Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Красота модернизирует мир (см. видео)

Слушать новость
Красота модернизирует мир (см. видео). .

В редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась прямая линия с участием руководителя и дирижера Тюменского оркестра русских народных инструментов Александра Андрюшкина


Тема встречи: «История и перспективы развития традиционных видов творчества», посвящалась она 50-летию старейшего в Тюменской области музыкального коллектива. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы читателей.
Христина Е ресько, г. Тюмень:

– Не кажется ли вам, что русская народная культура устарела, молодежь ею практически не интересуется?

– Каким бы мусором ни заваливали живой родник, он все равно пробьется и будет нести чистые воды. Могучая российская культура не может быть затоптана привнесенными псевдохудожественными ценностями. Однажды молодежным составом мы попали на математическую олимпиаду в университет, отыграли программу и обнаружили в книге отзывов запись: «Огромное спасибо, ваш ансамбль звучит не хуже «Бони М».

Конечно, нужно отличать образцовую или классическую культуру Германии, Франции, Италии, но наша молодежь заимствует ее очень избирательно. Судя по последним «шедеврам» нашего телевидения, мы уже «обогнали» в пошлости и западные образцы.

Оркестр русских народных инструментов создан по образу и подобию симфонического оркестра, который появился в Европе. Не хочу обвинять Запад в инсургенциях и посягательствах на нашу культуру, но, как говорится, «что имеем»… Русской культуре есть чем противостоять псевдоизобретениям человеческого духа. Равным образом незыблемым монолитом являются шедевры европейской живописи, музыки и литературы.

Есть аналоги, когда лучшие образцы молодежной субкультуры исполняются в классической манере. Мой сын, как большой знаток и поклонник рок-музыки, давно спрашивает меня, когда же  в репертуаре нашего оркестра появится фантазия на бессмертные произведения «Битлз»? Они будут звучать совершенно по-другому, появится привнесенная «русскость»… Есть мастера и в наших краях, например, лидер группы «Инструкция по Выживанию», талантливый автор песен Роман Неумоев. Знал его  с младых лет, мы были соседями с его дедом, Героем Советского Союза Яковом Неумоевым. Кстати, Рома начинал в музыкальной школе по классу баяна. С удивлением узнал, что он вырос в видную фигуру отечественной рок-культуры.

Степан Л иходзиевский, г. Ташкент:

– Не стыдитесь ли вы, что ваш сын играл в группе «Гражданская оборона», которую в свое время считали антимузыкальной, асоциальной и вообще не имеющей права на существование?

– Когда много минусов, в итоге получается плюс. Мне трудно дать определение подобной музыке, она специфична, но группа просуществовала достаточно долго и была на волне популярности. Все ее участники симпатичны в общении, и мне совсем не стыдно, что мой сын внес свою лепту в развитие отечественного рока. У него все получается, развит личный музыкальный вкус. Саша изумительный аранжировщик, берется за пропаганду самых высоких образцов эстрады.

Кстати, Ташкент – наша «оркестровая легенда», одно из самых ярких географических и эмоциональных впечатлений. Это, действительно, восточная сказка «1000 и одной ночи». Лет 25 назад, когда после землетрясения был отстроен практически новый город, там проводился Всесоюзный фестиваль народного творчества. Все 15 республик с фольклорными достижениями и образцами искусства приехали туда и жили как огромная семья. Принимали в Узбекистане замечательно, со знаменитым восточным гостеприимством.

Владимир Мефодьев, г. Тюмень:

– В вашем репертуаре удельный вес занимает классическая музыка. как повышается квалификация музыкантов и где коллектив выступает чаще всего?

– Не один десяток лет  в нашем творчестве представлены как лучшие образцы народных обработок, так  и классика. Наши юбилейные концерты назывались «Знакомство и воспоминания», «Парад солистов», «Жемчужины мировой инструментальной классики». Постоянно исполняем цикл «Звонкие струны России», а наш музыкальный абонемент включает более двенадцати программ для самых разных слушателей. В оркестре много замечательной молодежи, красивой духовно и физически. Все они закончили консерваторию или продолжают обучение в аспирантуре. Весьма серьезный народ, работать с которым огромное удовольствие. В плане профессионального роста у нас неограниченные перспективы.

За 50 лет четыре раза выезжали в дальнее зарубежье – Польшу, Югославию и Тунис, что мало для коллектива такого уровня. В свое время прошли по пути нефтяных первопроходцев до Полярного круга, дважды ходили на агиттеплоходах, видели рождение Нижневартовска, Сургута, Нефтеюганска – маленьких поселений, ставших промышленными гигантами. Последние запоминающиеся гастроли были в прошлом году, когда по программе «Культура России» оркестр побывал во всех районах юга области. Поняли, насколько нужны людям, насколько интересна наша работа. Хотелось, чтобы это не осталось разовой акцией, а приобрело постоянное развитие, расширились рамки замечательного проекта. Оркестр, при грандиозности своих творческих планов, готов реализовывать их на столь же грандиозной Тюменской земле.

Святослав Одаренко, г. Новосибирск:

– Как по велению дирижерской палочки оркестр создает единое звучание мелодии?

– Еще Римский-Корсаков говорил, что «дирижерство – дело темное». Музыканты играют, у них есть ноты, каждый из них решает творческие задачи, а какой-то «загадочный» человек стоит спиной к публике и жестикулирует... Однако работа дирижера благодарна и интересна. Когда души музыкантов и дирижера сливаются в едином порыве – звучит тождественное прочтение музыкального произведения. Это коллектив единомышленников, хотя, конечно, дирижерская функция превалирует. Вследствие революционных веяний 20-х годов прошлого века симфонический ансамбль пытался выступать без дирижера – его тогда выставляли деспотом и тираном, который навязывает свою волю. Но воплощение этой идеи напоминало крыловскую басню «Квартет». Кто-то должен объединять коллектив, давать общую задачу и решать проблемы, которые возникают при работе над каким-либо музыкальным произведением.

Нина Дымкова, г. Тюмень:

– Музыка не нуждается в переводчиках: она объединяет людей и несет гуманную функцию. Знакомите ли вы мир со своим искусством?

– Нина Александровна, узнаю по голосу своего любимого преподавателя. Спасибо за то, что научили меня одному из самых замечательных языков мира – французскому. Хотим выехать и продемонстрировать все, что умеем. Коллектив давно может стать «визитной карточкой» региона и его туристического центра – Тобольска.

Аркадий Кузнецов:

– Сможет ли культура стать локомотивом модернизации?

– Много лет  в обществе идут разговоры о национальной идее. «Вертят» ее со всех сторон, но так и не прозвучало, что означают понятия «загадочная русская душа» и «русская идея». Есть выражение: «Красота спасет мир», так пусть она его и модернизирует. «Модернизация» – лишь красивое слово, менять, как сказал бы Филипп
Филиппович из «Собачьего сердца», нужно «мозги» всех россиян. Искать ответ в глубине не стоит – он на поверхности. Чем человек культурнее, тем больше он приносит прагматической пользы. У него шире горизонты, глубже и ярче видение мира. Давно не слышу слова «культура», оно вымывается. Хотелось бы, чтобы мысль о важности этой отрасли постепенно проникала в умы сограждан, внедрялась, как  в любимом выражении чиновников, по вертикали. На культуру нашего Отечества равняются все страны мира, но ее работники, к сожалению, не самая финансируемая часть населения России.

Татьяна Маркова, г. Тюмень:

– Расскажите о премии «Душа России», лауреатом которой вы являетесь, и поделитесь творческими планами.

– Премия Министерства культуры Российской Федерации присуждена в номинации «Исполнительство на русских народных инструментах». К чести Тюменской области работа оркестра была замечена и для меня «Душа России» – дорогая награда. Планов «громадье», в репертуарном портфеле есть «заделы», но нам бы не только заниматься грядущим, а реализовать творческий багаж, который скопили за пятьдесят лет.

Марина Аникина,  г. Тюмень:

– Какие перспективы у оркестра и его участников?

– У меня в голове давно «сидит» выражение замечательного педагога Макаренко, который в трудах по воспитанию коллектива и поддержанию его жизнеспособности изобрел понятие «перспектива завтрашней радости». Это одно из условий существования творческого коллектива. Познакомить людей с достижениями – забота не только художественного руководителя. Начинать разговор о дальнейшем существовании коллектива нужно с постановки вопроса о полнокровных гастрольных поездках. В основе этого должен лежать менедж-мент, соответствующий уровню оркестра.

Марина Андреева, г. Тюмень:

– Как часто происходит ротация коллектива?

– Раньше к нам записывались все желающие, сейчас существует штатное расписание, в котором 40 ставок. Выясняется, что ДК не могут содержать такие коллективы на профессиональной основе. Было создано муниципальное автономное образование, объединившее творческие силы города – народный и духовой оркестры, театр песни, фольклорный ансамбль, но потом началось сокращение штатов. С коллективом я пять десятилетий, это целая жизнь, признаюсь, непростая. В последнее время стало трудно отстаивать и сохранять оркестр. Спортсмен за пять лет может добиться результатов и выйти из игры. Музыкантам, поднявшимся на определенную высоту, сложнее сохранить форму. Долгая жизнь оркестра объясняется бережным отношением друг к другу его участников, взаимопомощью в житейских ситуациях.

Нина Тюрикова, г. Тюмень:

– Кто занимается рекламой коллектива и не обидно ли играть в полупустых залах?

– Вы совершенно справедливо указываете на недостатки. У нас есть товар, причем качественный, нужно учиться его продавать. Музыка – безбрежный океан и нам всегда будет чем заняться. Никогда не разочаровывали аудиторию, обещаем и дальше радовать слушателей.

Аркадий Кузнецов:

– Выражением «культурный товар» оперируют в США, где вторая по величине отрасль экономики называется «Entertainment» (развлечение). Сможем ли мы зарабатывать на экспорте русского искусства?

– Такая экзотика, как народное пение или инструментальное исполнение, находит отклик во всем мире. В Югославии мы играли в Русском доме, построенном бароном Врангелем. Собрался цвет отечественной интеллигенции, волею судеб заброшенный за границу. Узнав, что мы скоро уезжаем, многие совершенно искренне расстроились: «Почему же ненадолго? Мы бы вам стадионы собрали!» Еще одним подарком судьбы стала поездка в Тунис, где  выступали в зале на тысячу зрителей. Без переводчика и объявления номеров отыграли большой концерт мировой классики и люди встали! Для них звучание оркестра
народных инструментов стало потрясением. В общем, культура еще какой «экспортный товар», только это еще не осознали многие русские.

Александр Пономарев, г. Тюмень:

–  Я играл в этом оркестре, когда он только начинал свою работу. Его высокому статусу не вполне соответствуют костюмы музыкантов...

– Отрадно слышать такое конкретное и тонкое замечание, когда артист печется об артисте. Не всем эти костюмы нравятся, они не всегда совпадают с репертуаром, который исполняем. Играем, допустим, итальянскую или  французскую классику в костюмах «Ванька с ярмарки». Что  с этим делать? Все упирается
в средства.

Вячеслав Гусаров, г. Владивосток:
– Во Владивостоке два оркестра русских народных инструментов, хотя он немногим больше Тюмени. Приглашаем тюменцев в гости!

– Гастроли на Дальний Восток сейчас сродни полету на Луну. Знаем, что «на кораблях» есть замечательные музыканты. Руководитель нашего ансамбля «Сибирская забава» – моряк с Тихого океана. А в Севастополе оркестр русских народных инструментов даже старше нашего. Хорошее отношение к народной музыке в Челябинске, где при институте культуры создан камерный оркестр народных инструментов. В свое время в Уральской консерватории, в академии имени Гнесиных было очень много студентов из Тюменского училища искусств – сейчас заметно меньше, так как расти неоткуда. После оптимизации из восьми музыкальных школ осталось три, а ведь каждая из них имела свой творческий профиль. Когда я работал в ДМШ № 1 там было два детских оркестра по тридцать человек, нынче с трудом собирается ансамбль из двенадцати человек. Преподаватели с балалаек и домр переквалифицировались на гитары.

Наш коллектив является «донором» академии культуры, многие студенты которой сейчас мои артисты.

Аркадий Кузнецов:

– Подведите итоги сегодняшнего общения.

– «Vox dei – vox populi», как говорится: «Глас народа – Божий глас». То, что мы есть, народ, слава богу, знает, но недостаточно. О том, что мы нужны, – нет вопросов. Следовательно, все делаем правильно: положено немало труда, оркестр достойно прожил свои пятьдесят лет, хотелось бы жить дольше, чтобы сохранялась эта культурная единица, с хорошим знаком тюменского качества и нужностью не только России, но  и всему миру.

Как говорил Чайковский: «Я бы хотел всеми фибрами души, чтобы моя музыка распространялась и пропагандировалась». Точно так же нам хочется жить дальше, быть успешными во всех направлениях, а не просто каким-то творческим эталоном. Чтобы были со всех сторон заметны, известны и нужны.

Хочется чувствовать востребованность коллектива, и такая встреча, которая состоялась в редакции газеты «Тюменская область сегодня», дает право на это надеяться.

– Желаю вам уставать по-настоящему от творческой работы, а не от решения бытовых вопросов. Пусть музыки в вашей жизни будет столько, чтобы иногда хотелось тишины.

В редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась прямая линия с участием руководителя и дирижера Тюменского оркестра русских народных инструментов Александра Андрюшкина


Тема встречи: «История и перспективы развития традиционных видов творчества», посвящалась она 50-летию старейшего в Тюменской области музыкального коллектива. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы читателей.
Христина Е ресько, г. Тюмень:

– Не кажется ли вам, что русская народная культура устарела, молодежь ею практически не интересуется?

– Каким бы мусором ни заваливали живой родник, он все равно пробьется и будет нести чистые воды. Могучая российская культура не может быть затоптана привнесенными псевдохудожественными ценностями. Однажды молодежным составом мы попали на математическую олимпиаду в университет, отыграли программу и обнаружили в книге отзывов запись: «Огромное спасибо, ваш ансамбль звучит не хуже «Бони М».

Конечно, нужно отличать образцовую или классическую культуру Германии, Франции, Италии, но наша молодежь заимствует ее очень избирательно. Судя по последним «шедеврам» нашего телевидения, мы уже «обогнали» в пошлости и западные образцы.

Оркестр русских народных инструментов создан по образу и подобию симфонического оркестра, который появился в Европе. Не хочу обвинять Запад в инсургенциях и посягательствах на нашу культуру, но, как говорится, «что имеем»… Русской культуре есть чем противостоять псевдоизобретениям человеческого духа. Равным образом незыблемым монолитом являются шедевры европейской живописи, музыки и литературы.

Есть аналоги, когда лучшие образцы молодежной субкультуры исполняются в классической манере. Мой сын, как большой знаток и поклонник рок-музыки, давно спрашивает меня, когда же  в репертуаре нашего оркестра появится фантазия на бессмертные произведения «Битлз»? Они будут звучать совершенно по-другому, появится привнесенная «русскость»… Есть мастера и в наших краях, например, лидер группы «Инструкция по Выживанию», талантливый автор песен Роман Неумоев. Знал его  с младых лет, мы были соседями с его дедом, Героем Советского Союза Яковом Неумоевым. Кстати, Рома начинал в музыкальной школе по классу баяна. С удивлением узнал, что он вырос в видную фигуру отечественной рок-культуры.

Степан Л иходзиевский, г. Ташкент:

– Не стыдитесь ли вы, что ваш сын играл в группе «Гражданская оборона», которую в свое время считали антимузыкальной, асоциальной и вообще не имеющей права на существование?

– Когда много минусов, в итоге получается плюс. Мне трудно дать определение подобной музыке, она специфична, но группа просуществовала достаточно долго и была на волне популярности. Все ее участники симпатичны в общении, и мне совсем не стыдно, что мой сын внес свою лепту в развитие отечественного рока. У него все получается, развит личный музыкальный вкус. Саша изумительный аранжировщик, берется за пропаганду самых высоких образцов эстрады.

Кстати, Ташкент – наша «оркестровая легенда», одно из самых ярких географических и эмоциональных впечатлений. Это, действительно, восточная сказка «1000 и одной ночи». Лет 25 назад, когда после землетрясения был отстроен практически новый город, там проводился Всесоюзный фестиваль народного творчества. Все 15 республик с фольклорными достижениями и образцами искусства приехали туда и жили как огромная семья. Принимали в Узбекистане замечательно, со знаменитым восточным гостеприимством.

Владимир Мефодьев, г. Тюмень:

– В вашем репертуаре удельный вес занимает классическая музыка. как повышается квалификация музыкантов и где коллектив выступает чаще всего?

– Не один десяток лет  в нашем творчестве представлены как лучшие образцы народных обработок, так  и классика. Наши юбилейные концерты назывались «Знакомство и воспоминания», «Парад солистов», «Жемчужины мировой инструментальной классики». Постоянно исполняем цикл «Звонкие струны России», а наш музыкальный абонемент включает более двенадцати программ для самых разных слушателей. В оркестре много замечательной молодежи, красивой духовно и физически. Все они закончили консерваторию или продолжают обучение в аспирантуре. Весьма серьезный народ, работать с которым огромное удовольствие. В плане профессионального роста у нас неограниченные перспективы.

За 50 лет четыре раза выезжали в дальнее зарубежье – Польшу, Югославию и Тунис, что мало для коллектива такого уровня. В свое время прошли по пути нефтяных первопроходцев до Полярного круга, дважды ходили на агиттеплоходах, видели рождение Нижневартовска, Сургута, Нефтеюганска – маленьких поселений, ставших промышленными гигантами. Последние запоминающиеся гастроли были в прошлом году, когда по программе «Культура России» оркестр побывал во всех районах юга области. Поняли, насколько нужны людям, насколько интересна наша работа. Хотелось, чтобы это не осталось разовой акцией, а приобрело постоянное развитие, расширились рамки замечательного проекта. Оркестр, при грандиозности своих творческих планов, готов реализовывать их на столь же грандиозной Тюменской земле.

Святослав Одаренко, г. Новосибирск:

– Как по велению дирижерской палочки оркестр создает единое звучание мелодии?

– Еще Римский-Корсаков говорил, что «дирижерство – дело темное». Музыканты играют, у них есть ноты, каждый из них решает творческие задачи, а какой-то «загадочный» человек стоит спиной к публике и жестикулирует... Однако работа дирижера благодарна и интересна. Когда души музыкантов и дирижера сливаются в едином порыве – звучит тождественное прочтение музыкального произведения. Это коллектив единомышленников, хотя, конечно, дирижерская функция превалирует. Вследствие революционных веяний 20-х годов прошлого века симфонический ансамбль пытался выступать без дирижера – его тогда выставляли деспотом и тираном, который навязывает свою волю. Но воплощение этой идеи напоминало крыловскую басню «Квартет». Кто-то должен объединять коллектив, давать общую задачу и решать проблемы, которые возникают при работе над каким-либо музыкальным произведением.

Нина Дымкова, г. Тюмень:

– Музыка не нуждается в переводчиках: она объединяет людей и несет гуманную функцию. Знакомите ли вы мир со своим искусством?

– Нина Александровна, узнаю по голосу своего любимого преподавателя. Спасибо за то, что научили меня одному из самых замечательных языков мира – французскому. Хотим выехать и продемонстрировать все, что умеем. Коллектив давно может стать «визитной карточкой» региона и его туристического центра – Тобольска.

Аркадий Кузнецов:

– Сможет ли культура стать локомотивом модернизации?

– Много лет  в обществе идут разговоры о национальной идее. «Вертят» ее со всех сторон, но так и не прозвучало, что означают понятия «загадочная русская душа» и «русская идея». Есть выражение: «Красота спасет мир», так пусть она его и модернизирует. «Модернизация» – лишь красивое слово, менять, как сказал бы Филипп
Филиппович из «Собачьего сердца», нужно «мозги» всех россиян. Искать ответ в глубине не стоит – он на поверхности. Чем человек культурнее, тем больше он приносит прагматической пользы. У него шире горизонты, глубже и ярче видение мира. Давно не слышу слова «культура», оно вымывается. Хотелось бы, чтобы мысль о важности этой отрасли постепенно проникала в умы сограждан, внедрялась, как  в любимом выражении чиновников, по вертикали. На культуру нашего Отечества равняются все страны мира, но ее работники, к сожалению, не самая финансируемая часть населения России.

Татьяна Маркова, г. Тюмень:

– Расскажите о премии «Душа России», лауреатом которой вы являетесь, и поделитесь творческими планами.

– Премия Министерства культуры Российской Федерации присуждена в номинации «Исполнительство на русских народных инструментах». К чести Тюменской области работа оркестра была замечена и для меня «Душа России» – дорогая награда. Планов «громадье», в репертуарном портфеле есть «заделы», но нам бы не только заниматься грядущим, а реализовать творческий багаж, который скопили за пятьдесят лет.

Марина Аникина,  г. Тюмень:

– Какие перспективы у оркестра и его участников?

– У меня в голове давно «сидит» выражение замечательного педагога Макаренко, который в трудах по воспитанию коллектива и поддержанию его жизнеспособности изобрел понятие «перспектива завтрашней радости». Это одно из условий существования творческого коллектива. Познакомить людей с достижениями – забота не только художественного руководителя. Начинать разговор о дальнейшем существовании коллектива нужно с постановки вопроса о полнокровных гастрольных поездках. В основе этого должен лежать менедж-мент, соответствующий уровню оркестра.

Марина Андреева, г. Тюмень:

– Как часто происходит ротация коллектива?

– Раньше к нам записывались все желающие, сейчас существует штатное расписание, в котором 40 ставок. Выясняется, что ДК не могут содержать такие коллективы на профессиональной основе. Было создано муниципальное автономное образование, объединившее творческие силы города – народный и духовой оркестры, театр песни, фольклорный ансамбль, но потом началось сокращение штатов. С коллективом я пять десятилетий, это целая жизнь, признаюсь, непростая. В последнее время стало трудно отстаивать и сохранять оркестр. Спортсмен за пять лет может добиться результатов и выйти из игры. Музыкантам, поднявшимся на определенную высоту, сложнее сохранить форму. Долгая жизнь оркестра объясняется бережным отношением друг к другу его участников, взаимопомощью в житейских ситуациях.

Нина Тюрикова, г. Тюмень:

– Кто занимается рекламой коллектива и не обидно ли играть в полупустых залах?

– Вы совершенно справедливо указываете на недостатки. У нас есть товар, причем качественный, нужно учиться его продавать. Музыка – безбрежный океан и нам всегда будет чем заняться. Никогда не разочаровывали аудиторию, обещаем и дальше радовать слушателей.

Аркадий Кузнецов:

– Выражением «культурный товар» оперируют в США, где вторая по величине отрасль экономики называется «Entertainment» (развлечение). Сможем ли мы зарабатывать на экспорте русского искусства?

– Такая экзотика, как народное пение или инструментальное исполнение, находит отклик во всем мире. В Югославии мы играли в Русском доме, построенном бароном Врангелем. Собрался цвет отечественной интеллигенции, волею судеб заброшенный за границу. Узнав, что мы скоро уезжаем, многие совершенно искренне расстроились: «Почему же ненадолго? Мы бы вам стадионы собрали!» Еще одним подарком судьбы стала поездка в Тунис, где  выступали в зале на тысячу зрителей. Без переводчика и объявления номеров отыграли большой концерт мировой классики и люди встали! Для них звучание оркестра
народных инструментов стало потрясением. В общем, культура еще какой «экспортный товар», только это еще не осознали многие русские.

Александр Пономарев, г. Тюмень:

–  Я играл в этом оркестре, когда он только начинал свою работу. Его высокому статусу не вполне соответствуют костюмы музыкантов...

– Отрадно слышать такое конкретное и тонкое замечание, когда артист печется об артисте. Не всем эти костюмы нравятся, они не всегда совпадают с репертуаром, который исполняем. Играем, допустим, итальянскую или  французскую классику в костюмах «Ванька с ярмарки». Что  с этим делать? Все упирается
в средства.

Вячеслав Гусаров, г. Владивосток:
– Во Владивостоке два оркестра русских народных инструментов, хотя он немногим больше Тюмени. Приглашаем тюменцев в гости!

– Гастроли на Дальний Восток сейчас сродни полету на Луну. Знаем, что «на кораблях» есть замечательные музыканты. Руководитель нашего ансамбля «Сибирская забава» – моряк с Тихого океана. А в Севастополе оркестр русских народных инструментов даже старше нашего. Хорошее отношение к народной музыке в Челябинске, где при институте культуры создан камерный оркестр народных инструментов. В свое время в Уральской консерватории, в академии имени Гнесиных было очень много студентов из Тюменского училища искусств – сейчас заметно меньше, так как расти неоткуда. После оптимизации из восьми музыкальных школ осталось три, а ведь каждая из них имела свой творческий профиль. Когда я работал в ДМШ № 1 там было два детских оркестра по тридцать человек, нынче с трудом собирается ансамбль из двенадцати человек. Преподаватели с балалаек и домр переквалифицировались на гитары.

Наш коллектив является «донором» академии культуры, многие студенты которой сейчас мои артисты.

Аркадий Кузнецов:

– Подведите итоги сегодняшнего общения.

– «Vox dei – vox populi», как говорится: «Глас народа – Божий глас». То, что мы есть, народ, слава богу, знает, но недостаточно. О том, что мы нужны, – нет вопросов. Следовательно, все делаем правильно: положено немало труда, оркестр достойно прожил свои пятьдесят лет, хотелось бы жить дольше, чтобы сохранялась эта культурная единица, с хорошим знаком тюменского качества и нужностью не только России, но  и всему миру.

Как говорил Чайковский: «Я бы хотел всеми фибрами души, чтобы моя музыка распространялась и пропагандировалась». Точно так же нам хочется жить дальше, быть успешными во всех направлениях, а не просто каким-то творческим эталоном. Чтобы были со всех сторон заметны, известны и нужны.

Хочется чувствовать востребованность коллектива, и такая встреча, которая состоялась в редакции газеты «Тюменская область сегодня», дает право на это надеяться.

– Желаю вам уставать по-настоящему от творческой работы, а не от решения бытовых вопросов. Пусть музыки в вашей жизни будет столько, чтобы иногда хотелось тишины.