Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Притча о мытаре и фарисее

Слушать новость
Притча о мытаре и фарисее . .

За месяц до начала Великого поста Церковь начинает готовить нас к нему. Пост – это время покаяния, переоценки, открытия своего забытого, загрязненного внутреннего «я», время ужаснуться тому, в какую пучину суеты и неразберихи мы погрузились. Христос в Своем учении и общении с народом пользуется притчами – небольшими рассказами, которые и спустя два с лишним тысячелетия не теряют своей актуальности.

Весть о приближении Великого поста – чтение небольшого евангельского рассказа о мытаре и фарисее. Мытарь (в переводе на современный язык означает сборщик налогов) – презираемая профессия, связанная с взяточничеством, обманом, жестокостью. Фарисей был представителем верхушки тогдашнего общества. Вот эта притча.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам  в себе так: Боже! благодарю Тебя, что  я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 10—14). «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» – завершает притчу Христос.

Основная тема рассказа – смирение. Слово полузабытое, наверняка не всем молодым людям, выросшим на бэтменах, микки маусах да боевиках, знакомое. Напротив, усилия многих направлены на бесстыдное самоутверждение, самопревозношение, саморекламу, самовосхваление, на попрание прав других людей, возвышение за счет унижения ближнего. Современному обществу чужда такая нравственная ценность, как смирение. Между тем  в христианстве смирение стоит высоко, потому что  в конечном счете оно означает любовь к правде.

В притче о мытаре и фарисее показаны два пути. Первый воплощен в фарисее – уважаемом и с виду безупречном человеке. Мытарь, человек сомнительной нравственности, олицетворяет второй путь. Но именно фарисей не способен понять правду о себе, потому что он отождествил ее  с собой, со своей добродетелью и возвеличиванием себя. Он живет в рамках Завета, понятого им как сделка, не видит оснований осудить себя. Фарисей праведен, холоден и в конечном счете мертв.

Смиренный мытарь, повинный во многих грехах, видит себя в истинном свете, и поэтому для него возможен путь, закрытый для фарисея: раскаяние, возрождение и исправление.

Неделя о мытаре и фарисее (13 февраля) совпадает с празднованием памяти новомучеников и исповедников российских. В течение седмицы после этого дня отменяется пост по средам и пятницам (в течение всего года православные постятся по средам – вспоминая о предательстве Христа Иудой, и в пятницу, в день, когда был распят Господь, скорбя и сострадая). Ограничений на пищу нет.

За месяц до начала Великого поста Церковь начинает готовить нас к нему. Пост – это время покаяния, переоценки, открытия своего забытого, загрязненного внутреннего «я», время ужаснуться тому, в какую пучину суеты и неразберихи мы погрузились. Христос в Своем учении и общении с народом пользуется притчами – небольшими рассказами, которые и спустя два с лишним тысячелетия не теряют своей актуальности.

Весть о приближении Великого поста – чтение небольшого евангельского рассказа о мытаре и фарисее. Мытарь (в переводе на современный язык означает сборщик налогов) – презираемая профессия, связанная с взяточничеством, обманом, жестокостью. Фарисей был представителем верхушки тогдашнего общества. Вот эта притча.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам  в себе так: Боже! благодарю Тебя, что  я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 10—14). «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» – завершает притчу Христос.

Основная тема рассказа – смирение. Слово полузабытое, наверняка не всем молодым людям, выросшим на бэтменах, микки маусах да боевиках, знакомое. Напротив, усилия многих направлены на бесстыдное самоутверждение, самопревозношение, саморекламу, самовосхваление, на попрание прав других людей, возвышение за счет унижения ближнего. Современному обществу чужда такая нравственная ценность, как смирение. Между тем  в христианстве смирение стоит высоко, потому что  в конечном счете оно означает любовь к правде.

В притче о мытаре и фарисее показаны два пути. Первый воплощен в фарисее – уважаемом и с виду безупречном человеке. Мытарь, человек сомнительной нравственности, олицетворяет второй путь. Но именно фарисей не способен понять правду о себе, потому что он отождествил ее  с собой, со своей добродетелью и возвеличиванием себя. Он живет в рамках Завета, понятого им как сделка, не видит оснований осудить себя. Фарисей праведен, холоден и в конечном счете мертв.

Смиренный мытарь, повинный во многих грехах, видит себя в истинном свете, и поэтому для него возможен путь, закрытый для фарисея: раскаяние, возрождение и исправление.

Неделя о мытаре и фарисее (13 февраля) совпадает с празднованием памяти новомучеников и исповедников российских. В течение седмицы после этого дня отменяется пост по средам и пятницам (в течение всего года православные постятся по средам – вспоминая о предательстве Христа Иудой, и в пятницу, в день, когда был распят Господь, скорбя и сострадая). Ограничений на пищу нет.



В Тюмени выступила популярная певица Марина Бриз

16 апреля

Фестиваль «Студенческая весна» в Тюмени завершился ярким гала-концертом

16 апреля