолят «оперный голод». Помнится, в 2006 году под открытым небом, в окружении стен Тобольского кремля давали «Бориса Годунова». Тогда для некоторых наших земляков знакомство с одним из удивительных искусств стало непредвиденным испытанием: не выдержав атаки мошкары, внезапного дождя и еще более внезапного холода посреди июля, они... разбежались. До конца миссию выполнили артисты - звезды большие и малые московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова. И вот опять они у нас в гостях. По просьбе-настоянию директора филармонии Михаила Бирмана, который давно мечтает о закреплении в крае, неискушенном во многих культурных вещах, славной традиции - «ходить в оперу», слушать, слышать и понимать великую музыку.

Слова услышаны. Механизм запущен. С 6 по 8 июля на сцене Тюменской филармонии пройдет первый летний оперный фестиваль. 9 июля он плавно переместится в уже знакомый артистам Тобольск. В областной центр руководство и техперсонал театра «Новая опера» прибыли загодя. Первые - чтобы решить привычные для масштабных гастролей вопросы (из столицы в провинцию едет почти двести человек - солисты, хор, оркестр - и разместить, и накормить надо), утолить любопытство журналистов. Вторые - чтобы подготовить площадку. В пресс-конференции накануне события приняли участие главный режиссер Валерий Раку и заместитель директора по общим вопросам Игорь Колобов-Тесля - родственник знаменитого дирижера, «неистового маэстро» Евгения Колобова, для которого, собственно, 20 лет назад и был построен этот великолепный театр прямо в саду Эрмитаж.

Для Валерия Васильевича Тюмень - город молодости. В начале восьмидесятых годов он учился на химико-технологическом факультете Тюменского индустриального института, организовывал фестивали наподобие современной «Студенческой весны». Сегодняшний областной центр - цветущий, с достраи-ваемой набережной, уникальной научной библиотекой имени Дмитрия Менделеева еще больше покорил нынешнего москвича Раку. Восхищен он и акустикой филармонии. Именно здесь при участии неизбалованной пуб- лики возродятся три знаменитые оперы.

Первый подарок, который горожане получат 6 июля вечером, - «Князь Игорь». Один из самых красивых спектаклей на музыку Александра Бородина артисты презентуют в шестой раз. Оперу, поставленную Юрием Александровым, уже видели в Ростове и Уфе. По словам Раку, премьера в Москве стала громким событием: ее бурно обсуждали в СМИ, в итоге вынесли вердикт: «Несравненный успех!» В «Игоре» иная лишь концовка. Все остальное - исторически выверенное: и половецкие пляски, и дуэты, и арии. Их исполнят великолепные солисты, которым искренне рукоплещет мир. Это Сергей Артамонов - «самый лучший Игорь» и Елена Попов-ская - «самая лучшая Ярославна». «Очень музыкальная, тонкая, чувствительная история, когда жаль и себя, и Родину. Финал удивит. Раскрывать его заранее не станем», - разжег любопытство главный режиссер «Новой оперы».

7 июля на сцене филармонии - знойно-озорная Италия. Радостный и искрометный ретроспектакль Россини «Севильский цирюльник» в театре поставили в 2008 году. Он решен в чаплинской стилистике. Здесь блистают Илья Кузьмин (Фигаро) и Галина Королева - изящная, с великолепным голосом Розина. Артистов такой породы не только приятно слышать, но и видеть! 8 июля - уже знакомый тюменцам «Борис Годунов» в первой авторской редакции Мусоргского. Яркий и в то же время трагичный спектакль решен академически правильно: здесь традиционны и декорации, и свет, и звук. На богато костюмированную, концертную оперу «Руслан и Людмила» - добро пожаловать в Тобольск. Спектакль сделан истинно по-колобовски. За шесть лет его представили всем городам и весям России и зарубежья.

Вопрос о том, почему раньше опера была центром Вселенной, а сейчас больше на задворках, задел участников пресс-конференции за живое. Все потому, что раньше люди ценили и трепетно берегли музыкальные ростки в своих детях. Не все они, отданные шестилетками «на баян или скрипочку», становились великими исполнителями, но то, что получали общее культурное развитие, - бесспорно! Как вернуть оперному искусству былую славу? Тут, уж простите, нужно хитрить. Во Франции, например, придумали оперно-балетные шоу с живыми солистами и танцорами, видео и слайдами. Так по шажочку в Европе пытаются отучить молодежь от безвкусного американского кино. России, по мнению Раку и Бирмана, жизненно необходимы уличные оперные фестивали. Но чтобы они проходили не в состоянии стресса, а в состоянии возрастающей радости.

Справка

«Новая опера» полностью оправдывает свое название (его, кстати, придумал бывший московский мэр Лужков). Новизна в том, что театр прежде всего идет от музыки, по-своему трактует некоторые произведения (чего стоит одна «Травиата»!). «Мы должны постоянно демонстрировать высочайший уровень как оркестрового исполнения, так и вокала - не только на русском, но и на французском, итальянском, немецком языках. Большую школу труппа проходит у Натальи Попович (жена Евгения Колобова - председатель художественной коллегии театра, главный хормейстер) и нынешнего дирижера, очень требовательного Яна Латам-Кенига, который уже отметился в работе над «Лоэнгрином» по Вагнеру», - рассказал о буднях коллектива Валерий Раку. ----
438Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Конкурс «Русь мастеровая» организован в рамках культурного форума. 
Писатель Сергей Козлов составил список произведений, достойных вашего внимания.
Стрит-арт появился в поддержку конкурса «Великие имена России».
В молодежном театральном центре «Космос» три дня ноябрьского уик-энда проходил фестиваль комедийной импровизации Theater Games 2.0.
Пароли и явки даст театральная лаборатория «12 плюс».
В концертном зале имени Юрия Гуляева состоялся первый концерт филармонического абонемента.
В Тюменской области стартует новый региональный конкурс детского рисунка «Путешествие в сказку Петра Ершова. Конек-Горбунок глазами юных художников».