×
В социальных сетях
В печатной версии

Игры разума Сергея Грязнова

21 марта — Международный день кукольника


По многолетней и неслучайной традиции День кукольника (21 марта) Тюменский театр кукол празднует аж целую неделю, вплоть до Международного дня театра (27 марта).

Каждый год героем «творческой семидневки» становится кто-то из любимых детворой актеров. На этот раз героев двое – Грязнов и Перепелкин. Первый – главный режиссер, второй – главный художник. В нынешнем сезоне, кстати, 65-м – юбилейном, каждый из них отпраздновал пятидесятилетие со дня рождения. Стало быть, оставайтесь главными и на «Неделе кукольника»! Вот вам проект «Раз Сергей, два Сергей, раз спектакль, два спектакль...». Каждый день с 21 по 27 марта зрители театра кукол будут смотреть спектакли, созданные Грязновым и Перепелкиным в тандеме. Следите за афишей!

О Сергее Перепелкине газета «Тюменская область сегодня» писала в декабре 2010 года. Этот одаренный человек – не только художник. Он и критик, и меломан... Очень чуткий и деликатный. Интервью с Сергеем Грязновым – с пылу, с жару. Этот герой – как огонь. Энергия в нем не спит – бушует и рвется наружу. Один голосище чего стоит! Ничего удивительного...

– Сергей Анатольевич, вы, вроде, начинали как театральный актер?..

– Так я и не заканчивал!

– Зачем же тогда режиссерство?

– Все получилось плавно. Окончил театральное училище. Поработал актером, поучаствовал в самодеятельности. Потом театральный институт, где с актерского факультета перешел на режиссерский – место свободное появилось. Видимо, меня ждало.

– Театральная среда – мечта?

– Да! В школе (родился я в небольшом шахтерском поселке недалеко от Караганды) постоянно организовывал вечера, игры КВН, придумывал «спектакли».

– Как это часто встречается, вырос в рабочей семье?

– Именно так. Семья была рабочей, но не лишенной, что называется, домашнего творчества. Мама и папа вместе с друзьями и нами, ребятишками, пели и танцевали «под пластинку». Говорят, на сцену я впервые вышел в четыре года.

– Что за «роль»?

– В наш поселковый Дом культуры приехал цыганский ансамбль. Родители рассказывают: когда зазвучала музыка, я рванул с рук и весь концерт проплясал вместе с артистами.

– Ваш приезд в Тюмень целенаправленный?

– В Свердловском теат-ральном институте со мной вместе учился актер Тюменского театра драмы Толя Алексеев. Вот он-то и устроил «сюрприз»: подошел к главному режиссеру Александру Цодикову и рассказал обо мне. Цодиков передал свой телефон и предложил приехать на пробы… В итоге мы с женой перебрались в Тюмень.

– Навсегда?

– Нет. Я жил и играл в Тюмени, а доучивался в Свердловске. После окончания вуза получил приглашение в Свердловский академический театр драмы. Кто от такого подарка откажется?! Потом был Омск. А десять лет назад директор Тюменского театра кукол Василий Пустыльников предложил поставить детский спектакль. После него получил приглашение стать главным режиссером.

–  Что за спектакль?

– «Не хочу быть собакой».  В первой редакции.

– Как отбираете материал для работы? Предполагаете ли заранее: вот это – хит, а вот то – нечто средненькое?

– Если кто-то в нашей среде серьезно так думает, мне его жаль... Это неправильно! Работа с материалом – составляющая режиссерской профессии.

Нужно постоянно искать  сюжеты, тексты, определять системы кукол для разных возрастных аудиторий. Не стоит забывать о так называемой «нетленке» – базовых в воспитании ребенка постановках.

– Для какой аудитории интереснее ставить?

– Для всех детей интересно. А вот легче – для более старших. Можно использовать условности, рассчитанные на подсознательное мышление. В этом возрасте ребенок уже может оценивать. Малышам нужно рассказывать внятно, можно сказать, примитивно. Но это, поверьте, непросто. Потеряешь нить – потеряешь зрителя. Он либо заплачет, либо засобирается домой, либо зай-мется своими делами.

