×
В социальных сетях
В печатной версии

Он избегает общения?

Отношения
«Всякий говорящий внушает». К такому выводу пришли психологи, изучая вопросы межличностного взаимодействия. Вместе с тем, как оказалось, далеко не всякое словесное внушение воспринимается как таковое, поскольку одновременно, как правило, имеет место и встречная психологическая реакция.

------

Она может быть положительного свойства: слушающий готов к взаимодействию, принимает информацию говорящего, соглашается с нею. В других случаях реакция носит скорее негативный характер: партнер не хочет слушать, отвергает сказанное, критикует, а то и вовсе избегает общения.

Речь о последних. Мы говорим: в споре рождается истина. А что может «родиться» там, где вас не слышат, не хотят слушать, порой даже не хотят быть рядом? Вероятно, ничего. Раз за разом, натыкаясь на глухую стену молчания и нарушения договоренностей, вы вольно или невольно соглашаетесь с этим, по сути — принимаете позицию другой стороны, вопреки своим желаниям и намерениям.

Можно ли сломать эту «стену» и наладить конструктивное общение, которое удовлетворяло бы обоих? Для начала можно попытаться понять, почему человек избегает встреч и разговоров.

Если мы добиваемся от парт-нера согласия с нашей позицией, вопреки его внутренним убеждениям, взглядам и ценностям, да еще и грозя отрицательнми последствиями в случае несогласия, такое воздействие обычно называют принуждением. При этом сознательно или неосознанно мы «давим» на страх в надежде, что наша возьмет.

Какому же взрослому человеку, да и ребенку, понравится такая манера общения? Если человек не находит в себе внутреннего ресурса для разрешения проблемы, он прибегает к разным формам психологической защиты. Избегание — одна из них.

Определив партнера как «опасного» в каком-то отношении, человек просто избегает общения с ним или, если совсем уклониться невозможно, прилагает все усилия, чтобы не воспринять его сообщение. Со стороны эта «защита» очень хорошо видна — человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.

Избегание как вид защиты от воздействия проявляется не только в игнорировании людей, но и в уклонении от ситуаций, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия. Для людей, подсознательно избравших данную форму подстраховки, самый простой способ защититься от воздействия — избежать соприкосновения с его источником.

Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охрану: при срабатывании «сигнализации» автоматически перекрываются все подступы к человеку. Возможны и другие варианты: ложная тревога и отключение сигнализации.

Что же происходит, если эти внешние барьеры отключены или вовремя не сработали? В таком случае человек доверяет собеседнику, а значит, взаимодействие состоится и можно надеяться на эффективную коммуникацию.

• Как можно удержать доверие?


- Старайтесь создавать в общении атмосферу открытости и непредвзятости.
- Избегайте грубости, нетактичности, высокомерия, менторского тона. Не забывайте о чувстве собственного достоинства вашего партнера.
- Не считайте себя умнее собеседника. Вы никогда до конца не сможете скрыть покровительственную снисходительность к нему, если та крепко обосновалась у вас в голове. Собеседник поймет это по невербальным признакам вашего поведения.
- Не ступайте на путь открытой конфронтации.
- Не загоняйте собеседника в угол. Давая партнеру свободу маневра, позволяя ему отступить, сохраняя свое лицо, вы ничего не теряете, а только приобретаете или укрепляете психологический контакт, доверие к себе.
- Непрерывное ворчание вызывает только досаду и протест.
- Негативные ярлыки (нич-тожный, ленивый и т.д.) и личные оскорбления порождают обиду и негодование. Постоянные упоминания о недостатках человека лишают его веры в себя. Кроме того, регулярное упоминание действительной или мнимой черты характера может привести к ее появлению или усилению.
- Прямые обвинения, требования и ультиматумы, попытки вызвать у собеседника чувство вины порождают протест и желание ответить тем же. На этом конструктивное общение вряд ли удастся построить.
- Помните, что ваше понимание ситуации может быть не оптимальным. Позиция «я прав, а вы — нет» препятствует стремлению достигнуть компромисса.
- Никогда не стоит угрожать или намекать на возможные страшные меры, пытаясь вынудить человека к сотрудничеству.
- Не позволяйте себе слишком часто прерывать собеседника, особенно если человек детально описывает свои душевные переживания.
- Обилие вопросов обычно раздражает других людей. Кроме того, избыток вопросов в определенных ситуациях может быть расценен как недостаток доверия.
- Правильно воспринимайте критику. Конструктивная критика способствует пересмотру ваших позиций и ценностей, а значит, личностному росту.

Фото автора

1214Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Учреждения не закрывают, но вводят ряд ограничений.
Тюменской межрегиональной организации профсоюза работников жизнеобеспечения (ТМОПРЖ) 29 декабря 2018 года исполнится 73 года.
Губернатор Тюменской области Александр Моор подписал соглашение о сотрудничестве с руководителем социальной сети «Одноклассники» Антоном Федчиным.
Знаковым событием для комсомольцев ХХ века стало открытие памятника «Молодым созидателям земли Тюменской». Вспоминаю конкурс работ архитекторов, претендовавших на его разработку.
В селе Нагорское Курганской области пройдёт смотр-конкурс.
В Тюмени ожидается еще один погожий день.
По всей стране в ноябре пройдёт этнографический диктант.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи