Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Губернаторские чтения: новый импульс жизни региона

Слушать новость
Губернаторские чтения: новый импульс жизни региона. .

Под эгидой губернатора стартовал цикл публичных лекций ведущих экономистов, социологов, политологов страны


перспективы
На прошлой неделе в Тюмени состоялось значимое для региона событие – стартовали Губернаторские чтения. В региональном филиале Президентской библиотеки имени Ельцина состоялась первая публичная лекция академика Российской академии наук, заведующего лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН, замдиректора Московской школы экономики Виктора Полтеровича. Аудитория включала в себя руководителей органов власти области, представителей вузов, политических партий и общественных объединений, крупных коммерческих организаций, а также аспирантов и студентов.

------

• От идеи до реализации


Губернаторские чтения – проект главы региона Владимира Якушева, о котором он объявил менее месяца назад в Послании Тюменской областной Думе. Под патронажем губернатора пройдет цикл публичных лекций ведущих отечест-венных экономистов, социологов, политологов, пользующихся международным авторитетом. Выступления и дискуссии будут посвящены различным аспектам российской модернизации, в том числе с учетом региональной специфики.

– Проект придаст новый импульс интеллектуальной и общественной жизни области, будет способствовать созданию творческой атмосферы, конструктивных дискуссий, споров о будущем, о выборе ведущих к нему путей, – отметил Владимир Якушев, открывая чтения.

Регион по праву гордится интеллигенцией, но не помешает и взгляд со стороны в более широком и даже глобальном контексте. Именно это требуется при выстраивании целостной стратегии региональной модернизации, органично вписанной в российскую и мировую модернизацию, подчеркнул руководитель области.

Говоря об актуальности идеи проекта, доктор политических наук, главный редактор московского журнала «Полития», профессор Высшей школы экономики Святослав Каспэ продемонстрировал на телеэкранах световую карту человеческой цивилизации. Россия на ней представляет пятна света, окруженные темнотой – наглядная иллюстрация к проблеме модернизации.

– В нашей огромной стране предстоит сделать многое, чтобы модернизация стала реальностью. Мы внимательно следим за происходящим, и внимание все больше привлекает Тюмень. Постепенно вырисовывается цепочка очагов роста, обновления или модернизационных кластеров, которые смогут привести страну, пережившую немало испытаний, к достойному будущему, причем Тюмень имеет все шансы стать одним из ключевых звеньев этой цепи, – подчеркнул Святослав Каспэ. – Важно помнить, что модернизация – это не техника, а прежде всего продукт и факт человеческого духа и разума. И ничто их не стимулирует так, как интеллектуальный обмен – обмен мыслями, идеями, подходами.

Губернаторские чтения нацелены именно на это. Восхищен тем, с какой энергией Владимир Владимирович перешел от выдвижения идеи проекта к ее реализации.
Святослав Каспэ подчеркнул, что точки зрения выступающих на одни и те же проблемы могут не совпадать. И это объяснимо, поскольку в данной сфере нет готовых ответов и нет абсолютных истин – именно из столкновения разных позиций и высекается искра нового знания, нового опыта.

• Стратегия обновления


Губернаторские чтения открыла лекция Виктора Полтеровича «Стратегия модернизации российской экономики». По мнению ученого, основой стратегии модернизации отечественной экономики должна стать система интерактивного управления ростом. Она должна включать в себя национальную инновационную систему, обеспечивать
координацию различных типов экономической политики для увеличения абсорбционной способности (умение распознавать ценность новой внешней информации, усваивать ее и использовать в коммерческих целях), а также опираться на систему интерактивного планирования, предусматривающую взаимодействие правительства, бизнеса и гражданского общества.

– Россия и весь мир в настоящее время переживают период экономического кризиса, несмотря на то, что появились объявления о его завершении, – отметил Виктор Меерович. – По мнению большинства экономистов, кризис возник из-за неправильной организации финансовых рынков. Есть другая, более привлекательная концепция – она видит природу нынешнего кризиса в технологических циклах. Если на смену старым технологиям вовремя приходят новые, то рост продолжается. Если новые технологии запаздывают, то в результате неверных ожиданий экономических агентов создается основа для кризиса.

По словам ученого, наиболее вероятными новыми технологиями широкого применения эксперты считают нанотехнологии (или биотехнологии), которые станут мотором экономического роста. Поэтому вполне очевидна необходимость вложений в научные исследования.

– Анализ опыта стран, которые отставали от передовых государств и за сравнительно короткое время достигли успехов в догоняющем развитии, говорит, что на этой стадии эффект был достигнут за счет широкомасштабного заимствования западных технологий и методов хозяйствования при постепенном наращивании собственного инновационного потенциала, – отметил академик.

В качестве примера можно привести такие страны, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, которые за два десятка лет встали вровень с европейскими странами.

• Модернизация и взаимное доверие


Для того чтобы процесс заимствования сделать эффективным, чтобы действительно происходила модернизация, нужны специальные институты, системы, ориентированные на заимствование с постоянным наращиванием инновационных компонентов. Основной задачей национальной инновационной системы на данном этапе является повышение абсорбционной способности страны. На первых этапах она играет реша-ющую роль, определяя издержки и скорость заимствования, и тем самым и рациональный уровень заимствуемых технологий. Для этого необходимы государственные научные центры, помощь частным предприятиям в приобретении лицензий и патентов, обмен заимствованными технологиями между регионами.

Также важна координация экономической политики. Это регулирование импорта нового оборудования и технологий, регулирование прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику и за рубеж, правила создания совместных предприятий, освоение новых методов организации производства в результате конкуренции на мировом рынке. Сюда же относится взаимодействие с зарубежными специалистами: обучение и стажировки за границей, приглашение зарубежных преподавателей, совместные исследования; предотвращение утечки мозгов, стимулирование возвращения россиян, получивших образование или опыт работы на Западе и другое.

Говоря о системе интерактивного планирования, которая должна стать важнейшей составной частью механизма модернизации, Виктор Полтерович подчеркнул, что основой успеха станет создание обстановки взаимного доверия.

Вот четыре наиболее существенных принципа, лежащих в основе этой системы. Во-первых, планы формируются на основе проектов модернизации секторов и регионов, разрабатываемых в процессе диалога федеральных и региональных администраций, ассоциаций бизнеса и представителей гражданского общества. Во-вторых, процесс планирования является непрерывным («скользящим»), так что к началу каждого года разрабатывается система взаимоувязанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. В-третьих, выполнение планов достигается не за счет административного принуждения, а за счет рыночных стимулов и в рамках рыночных механизмов.

И, наконец, в-четвертых, государство играет роль координатора не только на стадиях отбора и реализации проектов, но и на стадии их инициации. При этом формат взаимодействия выходит далеко за обычные рамки частно-государственного партнерства, которое, впрочем, может использоваться на заключительном этапе процесса планирования и в процессе реализации планов.

Возглавлять процесс могло бы специально созданное для этой цели Федеральное агентство по интерактивному планированию, подчиненное непосредственно главе правительства. Его деятельность должна опираться, с одной стороны, на региональные агентства по планированию (центры развития), а с другой – на систему экспертных комиссий, включающих представителей администрации, профсоюзов, ассоциаций потребителей и отраслевых ассоциаций бизнеса.

Кроме того, нужно выработать единые требования к проектам модернизации на уровне отрасли и региона; в частности, все проекты должны включать расчет эффективности по единой методике. Вместе с тем формирование такой системы – длительный процесс, поэтому следует развертывать ее постепенно, добиваясь положительных результатов на каждом этапе.

Что касается финансирования широкомасштабных проектов модернизации – оно должно, как правило, идти в рамках проектного финансирования и использования схем частно-государственного партнерства.

Общая схема планирования такова: выдвижение идеи проекта (как правило, это делает отраслевая ассоциация) – одобрение идеи проекта соответствующим экспертным советом при агентстве по интерактивному планированию – разработка чернового варианта вместе с соответствующим департаментом агентства и отраслевой ассоциацией – одобрение на экспертном совете и выбор банка – детальный расчет эффективности проекта по схеме проектного финансирования – заключение договора о намерениях – включение проекта в индикативный план – заключение договора о реализации проекта по схеме частно-государственного партнерства.