– Захрустит шоколадкой, например?

– Если хрустит, значит, неинтересно – сами виноваты. Это ребенок, который в отличие от взрослого еще не живет в рамках условностей, культурного имиджа.

– Любимые постановки?

– Безусловно, все. Как родные дети. Но у кого-то из них есть проблемы, у кого-то их нет – все равно не разлюблю.

– Нашли ли вы как режиссер своего актера?

– Искать актера, чтобы делать на него весь репертуар, – не мое. Я должен собрать талантливую и мобильную труппу! Конечно, невозможно сделать так, чтобы все актеры были заняты равнозначно. Моя задача – заинтересовать каждого таким образом, чтобы даже маленькая роль для него была важной и желанной.

– Планы?

– С 1 апреля кукольный театр приступает к постановке «Мойдодыра». Этот спектакль репетирует Галина Коптяева. Скоро начнем с Перепелкиным разрабатывать концепцию спектакля «Приключения Незнайки».

– В другие города выбираетесь?

– В Омск…

– По старой памяти?

– Там идут спектакли, в которых я занят («Кавказский меловой круг», «Дядя Ваня», «Васса Железнова») и которые ставил как режиссер («Веселый балаганчик», «Не хочу быть собакой»). Езжу во Владивосток. Там играю в «Последних», «Темной истории». Там же идет мой «Волшебный дождик».

– А заграница?

– Туда только на гастроли. Сейчас веду оседлый образ жизни – набран актерский курс в колледже искусств, ребята требуют много внимания.

– Наверняка кто-то из них в будущем станет актером театра кукол?

– Кое-кто уже играет в репертуарных спектаклях.

– Талантливых Аню и Сашу Ганичевых, Антона Нестеренко и Надю Черемнову тоже вы в Тюмень привезли?

– Да!

– Что это за хобби такое – поиск успешных?

– Формирование труппы – одна из задач режиссера.

– Как вас на все хватает?

– Не хватает…

– Что для вас значит фестиваль театров кукол «Золотой конек»?

– Возможность проверить свои силы в том виде искусства, которое для меня не является базовым, изначальным… На двух последних «Золотых коньках» взял первый приз. Предпоследний раз — за спектакль «Поющий поросенок». Последний — за спектакль «Двенадцать месяцев».

– Что будет дальше?

– Снова работа.

– В чем счастье?

– Счастливый человек тот, который договорился с собственной душой. Меня никто не гонит на работу из-под палки. Это уже хорошо!

------

Василий ПУСТЫЛЬНИКОВ,
директор Тюменского театра кукол:

– Сергей Грязнов и Сергей Перепелкин – творческое достояние нашего коллектива! Это люди, которые создают культурный имидж театра и отчасти города. Что касается юбилейного сезона, то к нему мы подошли с большим багажом традиций и новых идей, которые позволяют конкурировать с... телевидением.

Здание построено предшественниками. В 2003 году оно было реконструировано, но удалось сохранить мозаичное и керамическое панно, дуб, часы, технически оснастить зал...

Я рад, что театр развивается. Не без помощи эффективного менеджмента: государственные субсидии составляют 50 процентов, остальные средства зарабатываем сами. Накануне Дня кукольника спешу пожелать коллективу свежих идей, здоровья и благополучия!

686Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Губернатор Тюменской области Александр Моор подписал соглашение о сотрудничестве с руководителем социальной сети «Одноклассники» Антоном Федчиным.
Знаковым событием для комсомольцев ХХ века стало открытие памятника «Молодым созидателям земли Тюменской». Вспоминаю конкурс работ архитекторов, претендовавших на его разработку.
Настасью Самбурскую видели на рынке "Михайловском".
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
По всей стране в ноябре пройдёт этнографический диктант.
Тюмень вновь радует горожан теплым солнцем.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи