Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Понять» или «раскусить»?

Культура, 09:10, 09 апреля 2011,
Слушать новость
«Понять» или «раскусить»?. .

Русский язык в России – как воздух. Страна говорит на нем естественно и свободно, особо не задумываясь, как именно она это делает. На протяжении многих лет школьники учат все те же правила орфографии, писатели и поэты все так же подыскивают эпитеты и выбирают нужные синонимы…

А человек «обычный» (тот, которого с легким снобизмом издавна именовали «простым»), сдав школьный экзамен по русскому, переключается на более значимые для него проблемы: на что жить, с кем дружить и другие. Как говорить – вещь, в общем-то, не слишком актуальная, не та, о которой помнится ежеминутно.

Однако… Как только в этом незримом «воздухе» появляются некие «дуновенья», то ощутимо вздрагивает все пространство, им дышащее. Многие и многие тысячи россиян активно обсуждают сейчас небезызвестный проект, согласно которому русский язык изгоняется из когорты обязательных школьных предметов. Понятно, почему оставлена, например, физкультура: ни для кого не секрет, что едва ли не все выпускники школ физически не развиты. Но неужели умение, допустим, быстро бегать или прыгать через «козла» более важно для человека, чем умение достойно говорить на языке своего государства?

Не так давно население России столь же бурно обсуждало приказ Министерства образования и науки РФ, в котором содержался список словарей и справочников, определяющих нормы современного русского литературного языка. Многие, не разобравшись, сделали вывод: «Теперь можно говорить и договор, и  йогУрт, а слово кофе является существительным среднего рода». В Интернете появился анекдот: «Операция по перемене пола у кофе с мужского на женский не вполне удалась, поэтому теперь кофе среднего рода».

Что по этому поводу может сказать лингвист? Слово «реформа» здесь явно лишнее. В словарях с давних пор указывались те же договОр и дОговор. Дело в том, что существуют разные сферы функционирования языка, одни из которых требуют соблюдения строгой нормы, а другие более демократичны.

В русском языке выделяется несколько стилей, в которых и существуют те или иные варианты. Открыв словарь синонимов, мы обнаружим в нем ряд стилистических помет, указывающих, например, что глагол понять (нейтральный) уместен в разных стилях, а вот глагол с тем же значением раскусить – только в речи
разговорной.

Просторечному слову нечего делать в тексте официально-делового стиля, канцелярский же оборот странновато смотрится в бытовом диалоге. И если официальное лицо украшает официальную речь простонародным словцом (к радости неискушенной публики), это свидетельствует либо о невеликой языковой компетентности, либо о желании таким вот незатейливым образом продемонстрировать «близость к народу».

Меня как филолога не может не радовать такое неравнодушие сограждан к русскому языку, к вопросам бытования его  в нашем обществе. Отрадно, что помимо традиционных российских вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» у людей возникает и вопрос «Как говорить?»

Елена КУПЧИК, доктор филологических наук, профессор ТюмГУ
От редакции. Приглашаем к диалогу всех читателей, кому небезразличны происходящие в русском языке процессы, кто ратует за культуру речи и бережное отношение к языку. А если сомневаетесь, как правильно сказать в том или ином случае, пишите в редакцию и задавайте вопросы Елене Викторовне. Ждем!

Русский язык в России – как воздух. Страна говорит на нем естественно и свободно, особо не задумываясь, как именно она это делает. На протяжении многих лет школьники учат все те же правила орфографии, писатели и поэты все так же подыскивают эпитеты и выбирают нужные синонимы…

А человек «обычный» (тот, которого с легким снобизмом издавна именовали «простым»), сдав школьный экзамен по русскому, переключается на более значимые для него проблемы: на что жить, с кем дружить и другие. Как говорить – вещь, в общем-то, не слишком актуальная, не та, о которой помнится ежеминутно.

Однако… Как только в этом незримом «воздухе» появляются некие «дуновенья», то ощутимо вздрагивает все пространство, им дышащее. Многие и многие тысячи россиян активно обсуждают сейчас небезызвестный проект, согласно которому русский язык изгоняется из когорты обязательных школьных предметов. Понятно, почему оставлена, например, физкультура: ни для кого не секрет, что едва ли не все выпускники школ физически не развиты. Но неужели умение, допустим, быстро бегать или прыгать через «козла» более важно для человека, чем умение достойно говорить на языке своего государства?

Не так давно население России столь же бурно обсуждало приказ Министерства образования и науки РФ, в котором содержался список словарей и справочников, определяющих нормы современного русского литературного языка. Многие, не разобравшись, сделали вывод: «Теперь можно говорить и договор, и  йогУрт, а слово кофе является существительным среднего рода». В Интернете появился анекдот: «Операция по перемене пола у кофе с мужского на женский не вполне удалась, поэтому теперь кофе среднего рода».

Что по этому поводу может сказать лингвист? Слово «реформа» здесь явно лишнее. В словарях с давних пор указывались те же договОр и дОговор. Дело в том, что существуют разные сферы функционирования языка, одни из которых требуют соблюдения строгой нормы, а другие более демократичны.

В русском языке выделяется несколько стилей, в которых и существуют те или иные варианты. Открыв словарь синонимов, мы обнаружим в нем ряд стилистических помет, указывающих, например, что глагол понять (нейтральный) уместен в разных стилях, а вот глагол с тем же значением раскусить – только в речи
разговорной.

Просторечному слову нечего делать в тексте официально-делового стиля, канцелярский же оборот странновато смотрится в бытовом диалоге. И если официальное лицо украшает официальную речь простонародным словцом (к радости неискушенной публики), это свидетельствует либо о невеликой языковой компетентности, либо о желании таким вот незатейливым образом продемонстрировать «близость к народу».

Меня как филолога не может не радовать такое неравнодушие сограждан к русскому языку, к вопросам бытования его  в нашем обществе. Отрадно, что помимо традиционных российских вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» у людей возникает и вопрос «Как говорить?»

Елена КУПЧИК, доктор филологических наук, профессор ТюмГУ
От редакции. Приглашаем к диалогу всех читателей, кому небезразличны происходящие в русском языке процессы, кто ратует за культуру речи и бережное отношение к языку. А если сомневаетесь, как правильно сказать в том или ином случае, пишите в редакцию и задавайте вопросы Елене Викторовне. Ждем!



Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта