Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Наталья Дворцова: «Пора изменить книгоиздательский рынок Тюмени»

Общество, 10:27, 07 апреля 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Наталья Дворцова: «Пора изменить книгоиздательский рынок Тюмени». .

Шестой год она заведует кафедрой издательского дела и редактирования в Тюменском госуниверситете и абсолютно серьезно заявляет, что чрезмерное увлечение книгами ведет к помешательству, к бунту против мира.

Она выросла на примерах советских книжных героев, «спрятанных» меж пожелтевших страниц пухлых томов, но двумя руками за новый формат изданий – электронный. Она говорит, что глянец никто не читает, однако в одном из таких журналов выступает в роли колумниста. В ее судьбе несколько городов, но главным считает вдохновенный Петербург: приехав на Неву в одиннадцать лет и оставшись на исторических берегах до тринадцати, рано повзрослела, определила, что будет главным, а что второстепенным.

Немного противоречий, которые в ее случае – что изюм, огромное желание поменять «книжное лицо» Тюмени. Доктор филологических наук, профессор, организатор и куратор регионального конкурса «Книга года», «Женщина года» по версии «Клуба 7» Наталья Дворцова о самой главной удаче в своей профессиональной жизни.

– Наталья Петровна, почему кафедра издательского дела и редактирования? Что, так много любви к книге и слову, любви трепетной?

– Пять лет назад этой кафед-ры в университете не было. Когда я являлась заведующей кафедры русской литературы, «редакторско-издательская» специальность возникла именно в ее русле. Потом мне поручили создать нечто новое (фактически с нуля), организовать людей, которые даже для Тюмени занимались не совсем обычным и привычным делом… Считаю, что это одна из удач в жизни!  И вот теперь работаем на благо областного центра.

В конце марта в рамках проходящего в Тюмени Года чтения почти все сотрудники кафедры выступали перед школьными педагогами с лекциями. Было лестно услышать в ответ, что такого объема информации по истории чтения – от свитка до электронной книги – учителя не получали давненько. Кстати, на этих встречах мы поняли, что именно вызывает живой интерес, и в ближайшем будущем собираемся выпустить специальную книгу.

– Странно, учитель, и не осведомлен о культуре чтения?..

–  Да, это парадоксально. Проблемы чтения в стране стали осознаваться во второй половине XX века. Тогда педагоги в голос заговорили, что дети не читают… А что значит читать? Читать – как дышать! Сейчас наблюдаем похожую ситуацию: в Интернете десятки сайтов, посвященных теме, но сам процесс изучен мало. На Западе с этим как-то получше. В Париже, например, существует целая школа потрясающего исследователя чтения Роже Шартье. Он основал научную школу по истории чтения.

– Учителя мало знают об истории чтения, а школьники тем более… Так выходит?

– Естественно.

– А к ребятам вы не хотите выйти так же, как к их педагогам?

– Хотим. И выходим. Часто нас приглашают в школу  № 70. В ней трудятся мои дипломники Галя Синицына (Хомякова) и Владимир Никляев. Директора же Лидию Русакову считаю одним из лучших руководителей учебного заведения в стране. В общем, сотрудничаем давно и связи поддерживаем постоянно.

– Легко ли вашим выпускникам найти работу по специальности?

– Тот, кто хочет найти, найдет. Вот, держу на столе журнал «Shape». Выпускница прошлого года Ксения Менщикова работает в нем литературным редактором…

– Человек усердно стремился в Москву?

– Нет. Само собой получилось. Своих ребят стараемся вывозить на практику в Москву и Петербург. Там же масса издательств, типографий, редакций, книжных магазинов. Если студент уже с первого курса знает, что останется в профессии, то определит хорошее местечко гораздо раньше, чем защитит диплом. Да, многие уезжают в столицы. Устраиваются. Это свидетельство того, что мы-то, преподаватели, работаем не зря. Здесь же, в Тюмени, для тех, кто решает остаться, ежегодно выпускаем справочник по книжным предприятиям города. В 2010 году, например, их было 114.

В университет часто идут потому, что заставляют родители: «Давай, получай диплом». А ребенку он совсем не нужен. Не нужно ему редактирование… Потому и не находит себя после. Если Настя Казакова хотела учиться и работать по специальности, то легко попала в екатеринбургское издательство «Баско». На нее там не нарадуются!

– Издательский хлеб – тяжелый или легкий?

– Тяжелейший! Это бизнес, который не дает большой прибыли. В нем в основном заняты энтузиасты. Ведь и первыми за книгоиздание в Тюмени взялись… романтики, у которых не было специального образования, но которые имели хороший вкус.

Знаете, в России ведь непростая структура книгоиздания: почти 6000 издательств, причем практически все сосредоточены в Москве и Питере, в регионах – «крохи». В Тюмени этот рынок до сих пор в зачаточном состоянии. Не установлена простейшая связь между автором, издателем, книжным магазином и читателем. Сами издательства не заинтересованы в том, чтобы продвигать продукцию. Я все время привожу пример «Баско» из Екатеринбурга. Как активно оно работает: презентации, встречи с читателями в книжных магазинах и библиотеках! Тюменцы в основном делают заказные книги… На такую «неудобренную» землю и приходят наши студенты. Надеюсь, они изменят состояние издательского дела и в городе, и в регионе.

– Сколько ребят выпускаете?

– В прошлом году было 42 выпускника. За пять лет специальность немного раскрутилась. Приезжают северяне.

– Следите за судьбой «вылетевших из гнезда»?

– Раз их немного, то все на виду. Холим, лелеем, с работой помогаем. У кафедры достаточно тесные связи с разными издательствами. В помощь региональный конкурс «Книга года», на котором студенты встречаются с будущими работодателями.

– В университете работать оставляете?

– Да. Когда всей кафедрой выступали перед школьными учителями, особым успехом пользовались лекции самого молодого преподавателя Дарьи Мышленниковой – электронными изданиями занимается. С виду тихая девочка (маленькая такая, с косичками), но знаний у нее!.. На кафедре работает шесть теоретиков. Остальные преподаватели – приглашенные практики. Александр Новик, председатель Тюменского отделения Союза художников России, например, читал лекции по иллюстрированию книг. Привлекаем Сергея Симакова из «Баско», Евгения Зашихина из «Сократа». Нас постоянно ругают за продвижение электронной книги. Тюмень в этом смысле город традиционный, патриархальный. Но на своем стоять будем! Это новое поле работы. Это будущее.

– Ваше личное отношение к книге? Как вы к ней пришли?

– Многочисленные исследования показывают, что количество людей, которые любят читать, как и количество людей, которые успешно занимаются бизнесом, во все времена одно и то же. Причем достаточно небольшое. Я просто попала в этот «процент»! И в общем-то не жалею. Не скажу, что в моей семье много читали… Главным чтецом могу назвать только дедушку. Он читал вдохновенно, громко, для всех. Как сейчас помню, каникулы и «Поднятая целина» Шолохова вслух!.. Тогда и запомнился литературный персонаж дед Щукарь.
У Германа Гессе есть потрясающий рассказ о человеке, который очумело читал книжки. Через слово он «впитал» всю мировую культуру, но рядом не осталось ни одной живой души. Вспомните еще один знаменитый сюжет – про Дон Кихота. Чрезмерное увлечение книгами ведет к помешательству,  к бунту против мира, к конфликту… Уверена, роль книг нельзя абсолютизировать.

– Тем не менее вы постоянно в их окружении…

– Да. Но без фанатизма.

Шестой год она заведует кафедрой издательского дела и редактирования в Тюменском госуниверситете и абсолютно серьезно заявляет, что чрезмерное увлечение книгами ведет к помешательству, к бунту против мира.

Она выросла на примерах советских книжных героев, «спрятанных» меж пожелтевших страниц пухлых томов, но двумя руками за новый формат изданий – электронный. Она говорит, что глянец никто не читает, однако в одном из таких журналов выступает в роли колумниста. В ее судьбе несколько городов, но главным считает вдохновенный Петербург: приехав на Неву в одиннадцать лет и оставшись на исторических берегах до тринадцати, рано повзрослела, определила, что будет главным, а что второстепенным.

Немного противоречий, которые в ее случае – что изюм, огромное желание поменять «книжное лицо» Тюмени. Доктор филологических наук, профессор, организатор и куратор регионального конкурса «Книга года», «Женщина года» по версии «Клуба 7» Наталья Дворцова о самой главной удаче в своей профессиональной жизни.

– Наталья Петровна, почему кафедра издательского дела и редактирования? Что, так много любви к книге и слову, любви трепетной?

– Пять лет назад этой кафед-ры в университете не было. Когда я являлась заведующей кафедры русской литературы, «редакторско-издательская» специальность возникла именно в ее русле. Потом мне поручили создать нечто новое (фактически с нуля), организовать людей, которые даже для Тюмени занимались не совсем обычным и привычным делом… Считаю, что это одна из удач в жизни!  И вот теперь работаем на благо областного центра.

В конце марта в рамках проходящего в Тюмени Года чтения почти все сотрудники кафедры выступали перед школьными педагогами с лекциями. Было лестно услышать в ответ, что такого объема информации по истории чтения – от свитка до электронной книги – учителя не получали давненько. Кстати, на этих встречах мы поняли, что именно вызывает живой интерес, и в ближайшем будущем собираемся выпустить специальную книгу.

– Странно, учитель, и не осведомлен о культуре чтения?..

–  Да, это парадоксально. Проблемы чтения в стране стали осознаваться во второй половине XX века. Тогда педагоги в голос заговорили, что дети не читают… А что значит читать? Читать – как дышать! Сейчас наблюдаем похожую ситуацию: в Интернете десятки сайтов, посвященных теме, но сам процесс изучен мало. На Западе с этим как-то получше. В Париже, например, существует целая школа потрясающего исследователя чтения Роже Шартье. Он основал научную школу по истории чтения.

– Учителя мало знают об истории чтения, а школьники тем более… Так выходит?

– Естественно.

– А к ребятам вы не хотите выйти так же, как к их педагогам?

– Хотим. И выходим. Часто нас приглашают в школу  № 70. В ней трудятся мои дипломники Галя Синицына (Хомякова) и Владимир Никляев. Директора же Лидию Русакову считаю одним из лучших руководителей учебного заведения в стране. В общем, сотрудничаем давно и связи поддерживаем постоянно.

– Легко ли вашим выпускникам найти работу по специальности?

– Тот, кто хочет найти, найдет. Вот, держу на столе журнал «Shape». Выпускница прошлого года Ксения Менщикова работает в нем литературным редактором…

– Человек усердно стремился в Москву?

– Нет. Само собой получилось. Своих ребят стараемся вывозить на практику в Москву и Петербург. Там же масса издательств, типографий, редакций, книжных магазинов. Если студент уже с первого курса знает, что останется в профессии, то определит хорошее местечко гораздо раньше, чем защитит диплом. Да, многие уезжают в столицы. Устраиваются. Это свидетельство того, что мы-то, преподаватели, работаем не зря. Здесь же, в Тюмени, для тех, кто решает остаться, ежегодно выпускаем справочник по книжным предприятиям города. В 2010 году, например, их было 114.

В университет часто идут потому, что заставляют родители: «Давай, получай диплом». А ребенку он совсем не нужен. Не нужно ему редактирование… Потому и не находит себя после. Если Настя Казакова хотела учиться и работать по специальности, то легко попала в екатеринбургское издательство «Баско». На нее там не нарадуются!

– Издательский хлеб – тяжелый или легкий?

– Тяжелейший! Это бизнес, который не дает большой прибыли. В нем в основном заняты энтузиасты. Ведь и первыми за книгоиздание в Тюмени взялись… романтики, у которых не было специального образования, но которые имели хороший вкус.

Знаете, в России ведь непростая структура книгоиздания: почти 6000 издательств, причем практически все сосредоточены в Москве и Питере, в регионах – «крохи». В Тюмени этот рынок до сих пор в зачаточном состоянии. Не установлена простейшая связь между автором, издателем, книжным магазином и читателем. Сами издательства не заинтересованы в том, чтобы продвигать продукцию. Я все время привожу пример «Баско» из Екатеринбурга. Как активно оно работает: презентации, встречи с читателями в книжных магазинах и библиотеках! Тюменцы в основном делают заказные книги… На такую «неудобренную» землю и приходят наши студенты. Надеюсь, они изменят состояние издательского дела и в городе, и в регионе.

– Сколько ребят выпускаете?

– В прошлом году было 42 выпускника. За пять лет специальность немного раскрутилась. Приезжают северяне.

– Следите за судьбой «вылетевших из гнезда»?

– Раз их немного, то все на виду. Холим, лелеем, с работой помогаем. У кафедры достаточно тесные связи с разными издательствами. В помощь региональный конкурс «Книга года», на котором студенты встречаются с будущими работодателями.

– В университете работать оставляете?

– Да. Когда всей кафедрой выступали перед школьными учителями, особым успехом пользовались лекции самого молодого преподавателя Дарьи Мышленниковой – электронными изданиями занимается. С виду тихая девочка (маленькая такая, с косичками), но знаний у нее!.. На кафедре работает шесть теоретиков. Остальные преподаватели – приглашенные практики. Александр Новик, председатель Тюменского отделения Союза художников России, например, читал лекции по иллюстрированию книг. Привлекаем Сергея Симакова из «Баско», Евгения Зашихина из «Сократа». Нас постоянно ругают за продвижение электронной книги. Тюмень в этом смысле город традиционный, патриархальный. Но на своем стоять будем! Это новое поле работы. Это будущее.

– Ваше личное отношение к книге? Как вы к ней пришли?

– Многочисленные исследования показывают, что количество людей, которые любят читать, как и количество людей, которые успешно занимаются бизнесом, во все времена одно и то же. Причем достаточно небольшое. Я просто попала в этот «процент»! И в общем-то не жалею. Не скажу, что в моей семье много читали… Главным чтецом могу назвать только дедушку. Он читал вдохновенно, громко, для всех. Как сейчас помню, каникулы и «Поднятая целина» Шолохова вслух!.. Тогда и запомнился литературный персонаж дед Щукарь.
У Германа Гессе есть потрясающий рассказ о человеке, который очумело читал книжки. Через слово он «впитал» всю мировую культуру, но рядом не осталось ни одной живой души. Вспомните еще один знаменитый сюжет – про Дон Кихота. Чрезмерное увлечение книгами ведет к помешательству,  к бунту против мира, к конфликту… Уверена, роль книг нельзя абсолютизировать.

– Тем не менее вы постоянно в их окружении…

– Да. Но без фанатизма.