• Алгоритм стройсберкасс


В качестве примера лектор привел разрабатываемый масштабный проект, который подошел к стадии реализации. Речь идет о формировании массовой ипотеки. Цель проекта – улучшение снабжения жильем основных слоев населения с невысокими доходами. Для достижения цели планируется сформировать систему целевых жилищных накоплений – банковских спецсчетов, реализующих алгоритм стройсберкасс; сектор субсидируемого строительства дешевого жилья.

В современной России система целевых жилищных вкладов является наиболее эффективным каналом субсидирования населения с невысокими доходами. Этот вывод опирается на анализ истории и эволюции ипотечных институтов в мире за два века, опыт создания ипотеки в странах Восточной Европы и попыток создания ипотеки в России в 1992—2008 гг., расчеты по математической модели на российских данных, а также на сопоставлении ипотечных систем в переходных экономиках в условиях текущего кризиса.

Для того чтобы обеспечить участникам системы жилищных накоплений достаточно низкие цены жилья, планируется сформировать компанию-девелопера в собственности администрации. Благодаря девелоперу застройщики освобождаются от рисков и обременений, нередко возникающих при взаимодействии с коммунальными службами. Кроме того, застройщикам обеспечивается спрос вкладчиков спецсчетов, а при определенных условиях предусматриваются дотации из регионального бюджета.

В обмен на это застройщик обязуется ограничить цены на жилье.

В настоящее время по заказу администрации Краснодарского края при участии Сбербанка ведется разработка пилотного проекта формирования массовой ипотеки для Краснодара с учетом специфики города. Если проект заработает, его можно будет использовать в других городах.

Например, китайцы научились очень эффективно проводить реформы. Они систематически используют региональные эксперименты для того, чтобы отбирать правильные механизмы, работоспособные в их институциональной среде. К слову, при быстром росте экономики становятся невыгодными вложения в теневую экономику, отчасти уменьшается и коррупция.

• Итоги


После лекции прозвучало три доклада тюменских ученых. Так, рассказывая о российском нефтегазовом сервисе, директор института нефти и газа ТГНГУ Сергей Грачев показал высокую абсорбционную способность Тюменской области, тем самым доказав, что заимствования – это как раз инструмент освобождения от зависимости.

Завкафедрой экономической теории и прикладной экономики ТюмГУ Алексей Янин подчерк-нул, что для Тюменского региона актуальна задача избавления от чрезмерной зависимости от сырьевой промышленности. В валовом продукте всей области примерно три четверти занимает нефтегазовый сектор.

– Реформирование этого сектора и повышение его эффективности представляет первоочередную задачу, – акцентировал внимание докладчик. – Главным направлением модернизации в ближайшие пять–десять лет будет проблема прибыльности и снижения затрат, и нефтегазовые структуры должны в первую очередь работать над этим направлением.
Доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса ТюмГУ Николай Вилков отметил, что для дальнейшего стратегического и тактического планирования необходимо на федеральном уровне определить коммерческую значимость запасов нефти и газа, которые являются национальным богатством.

Затем работа продолжилась в режиме свободного микрофона. Так, доктор наук, профессор Светлана Моор поддержала тезис о том, что все новое, инновационное, прогрессивное и красивое рождается на уровне взаимодействия.

Доцент кафедры мировой экономики ТюмГУ Игорь Черкашов поблагодарил за прекрасный доклад, с которых начались Губернаторские чтения.

– Учитывая геополитический статус России, думаю, следует определить, что нам необходимо заимствовать и на что мы можем делать ставку, т.е. нам необходима некая идентификация, которая поможет выстроить систему приоритетов, – отметил Игорь Черкашов.

Виктор Полтерович ответил на заданные аудиторией вопросы.

– Уверен, многое из того, что здесь прозвучало, участники чтений возьмут на вооружение, – подчерк-нул губернатор Владимир Якушев, подводя итоги. – Убежден, что открытое общение будет способствовать не только решению проблем, но и генерировать новые идеи.

В заключение следует отметить, что решение актуальных задач модернизации нуждается в адекватном интеллектуальном обеспечении процесса. Ожидаемые результаты реализации проекта губернатора позволят внести положительные тенденции в дело модернизации политического управления и развития области, а также будут способствовать повышению авторитета региона на федеральном уровне.

Фото Александра АКСЕНОВА

Под эгидой губернатора стартовал цикл публичных лекций ведущих экономистов, социологов, политологов страны


перспективы
На прошлой неделе в Тюмени состоялось значимое для региона событие – стартовали Губернаторские чтения. В региональном филиале Президентской библиотеки имени Ельцина состоялась первая публичная лекция академика Российской академии наук, заведующего лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН, замдиректора Московской школы экономики Виктора Полтеровича. Аудитория включала в себя руководителей органов власти области, представителей вузов, политических партий и общественных объединений, крупных коммерческих организаций, а также аспирантов и студентов.

------

• От идеи до реализации


Губернаторские чтения – проект главы региона Владимира Якушева, о котором он объявил менее месяца назад в Послании Тюменской областной Думе. Под патронажем губернатора пройдет цикл публичных лекций ведущих отечест-венных экономистов, социологов, политологов, пользующихся международным авторитетом. Выступления и дискуссии будут посвящены различным аспектам российской модернизации, в том числе с учетом региональной специфики.

– Проект придаст новый импульс интеллектуальной и общественной жизни области, будет способствовать созданию творческой атмосферы, конструктивных дискуссий, споров о будущем, о выборе ведущих к нему путей, – отметил Владимир Якушев, открывая чтения.

Регион по праву гордится интеллигенцией, но не помешает и взгляд со стороны в более широком и даже глобальном контексте. Именно это требуется при выстраивании целостной стратегии региональной модернизации, органично вписанной в российскую и мировую модернизацию, подчеркнул руководитель области.

Говоря об актуальности идеи проекта, доктор политических наук, главный редактор московского журнала «Полития», профессор Высшей школы экономики Святослав Каспэ продемонстрировал на телеэкранах световую карту человеческой цивилизации. Россия на ней представляет пятна света, окруженные темнотой – наглядная иллюстрация к проблеме модернизации.

– В нашей огромной стране предстоит сделать многое, чтобы модернизация стала реальностью. Мы внимательно следим за происходящим, и внимание все больше привлекает Тюмень. Постепенно вырисовывается цепочка очагов роста, обновления или модернизационных кластеров, которые смогут привести страну, пережившую немало испытаний, к достойному будущему, причем Тюмень имеет все шансы стать одним из ключевых звеньев этой цепи, – подчеркнул Святослав Каспэ. – Важно помнить, что модернизация – это не техника, а прежде всего продукт и факт человеческого духа и разума. И ничто их не стимулирует так, как интеллектуальный обмен – обмен мыслями, идеями, подходами.

Губернаторские чтения нацелены именно на это. Восхищен тем, с какой энергией Владимир Владимирович перешел от выдвижения идеи проекта к ее реализации.
Святослав Каспэ подчеркнул, что точки зрения выступающих на одни и те же проблемы могут не совпадать. И это объяснимо, поскольку в данной сфере нет готовых ответов и нет абсолютных истин – именно из столкновения разных позиций и высекается искра нового знания, нового опыта.

• Стратегия обновления


Губернаторские чтения открыла лекция Виктора Полтеровича «Стратегия модернизации российской экономики». По мнению ученого, основой стратегии модернизации отечественной экономики должна стать система интерактивного управления ростом. Она должна включать в себя национальную инновационную систему, обеспечивать
координацию различных типов экономической политики для увеличения абсорбционной способности (умение распознавать ценность новой внешней информации, усваивать ее и использовать в коммерческих целях), а также опираться на систему интерактивного планирования, предусматривающую взаимодействие правительства, бизнеса и гражданского общества.

– Россия и весь мир в настоящее время переживают период экономического кризиса, несмотря на то, что появились объявления о его завершении, – отметил Виктор Меерович. – По мнению большинства экономистов, кризис возник из-за неправильной организации финансовых рынков. Есть другая, более привлекательная концепция – она видит природу нынешнего кризиса в технологических циклах. Если на смену старым технологиям вовремя приходят новые, то рост продолжается. Если новые технологии запаздывают, то в результате неверных ожиданий экономических агентов создается основа для кризиса.

По словам ученого, наиболее вероятными новыми технологиями широкого применения эксперты считают нанотехнологии (или биотехнологии), которые станут мотором экономического роста. Поэтому вполне очевидна необходимость вложений в научные исследования.

