Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Мозговой штурм

Слушать новость
Мозговой штурм. .

Проект «Губернаторские чтения» в Тюмени стартовал незадолго до Нового года. Газета «Тюменская область сегодня» продолжает публикацию материалов проекта докладом доцента кафедры мировой экономики Тюменского государственного университета Николая Вилкова, озвученного на первом заседании интеллектуального клуба.

Поворотный пункт развития


Современный период общественного развития связан с глобальным социально-экономическим кризисом. Кризис этот еще не получил однозначного официального определения. Все сходятся на том, что он глобальный. Но расходятся в том, насколько глубоко он затронул жизнь общества, как долго он будет продолжаться, какие будет иметь последствия.
Официально в качестве причин рассматривается несбалансированность финансовой сферы, порождающая так называемые «финансовые пузыри», наиболее отчетливо и в массовом масштабе проявившиеся в ипотеке. Подобный подход к объяснению причин порождает и направление государственного регулирования, которое ориентировано прежде всего на решение финансовых проблем, таких, например, как проблема валютных курсов, а в рамках ЕС – проблему дефицита платежного баланса стран еврозоны.

Надо заметить также, что все более заметно звучат голоса о структурном кризисе мировой экономики. Но они не сопровождаются предложениями о комплексной программе выхода из кризисной ситуации. Решения и переговоры ограничиваются также финансовой сферой. Совершенно очевидно, что современный кризис порождает не только экономические, но и социальные проблемы. И вполне корректно поставить вопрос о том, что социальные проблемы тоже могут быть причиной кризиса. То есть рассмотреть динамику не только экономического, но и социального развития, точнее говоря, рассмотреть динамику социума в целом.

Баланс интересов бизнеса и общества


В настоящее время социальные проблемы экономистами рассматриваются как последствия сбоев в экономическом развитии. Эти проблемы отражаются показателями безработицы, изменения пропорций в распределения доходов (коэффициент Джини), падением уровня потребления. Единственным социальным фактором, рассматриваемым в процессе объяснения экономической динамики как фактора ее изменения, является предложенный Джоном Кейнсом показатель предельной склонности к потреблению.

Основной принцип современной экономической теории – это принцип равновесия. Он берет начало из положения о том, что экономика должна функционировать на основе эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы должны быть полностью использованы и при этом не должно быть избыточных мощностей, не обеспеченных ресурсами. Но в то же время общепризнано, что производственные мощности не должны быть полностью загружены (например, в США считается, что их загруженность не должна превышать 85 процентов).

История экономического развития показывает постоянные колебания социально-экономической динамики. Возникает вполне объяснимая мысль о том, что более обычным для экономики является как раз неравновесие, колебания, циклы. Еще одна особенность современного подхода к объяснению реальной экономической динамики (а не к построению теоретических моделей), на основании которого принимаются решения о методах и направлениях государственного регулирования, связана с тем, что анализируются достаточно короткие промежутки времени, краткосрочные циклы. Подобный подход не позволяет в полной мере учесть влияние социальной динамики на экономику, так же как и последствия на нее динамики экономической сферы, в связи с тем, что социальные процессы более инерционны.

Указанные обстоятельства вызывают повышенный интерес к исследованию долгосрочных колебаний общественного развития, в ряду которых особое место занимают работы Николая Кондратьева, посвященные в том числе анализу «больших циклов конъюнктуры». В этом подходе сочетается возможность рассмотреть социальные и экономические процессы как действительно органичное единство, так же как и то, что это единство находится в постоянном движении, в том числе циклическом. В рамках студенческого научного семинара по методологии Кондратьева нами осуществлен анализ больших циклов конъюнктуры ведущих стран мира, который показал их наличие, связанность экономических и социальных колебаний, дав основание для прогноза, что выход из кризиса можно ожидать не раньше 2015 года. По результатам работы опубликована монография, исследования продолжаются.
Научно-технический прогресс

Общепризнано, что для выхода из подобного рода кризисов необходимо развитие НТП, ведь только новые технологии выводят социум из коллапса. Но совершенно очевидно, и это показано Николаем Кондратьевым, что не технические новшества позволяют выйти из кризиса, а общий настрой общества на инновационность. Экономика России сегодняшнего дня демонстрирует отсутствие у экономических субъектов стремления к инновационности. Ясно также, что развитие НТП в современных условиях возможно лишь на основе территориально-производственных комплексов, называемых теперь кластерами. А раз так, то в зависимости от того, насколько эффективно будет формироваться инновационная среда в конкретных регионах, зависит и развитие в них НТП, а потому и социума в целом. При этом социальные факторы играют существенную роль в формировании инновационности региона.

Анализ взаимосвязи уровня благосостояния регионов и их инновационного потенциала, выполненный в лаборатории экономического мониторинга Тюменского государственного университета, показал, что Тюменская область находится на 66-м месте среди регионов России по уровню инновационности, но в составе пяти регионов России по уровню жизни. Для предприятий Тюменской области характерна ориентация на рентополучение и высокий уровень избегания неопределенности, то есть неготовность к инновационному развитию. В этом смысле Тюменская область являет собой стандартный пример голландской болезни, проявляющейся в отсутствии активного стремления у бизнеса к инновационному развитию.
Эта проблема наблюдается и в нефтегазовом комплексе. Одно из проявлений ее – в отставании подготовки ресурсов, прежде всего для нефтяной промышленности. Однако планирование экономически эффективной стратегии подготовки запасов невозможно в связи с отсутствием коммерческой оценки потенциальных ресурсов как элементов национального богатства России. Для реализации стратегии модернизации требуется эффективное государственное управление инновационным развитием, и не только в РФ в целом, но и в регионах.

Тормоза модернизации


Необходимо перестраивать организм управления экономикой и социумом в направлении создания органичной инновационности общества. Инновационности, ориентированной не только на создание новых продуктов, но на формирование социально-экономической среды, культуры, создающих стремление к инновационности. В этом ряду технологии не исходный момент, а средство реализации стремления общества к развитию.

Цель инновационного развития должна быть позитивной и конкурентозначимой: не просто модернизация, а «перегнать ведущие страны мира по уровню технологического развития». Условием успешной реализации модернизации страны является восприятие ее как ведущей национальной идеи: становления России одной из ведущих стран, обеспечивающих инновационное развитие человечества. Реализация подобной задачи возможна лишь путем консолидации усилий бизнеса и власти на основе взаимной ответственности. Для реализации инновационного развития России конечные результаты должны быть ясно и четко обозначены в соответствующих государственных федеральных и региональных программах. За их выполнение должны отвечать как государственные служащие, так и предприниматели.

Основные принципы определения ключевых показателей инновационного развития должны учитывать следующие моменты.
1. Окончательным показателем успешности модернизации страны является признание российских товаров на мировом рынке как инновационных и высококачественных.
2. Модернизация представляет собой в первую очередь процесс формирования инновационной мотивации всего народа, становления ее основной национальной идеей текущего периода. Поэтому модернизация должна иметь внутренние стимулы развития, которые могут быть поддержаны лишь эффективной конкуренцией, невозможной без свободного развития малого и среднего бизнеса.
3. Модернизация может быть успешной лишь в том случае, если опирается на высокопрофессиональные и компетентные кадры, ориентированные на нововведения.
4. Модернизация возможна, если ее поддерживает все население страны.
Базовые показатели, формируемые в соответствие с этими принципами:
1. Доля экспортной продукции обрабатывающих отраслей промышленности, продаваемой в промышленно развитые страны.
2. Количество и доля новых отечественных технологий, «работающих» в производстве, рост в этой связи производительности труда и фондоотдачи.
3. Доля ВВП, созданная малыми и средними предприятиями.
4. Количество публикаций в рейтинговых зарубежных изданиях; количество патентов, лицензий и изобретений.
5. Рост реальных доходов населения страны и региона.

Эта группа показателей должна превалировать при оценке эффективности действий администраций всех уровней.
Успех возможен лишь в том случае, когда модернизация станет ведущей политической мыслью, а показатели инновационного развития станут довлеющими над остальными показателями социально-экономического развития страны и регионов.

Проект «Губернаторские чтения» в Тюмени стартовал незадолго до Нового года. Газета «Тюменская область сегодня» продолжает публикацию материалов проекта докладом доцента кафедры мировой экономики Тюменского государственного университета Николая Вилкова, озвученного на первом заседании интеллектуального клуба.

Поворотный пункт развития


Современный период общественного развития связан с глобальным социально-экономическим кризисом. Кризис этот еще не получил однозначного официального определения. Все сходятся на том, что он глобальный. Но расходятся в том, насколько глубоко он затронул жизнь общества, как долго он будет продолжаться, какие будет иметь последствия.
Официально в качестве причин рассматривается несбалансированность финансовой сферы, порождающая так называемые «финансовые пузыри», наиболее отчетливо и в массовом масштабе проявившиеся в ипотеке. Подобный подход к объяснению причин порождает и направление государственного регулирования, которое ориентировано прежде всего на решение финансовых проблем, таких, например, как проблема валютных курсов, а в рамках ЕС – проблему дефицита платежного баланса стран еврозоны.

Надо заметить также, что все более заметно звучат голоса о структурном кризисе мировой экономики. Но они не сопровождаются предложениями о комплексной программе выхода из кризисной ситуации. Решения и переговоры ограничиваются также финансовой сферой. Совершенно очевидно, что современный кризис порождает не только экономические, но и социальные проблемы. И вполне корректно поставить вопрос о том, что социальные проблемы тоже могут быть причиной кризиса. То есть рассмотреть динамику не только экономического, но и социального развития, точнее говоря, рассмотреть динамику социума в целом.

Баланс интересов бизнеса и общества


В настоящее время социальные проблемы экономистами рассматриваются как последствия сбоев в экономическом развитии. Эти проблемы отражаются показателями безработицы, изменения пропорций в распределения доходов (коэффициент Джини), падением уровня потребления. Единственным социальным фактором, рассматриваемым в процессе объяснения экономической динамики как фактора ее изменения, является предложенный Джоном Кейнсом показатель предельной склонности к потреблению.

Основной принцип современной экономической теории – это принцип равновесия. Он берет начало из положения о том, что экономика должна функционировать на основе эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы должны быть полностью использованы и при этом не должно быть избыточных мощностей, не обеспеченных ресурсами. Но в то же время общепризнано, что производственные мощности не должны быть полностью загружены (например, в США считается, что их загруженность не должна превышать 85 процентов).

История экономического развития показывает постоянные колебания социально-экономической динамики. Возникает вполне объяснимая мысль о том, что более обычным для экономики является как раз неравновесие, колебания, циклы. Еще одна особенность современного подхода к объяснению реальной экономической динамики (а не к построению теоретических моделей), на основании которого принимаются решения о методах и направлениях государственного регулирования, связана с тем, что анализируются достаточно короткие промежутки времени, краткосрочные циклы. Подобный подход не позволяет в полной мере учесть влияние социальной динамики на экономику, так же как и последствия на нее динамики экономической сферы, в связи с тем, что социальные процессы более инерционны.

Указанные обстоятельства вызывают повышенный интерес к исследованию долгосрочных колебаний общественного развития, в ряду которых особое место занимают работы Николая Кондратьева, посвященные в том числе анализу «больших циклов конъюнктуры». В этом подходе сочетается возможность рассмотреть социальные и экономические процессы как действительно органичное единство, так же как и то, что это единство находится в постоянном движении, в том числе циклическом. В рамках студенческого научного семинара по методологии Кондратьева нами осуществлен анализ больших циклов конъюнктуры ведущих стран мира, который показал их наличие, связанность экономических и социальных колебаний, дав основание для прогноза, что выход из кризиса можно ожидать не раньше 2015 года. По результатам работы опубликована монография, исследования продолжаются.
Научно-технический прогресс

Общепризнано, что для выхода из подобного рода кризисов необходимо развитие НТП, ведь только новые технологии выводят социум из коллапса. Но совершенно очевидно, и это показано Николаем Кондратьевым, что не технические новшества позволяют выйти из кризиса, а общий настрой общества на инновационность. Экономика России сегодняшнего дня демонстрирует отсутствие у экономических субъектов стремления к инновационности. Ясно также, что развитие НТП в современных условиях возможно лишь на основе территориально-производственных комплексов, называемых теперь кластерами. А раз так, то в зависимости от того, насколько эффективно будет формироваться инновационная среда в конкретных регионах, зависит и развитие в них НТП, а потому и социума в целом. При этом социальные факторы играют существенную роль в формировании инновационности региона.

