Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Будущее – за макротехнологиями

Слушать новость
Будущее – за макротехнологиями. .

Тюменские ученые, эксперты, общественность ищут ответы на вызовы современности, предлагая новые пути решения проблем бизнеса и общества

Начало в № 12 за 27 января, № 13 за 28 января, № 16 за 2 февраля, № 18 за 4 февраля

Губернаторские чтения вызвали большой общественный резонанс. Активно участвуют в обсуждении представители сферы образования и науки, ведущие политические деятели региона. Модернизация всех отраслей, широкое поле деятельности для инновационной активности Тюменского региона представляет огромный интерес для исследований. Доклад Иосифа Дискина, председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам гражданского общества, не оставил равнодушными присутствующих на Губернаторских чтениях политических деятелей области. продолжаем публиковать материалы по данной теме.
Владимир ЯКУШЕВ , губернатор Тюменской области:

– Считаю, что второй этап Губернаторских чтений удался – была дискуссия. Мы все заинтересованы в ней и хотим понять, куда дальше двигаться и что делать. Много говорим об образовании и это правильное направление.

Без образования ни у страны, ни у региона не будет будущего. Мое мнение – слишком много реформ в образовании. Большинство присутствующих получило общее образование в советское время, и нельзя сказать, что оно было плохое. а нынче, беседуя с учащимися 9–11 классов, обращаю внимание на то, что некоторые из них не знают элементарных законов физики.

Нужно вспомнить опыт прошлых лет: после окончания вуза молодой специалист «шлифовался» на рабочем месте три года. Это была еще одна стадия получения высшего образования, компетенции, которой сейчас так не хватает. Бремя подготовки вчерашнего выпускника несли работодатели, оно было зафиксировано законодательно – молодые специалисты имели льготы, за каждым из них закрепляли наставника. Человек набирался опыта и через три года становился неплохим специалистом. Теперь этого нет. Корпорации с удовольствием отказались от обязанности, а высшее образование к этому оказалось не готово. Я бы не сказал, что ребята, подготовленные в наших вузах, хуже других специалистов, хотя, конечно, везде есть отличники и троечники.

Тюмень – студенческий город, есть над чем подумать в плане развития социальной инфраструктуры. Возможно, потребуется принятие нормативных документов на уровне региона.

Александра ПОЛЯКОВА , заведующая кафедрой экономики и мирохозяйственных связей Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права:

– Среди ученых нет единого мнения, что такое модернизация, следовательно, не можем оценить ее экономический эффект. Затрудняемся также сказать, кто является двигателем этих процессов. Есть мнение, что двигателем должен быть рынок и никакие политические вмешательства в этот процесс не нужны. Еще один спорный момент: кто претворит эти механизмы в жизнь?

Выкидывать техническую составляющую из процесса модернизации нецелесообразно. Отрасли, приоритетные для модернизации, – сельское хозяйство, промышленность, энергетика. Двигателем модернизации должны быть инновации, а малый бизнес видит их в любом совершенствовании продукта.

Однако в основе модернизации должны лежать радикальные инновации, которые меняют образ жизни людей. Нужно разрабатывать макротехнологии – это вопрос национально-экономической безопасности страны. На уровне региона можем имплантировать собственно технологии, новые разработки. Но макротехнологии придется заимствовать из-за рубежа или из других регионов.

Многие страны искусственно создают рынки: к примеру, экорынки, которые ведут к сбережению экологических и энергетических ресурсов. Насколько успешно это будет развиваться в регионе, настолько успешны и будем. Нужно формировать образ региона стратегически, как это делалось в Калифорнии.

Любовь ТОНЫШЕВА , заместитель директора института менеджмента и бизнеса Тюменского нефтегазового университета:

– Модернизация экономики актуальна как никогда. Поставить экономику на инновационные рельсы – единственное, что поможет выжить России в исторической перспективе. Однако очевидно, что перестройка экономики серьезно пробуксовывает. Усилия и ресурсы, вложенные в нее, ожидаемых результатов не дают.

Ключевой составляющей модернизации должно стать изменение структуры экономики, однако нет комплексной проработанной стратегии развития страны. Нужно выработать долгосрочные установки.

Определяющим фактором модернизации во всех регионах России должно стать повышение производительности труда на основе инноваций. Для этого необходимо сочетать процесс технического обновления промышленной базы и создание условий для повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Известно, что компания, работающая только на внутреннем рынке, почти в два раза менее инновационно активна, чем компания, бизнес которой разворачивается на международной арене. Такие страны, как Израиль, Тайвань, Корея, даже в самом начале своего развития не рассчитывали только на внутренний рынок.

На данном этапе у отечественных предприятий реального сектора экономики низкая инновационная активность. Статистика свидетельствует о том, что частные компании внедряют инновационные новинки в 1,5 раза чаще, а новые технологии в – 1,7 раза чаще, чем государственные. Необходимо создание нового сектора экономики, основанного на высокотехнологичных малых и средних предприятиях.

Высокотехнологичные продукты в основном разрабатываются внутри заинтересованных в этом компаний. Такие источники инновационных продуктов, как покупка лицензии на уже существующие разработки или покупка компании, владеющей интеллектуальной собственностью, практически не используются.

В России отмечена проблемная среда для осуществления инновационной деятельности. Огромная территория РФ с весьма разнообразным социально-экономическим развитием регионов предопределяет очаговость развития инновационных процессов.

Губернаторские чтения продолжают работу. Впереди новые, интересные, вызывающие дискуссию доклады, выступления, лекции ведущих представителей отечественного экспертного сообщества – экономистов, социологов, политологов.

Тюменские ученые, эксперты, общественность ищут ответы на вызовы современности, предлагая новые пути решения проблем бизнеса и общества

Начало в № 12 за 27 января, № 13 за 28 января, № 16 за 2 февраля, № 18 за 4 февраля

Губернаторские чтения вызвали большой общественный резонанс. Активно участвуют в обсуждении представители сферы образования и науки, ведущие политические деятели региона. Модернизация всех отраслей, широкое поле деятельности для инновационной активности Тюменского региона представляет огромный интерес для исследований. Доклад Иосифа Дискина, председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам гражданского общества, не оставил равнодушными присутствующих на Губернаторских чтениях политических деятелей области. продолжаем публиковать материалы по данной теме.
Владимир ЯКУШЕВ , губернатор Тюменской области:

– Считаю, что второй этап Губернаторских чтений удался – была дискуссия. Мы все заинтересованы в ней и хотим понять, куда дальше двигаться и что делать. Много говорим об образовании и это правильное направление.

Без образования ни у страны, ни у региона не будет будущего. Мое мнение – слишком много реформ в образовании. Большинство присутствующих получило общее образование в советское время, и нельзя сказать, что оно было плохое. а нынче, беседуя с учащимися 9–11 классов, обращаю внимание на то, что некоторые из них не знают элементарных законов физики.

Нужно вспомнить опыт прошлых лет: после окончания вуза молодой специалист «шлифовался» на рабочем месте три года. Это была еще одна стадия получения высшего образования, компетенции, которой сейчас так не хватает. Бремя подготовки вчерашнего выпускника несли работодатели, оно было зафиксировано законодательно – молодые специалисты имели льготы, за каждым из них закрепляли наставника. Человек набирался опыта и через три года становился неплохим специалистом. Теперь этого нет. Корпорации с удовольствием отказались от обязанности, а высшее образование к этому оказалось не готово. Я бы не сказал, что ребята, подготовленные в наших вузах, хуже других специалистов, хотя, конечно, везде есть отличники и троечники.

Тюмень – студенческий город, есть над чем подумать в плане развития социальной инфраструктуры. Возможно, потребуется принятие нормативных документов на уровне региона.

Александра ПОЛЯКОВА , заведующая кафедрой экономики и мирохозяйственных связей Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права:

– Среди ученых нет единого мнения, что такое модернизация, следовательно, не можем оценить ее экономический эффект. Затрудняемся также сказать, кто является двигателем этих процессов. Есть мнение, что двигателем должен быть рынок и никакие политические вмешательства в этот процесс не нужны. Еще один спорный момент: кто претворит эти механизмы в жизнь?

Выкидывать техническую составляющую из процесса модернизации нецелесообразно. Отрасли, приоритетные для модернизации, – сельское хозяйство, промышленность, энергетика. Двигателем модернизации должны быть инновации, а малый бизнес видит их в любом совершенствовании продукта.

Однако в основе модернизации должны лежать радикальные инновации, которые меняют образ жизни людей. Нужно разрабатывать макротехнологии – это вопрос национально-экономической безопасности страны. На уровне региона можем имплантировать собственно технологии, новые разработки. Но макротехнологии придется заимствовать из-за рубежа или из других регионов.

Многие страны искусственно создают рынки: к примеру, экорынки, которые ведут к сбережению экологических и энергетических ресурсов. Насколько успешно это будет развиваться в регионе, настолько успешны и будем. Нужно формировать образ региона стратегически, как это делалось в Калифорнии.

Любовь ТОНЫШЕВА , заместитель директора института менеджмента и бизнеса Тюменского нефтегазового университета:

– Модернизация экономики актуальна как никогда. Поставить экономику на инновационные рельсы – единственное, что поможет выжить России в исторической перспективе. Однако очевидно, что перестройка экономики серьезно пробуксовывает. Усилия и ресурсы, вложенные в нее, ожидаемых результатов не дают.

Ключевой составляющей модернизации должно стать изменение структуры экономики, однако нет комплексной проработанной стратегии развития страны. Нужно выработать долгосрочные установки.

Определяющим фактором модернизации во всех регионах России должно стать повышение производительности труда на основе инноваций. Для этого необходимо сочетать процесс технического обновления промышленной базы и создание условий для повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Известно, что компания, работающая только на внутреннем рынке, почти в два раза менее инновационно активна, чем компания, бизнес которой разворачивается на международной арене. Такие страны, как Израиль, Тайвань, Корея, даже в самом начале своего развития не рассчитывали только на внутренний рынок.

На данном этапе у отечественных предприятий реального сектора экономики низкая инновационная активность. Статистика свидетельствует о том, что частные компании внедряют инновационные новинки в 1,5 раза чаще, а новые технологии в – 1,7 раза чаще, чем государственные. Необходимо создание нового сектора экономики, основанного на высокотехнологичных малых и средних предприятиях.

Высокотехнологичные продукты в основном разрабатываются внутри заинтересованных в этом компаний. Такие источники инновационных продуктов, как покупка лицензии на уже существующие разработки или покупка компании, владеющей интеллектуальной собственностью, практически не используются.

В России отмечена проблемная среда для осуществления инновационной деятельности. Огромная территория РФ с весьма разнообразным социально-экономическим развитием регионов предопределяет очаговость развития инновационных процессов.

Губернаторские чтения продолжают работу. Впереди новые, интересные, вызывающие дискуссию доклады, выступления, лекции ведущих представителей отечественного экспертного сообщества – экономистов, социологов, политологов.



Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов прочитал лекцию финалистам «Большой перемены»

23 апреля

За 30-летнюю историю Тюменская областная Дума приняла более 3 000 законов

18 апреля