Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Перов, Саврасов, Репин…

Культура, 09:12, 20 апреля 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Перов, Саврасов, Репин…. .

Видавший виды школьный учебник «Родное слово» за четвертый класс – желтая обложка, стилизованная под русское-народное, дружное-хороводное, на обороте – библиотечный штампик, скромная цена…

Сколько ж мальчишек и девчонок до меня носили его  в распухших ранцах, то бережно, то равнодушно выкладывали на уголок парты, листали – с любопытством, без интереса, по принуждению?! «Родное слово» я боготворила. Не столько сами без финтифлюшек оформленные тексты, сколько цветные вклейки в конце. То были мини-репродукции великих полотен великих мастеров. От усердия высунув кончик языка, подражая Кустодиеву, Поленову, Айвазовскому и иже с ними, мы ваяли… сочинения. Детские фантазии на фоне ставших историей сюжетов. И, честно сказать, мы, родившиеся в Союзе и пошедшие в школу при нем же, в отличие от современных ребят, в шесть лет знали всех художников, композиторов, писателей и не задавали тупого вопроса: «Как правильно пишется: Иран или Ирак?».

Эти воспоминания, конечно, не случайны. На открытии в ТМИИ проекта «Великие реалисты», в организации которого приняли участие местный музейный комплекс имени Словцова, Екатеринбургский и Нижнетагильский музеи изобразительных искусств, подобные мысли родились не только у автора этих строк… То, что несколько поколений людей с любовью рассматривало в школьных учебниках, дамских журналах «Крестьянка» и «Работница», на домашних покрывалах, настенных коврах, чеканках, явилось шедевральными оригиналами, подписанными передвижниками Василием Перовым, Алексеем Саврасовым, Иваном Шишкиным, Василием Суриковым, Ильей Репиным, Иваном Крамским! Самые лучшие работы из коллекций трех музеев до Тюмени выставлялись в Екатеринбурге. Стоит сказать, что вместо намеченного срока на Урале «Великие реалисты» «отдохнули» с лихвой. Публика, что называется, не отпускала. И вот теперь они  у нас, да  в четырех залах! Этим проектом Тюменский музей изобразительных искусств надеется повторить успех экспозиции западно-европейского искусства «От караваджизма до импрессионизма», что случился несколько лет назад.

Экскурсию-экспромт по «Великим реалистам» первым посетителям выставки провела ее куратор, завотделом классического искусства ТМИИ Оксана Костко. Если уж честность – фишка сего материала, то продолжим вас удивлять:

– По всему Урало-Сибирскому региону тюменская коллекция произведений художников-передвижников самая яркая. Это отмечают и в других городах. Когда я хожу по екатеринбургским музеям, то не столько получаю удовольствие, сколько ревностно отмечаю: и Репин-то у нас более сильный, и Шишкин-то у нас получше... Стоит взять «Казака» Константина Маковского или работы Эмилии Шанкс! Когда планируются масштабные тематические проекты, и все картины собираются вместе, то они очень удачно дополняют друг друга.

По последним аукционам видно, что интерес общественности вновь обращен к реалистичному искусству, к тому, что раньше называли салонной живописью, а сейчас направлением «Пленники красоты».

За каждым полотном – удивительная история ее создателя. Если «снимать пенки» вам помогает увлеченный экскурсовод, так вообще праздник! Скромно, не выпукло, не кричаще – это великий реализм, который шел от настоящей жизни, повторял ее  в масле и акварели. А что, как ни сама жизнь, интересно зевакам?

Видавший виды школьный учебник «Родное слово» за четвертый класс – желтая обложка, стилизованная под русское-народное, дружное-хороводное, на обороте – библиотечный штампик, скромная цена…

Сколько ж мальчишек и девчонок до меня носили его  в распухших ранцах, то бережно, то равнодушно выкладывали на уголок парты, листали – с любопытством, без интереса, по принуждению?! «Родное слово» я боготворила. Не столько сами без финтифлюшек оформленные тексты, сколько цветные вклейки в конце. То были мини-репродукции великих полотен великих мастеров. От усердия высунув кончик языка, подражая Кустодиеву, Поленову, Айвазовскому и иже с ними, мы ваяли… сочинения. Детские фантазии на фоне ставших историей сюжетов. И, честно сказать, мы, родившиеся в Союзе и пошедшие в школу при нем же, в отличие от современных ребят, в шесть лет знали всех художников, композиторов, писателей и не задавали тупого вопроса: «Как правильно пишется: Иран или Ирак?».

Эти воспоминания, конечно, не случайны. На открытии в ТМИИ проекта «Великие реалисты», в организации которого приняли участие местный музейный комплекс имени Словцова, Екатеринбургский и Нижнетагильский музеи изобразительных искусств, подобные мысли родились не только у автора этих строк… То, что несколько поколений людей с любовью рассматривало в школьных учебниках, дамских журналах «Крестьянка» и «Работница», на домашних покрывалах, настенных коврах, чеканках, явилось шедевральными оригиналами, подписанными передвижниками Василием Перовым, Алексеем Саврасовым, Иваном Шишкиным, Василием Суриковым, Ильей Репиным, Иваном Крамским! Самые лучшие работы из коллекций трех музеев до Тюмени выставлялись в Екатеринбурге. Стоит сказать, что вместо намеченного срока на Урале «Великие реалисты» «отдохнули» с лихвой. Публика, что называется, не отпускала. И вот теперь они  у нас, да  в четырех залах! Этим проектом Тюменский музей изобразительных искусств надеется повторить успех экспозиции западно-европейского искусства «От караваджизма до импрессионизма», что случился несколько лет назад.

Экскурсию-экспромт по «Великим реалистам» первым посетителям выставки провела ее куратор, завотделом классического искусства ТМИИ Оксана Костко. Если уж честность – фишка сего материала, то продолжим вас удивлять:

– По всему Урало-Сибирскому региону тюменская коллекция произведений художников-передвижников самая яркая. Это отмечают и в других городах. Когда я хожу по екатеринбургским музеям, то не столько получаю удовольствие, сколько ревностно отмечаю: и Репин-то у нас более сильный, и Шишкин-то у нас получше... Стоит взять «Казака» Константина Маковского или работы Эмилии Шанкс! Когда планируются масштабные тематические проекты, и все картины собираются вместе, то они очень удачно дополняют друг друга.

По последним аукционам видно, что интерес общественности вновь обращен к реалистичному искусству, к тому, что раньше называли салонной живописью, а сейчас направлением «Пленники красоты».

За каждым полотном – удивительная история ее создателя. Если «снимать пенки» вам помогает увлеченный экскурсовод, так вообще праздник! Скромно, не выпукло, не кричаще – это великий реализм, который шел от настоящей жизни, повторял ее  в масле и акварели. А что, как ни сама жизнь, интересно зевакам?



В тюменскую Менделеевку приехали уникальные книги из Севастополя

26 апреля

Как в Тюмени прошла акция «Библионочь-2024»

24 апреля