– Анализ опыта стран, которые отставали от передовых государств и за сравнительно короткое время достигли успехов в догоняющем развитии, говорит, что на этой стадии эффект был достигнут за счет широкомасштабного заимствования западных технологий и методов хозяйствования при постепенном наращивании собственного инновационного потенциала, – отметил академик.

В качестве примера можно привести такие страны, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, которые за два десятка лет встали вровень с европейскими странами.

• Модернизация и взаимное доверие


Для того чтобы процесс заимствования сделать эффективным, чтобы действительно происходила модернизация, нужны специальные институты, системы, ориентированные на заимствование с постоянным наращиванием инновационных компонентов. Основной задачей национальной инновационной системы на данном этапе является повышение абсорбционной способности страны. На первых этапах она играет реша-ющую роль, определяя издержки и скорость заимствования, и тем самым и рациональный уровень заимствуемых технологий. Для этого необходимы государственные научные центры, помощь частным предприятиям в приобретении лицензий и патентов, обмен заимствованными технологиями между регионами.

Также важна координация экономической политики. Это регулирование импорта нового оборудования и технологий, регулирование прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику и за рубеж, правила создания совместных предприятий, освоение новых методов организации производства в результате конкуренции на мировом рынке. Сюда же относится взаимодействие с зарубежными специалистами: обучение и стажировки за границей, приглашение зарубежных преподавателей, совместные исследования; предотвращение утечки мозгов, стимулирование возвращения россиян, получивших образование или опыт работы на Западе и другое.

Говоря о системе интерактивного планирования, которая должна стать важнейшей составной частью механизма модернизации, Виктор Полтерович подчеркнул, что основой успеха станет создание обстановки взаимного доверия.

Вот четыре наиболее существенных принципа, лежащих в основе этой системы. Во-первых, планы формируются на основе проектов модернизации секторов и регионов, разрабатываемых в процессе диалога федеральных и региональных администраций, ассоциаций бизнеса и представителей гражданского общества. Во-вторых, процесс планирования является непрерывным («скользящим»), так что к началу каждого года разрабатывается система взаимоувязанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. В-третьих, выполнение планов достигается не за счет административного принуждения, а за счет рыночных стимулов и в рамках рыночных механизмов.

И, наконец, в-четвертых, государство играет роль координатора не только на стадиях отбора и реализации проектов, но и на стадии их инициации. При этом формат взаимодействия выходит далеко за обычные рамки частно-государственного партнерства, которое, впрочем, может использоваться на заключительном этапе процесса планирования и в процессе реализации планов.

Возглавлять процесс могло бы специально созданное для этой цели Федеральное агентство по интерактивному планированию, подчиненное непосредственно главе правительства. Его деятельность должна опираться, с одной стороны, на региональные агентства по планированию (центры развития), а с другой – на систему экспертных комиссий, включающих представителей администрации, профсоюзов, ассоциаций потребителей и отраслевых ассоциаций бизнеса.

Кроме того, нужно выработать единые требования к проектам модернизации на уровне отрасли и региона; в частности, все проекты должны включать расчет эффективности по единой методике. Вместе с тем формирование такой системы – длительный процесс, поэтому следует развертывать ее постепенно, добиваясь положительных результатов на каждом этапе.

Что касается финансирования широкомасштабных проектов модернизации – оно должно, как правило, идти в рамках проектного финансирования и использования схем частно-государственного партнерства.

Общая схема планирования такова: выдвижение идеи проекта (как правило, это делает отраслевая ассоциация) – одобрение идеи проекта соответствующим экспертным советом при агентстве по интерактивному планированию – разработка чернового варианта вместе с соответствующим департаментом агентства и отраслевой ассоциацией – одобрение на экспертном совете и выбор банка – детальный расчет эффективности проекта по схеме проектного финансирования – заключение договора о намерениях – включение проекта в индикативный план – заключение договора о реализации проекта по схеме частно-государственного партнерства.

• Алгоритм стройсберкасс


В качестве примера лектор привел разрабатываемый масштабный проект, который подошел к стадии реализации. Речь идет о формировании массовой ипотеки. Цель проекта – улучшение снабжения жильем основных слоев населения с невысокими доходами. Для достижения цели планируется сформировать систему целевых жилищных накоплений – банковских спецсчетов, реализующих алгоритм стройсберкасс; сектор субсидируемого строительства дешевого жилья.

В современной России система целевых жилищных вкладов является наиболее эффективным каналом субсидирования населения с невысокими доходами. Этот вывод опирается на анализ истории и эволюции ипотечных институтов в мире за два века, опыт создания ипотеки в странах Восточной Европы и попыток создания ипотеки в России в 1992—2008 гг., расчеты по математической модели на российских данных, а также на сопоставлении ипотечных систем в переходных экономиках в условиях текущего кризиса.

Для того чтобы обеспечить участникам системы жилищных накоплений достаточно низкие цены жилья, планируется сформировать компанию-девелопера в собственности администрации. Благодаря девелоперу застройщики освобождаются от рисков и обременений, нередко возникающих при взаимодействии с коммунальными службами. Кроме того, застройщикам обеспечивается спрос вкладчиков спецсчетов, а при определенных условиях предусматриваются дотации из регионального бюджета.

В обмен на это застройщик обязуется ограничить цены на жилье.

В настоящее время по заказу администрации Краснодарского края при участии Сбербанка ведется разработка пилотного проекта формирования массовой ипотеки для Краснодара с учетом специфики города. Если проект заработает, его можно будет использовать в других городах.

Например, китайцы научились очень эффективно проводить реформы. Они систематически используют региональные эксперименты для того, чтобы отбирать правильные механизмы, работоспособные в их институциональной среде. К слову, при быстром росте экономики становятся невыгодными вложения в теневую экономику, отчасти уменьшается и коррупция.

• Итоги


После лекции прозвучало три доклада тюменских ученых. Так, рассказывая о российском нефтегазовом сервисе, директор института нефти и газа ТГНГУ Сергей Грачев показал высокую абсорбционную способность Тюменской области, тем самым доказав, что заимствования – это как раз инструмент освобождения от зависимости.

Завкафедрой экономической теории и прикладной экономики ТюмГУ Алексей Янин подчерк-нул, что для Тюменского региона актуальна задача избавления от чрезмерной зависимости от сырьевой промышленности. В валовом продукте всей области примерно три четверти занимает нефтегазовый сектор.

– Реформирование этого сектора и повышение его эффективности представляет первоочередную задачу, – акцентировал внимание докладчик. – Главным направлением модернизации в ближайшие пять–десять лет будет проблема прибыльности и снижения затрат, и нефтегазовые структуры должны в первую очередь работать над этим направлением.
Доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса ТюмГУ Николай Вилков отметил, что для дальнейшего стратегического и тактического планирования необходимо на федеральном уровне определить коммерческую значимость запасов нефти и газа, которые являются национальным богатством.

Затем работа продолжилась в режиме свободного микрофона. Так, доктор наук, профессор Светлана Моор поддержала тезис о том, что все новое, инновационное, прогрессивное и красивое рождается на уровне взаимодействия.

Доцент кафедры мировой экономики ТюмГУ Игорь Черкашов поблагодарил за прекрасный доклад, с которых начались Губернаторские чтения.

– Учитывая геополитический статус России, думаю, следует определить, что нам необходимо заимствовать и на что мы можем делать ставку, т.е. нам необходима некая идентификация, которая поможет выстроить систему приоритетов, – отметил Игорь Черкашов.

Виктор Полтерович ответил на заданные аудиторией вопросы.

– Уверен, многое из того, что здесь прозвучало, участники чтений возьмут на вооружение, – подчерк-нул губернатор Владимир Якушев, подводя итоги. – Убежден, что открытое общение будет способствовать не только решению проблем, но и генерировать новые идеи.

В заключение следует отметить, что решение актуальных задач модернизации нуждается в адекватном интеллектуальном обеспечении процесса. Ожидаемые результаты реализации проекта губернатора позволят внести положительные тенденции в дело модернизации политического управления и развития области, а также будут способствовать повышению авторитета региона на федеральном уровне.

Фото Александра АКСЕНОВА



Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов прочитал лекцию финалистам «Большой перемены»

23 апреля

За 30-летнюю историю Тюменская областная Дума приняла более 3 000 законов

18 апреля