Анализ взаимосвязи уровня благосостояния регионов и их инновационного потенциала, выполненный в лаборатории экономического мониторинга Тюменского государственного университета, показал, что Тюменская область находится на 66-м месте среди регионов России по уровню инновационности, но в составе пяти регионов России по уровню жизни. Для предприятий Тюменской области характерна ориентация на рентополучение и высокий уровень избегания неопределенности, то есть неготовность к инновационному развитию. В этом смысле Тюменская область являет собой стандартный пример голландской болезни, проявляющейся в отсутствии активного стремления у бизнеса к инновационному развитию.
Эта проблема наблюдается и в нефтегазовом комплексе. Одно из проявлений ее – в отставании подготовки ресурсов, прежде всего для нефтяной промышленности. Однако планирование экономически эффективной стратегии подготовки запасов невозможно в связи с отсутствием коммерческой оценки потенциальных ресурсов как элементов национального богатства России. Для реализации стратегии модернизации требуется эффективное государственное управление инновационным развитием, и не только в РФ в целом, но и в регионах.

Тормоза модернизации


Необходимо перестраивать организм управления экономикой и социумом в направлении создания органичной инновационности общества. Инновационности, ориентированной не только на создание новых продуктов, но на формирование социально-экономической среды, культуры, создающих стремление к инновационности. В этом ряду технологии не исходный момент, а средство реализации стремления общества к развитию.

Цель инновационного развития должна быть позитивной и конкурентозначимой: не просто модернизация, а «перегнать ведущие страны мира по уровню технологического развития». Условием успешной реализации модернизации страны является восприятие ее как ведущей национальной идеи: становления России одной из ведущих стран, обеспечивающих инновационное развитие человечества. Реализация подобной задачи возможна лишь путем консолидации усилий бизнеса и власти на основе взаимной ответственности. Для реализации инновационного развития России конечные результаты должны быть ясно и четко обозначены в соответствующих государственных федеральных и региональных программах. За их выполнение должны отвечать как государственные служащие, так и предприниматели.

Основные принципы определения ключевых показателей инновационного развития должны учитывать следующие моменты.
1. Окончательным показателем успешности модернизации страны является признание российских товаров на мировом рынке как инновационных и высококачественных.
2. Модернизация представляет собой в первую очередь процесс формирования инновационной мотивации всего народа, становления ее основной национальной идеей текущего периода. Поэтому модернизация должна иметь внутренние стимулы развития, которые могут быть поддержаны лишь эффективной конкуренцией, невозможной без свободного развития малого и среднего бизнеса.
3. Модернизация может быть успешной лишь в том случае, если опирается на высокопрофессиональные и компетентные кадры, ориентированные на нововведения.
4. Модернизация возможна, если ее поддерживает все население страны.
Базовые показатели, формируемые в соответствие с этими принципами:
1. Доля экспортной продукции обрабатывающих отраслей промышленности, продаваемой в промышленно развитые страны.
2. Количество и доля новых отечественных технологий, «работающих» в производстве, рост в этой связи производительности труда и фондоотдачи.
3. Доля ВВП, созданная малыми и средними предприятиями.
4. Количество публикаций в рейтинговых зарубежных изданиях; количество патентов, лицензий и изобретений.
5. Рост реальных доходов населения страны и региона.

Эта группа показателей должна превалировать при оценке эффективности действий администраций всех уровней.
Успех возможен лишь в том случае, когда модернизация станет ведущей политической мыслью, а показатели инновационного развития станут довлеющими над остальными показателями социально-экономического развития страны и регионов.



Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов прочитал лекцию финалистам «Большой перемены»

23 апреля

За 30-летнюю историю Тюменская областная Дума приняла более 3 000 законов

18 апреля