×
В социальных сетях
В печатной версии

Искусство высокое и доступное

благодарность
Дорогая редакция! Я читатель газеты «Тюменская область сегодня» с момента ее основания и долгие годы был ее автором-обозревателем по культуре и искусству. Мои творческие интересы связаны с классической музыкой, оперой, балетом и живописью. С интересом прочитал опубликованную в вашей газете № 158 статью известного в Тюмени краеведа Ларисы Беспаловой.

------

Он посвящен памяти великой певицы Ирины Архиповой, народной артистки Советского Союза, музыкального и общественного деятеля. Ирина Константиновна, обладательница уникального голоса – меццо-сопрано, певица отточенного мастерства, выда-ющаяся драматическая актриса. В ее репертуаре 28 партий в операх мировой и русской классики. Это  и Кармен, ее коронная партия, и Амнерис в опере Верди «Аида», и Марина Мнишек в «Борисе Годунове», и Любаша в «Царской невесте»… Лариса Беспалова удивительно описала свое впечатление от мастерского исполнения Кармен в опере Бизе.

Автор публикации ратует за классическую музыку и совершенно справедливо пишет, что она не устарела. Как может устареть жанр искусства, говорящий языком музыки, пения, изобразительного искусства о вечных, непреходящих ценностях, таких как добро, любовь, самопожертвование во имя высоких идеалов. Я верю, как  и автор статьи, что время возвращения оперы в широкие массы вновь придет. Вспоминаю 70‑80‑е и даже 90‑е годы, когда в Тюмени летом по одному-два месяца гастролировали такие выдающиеся коллективы, как Новосибирский, Кубышевский, Пермский театры оперы и балета. Залы филармонии и Дворца нефтяников каждый вечер были заполнены, в том числе и молодежью. Это искусство было доступно каждому и можно было прослушать весь мировой оперный репертуар в исполнении полного симфонического оркестра, прекрасных солистов и хора!

А балетные спектакли! На них всегда полно детей самого разного возраста. На классических балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик» никогда не было свободных мест. Какие прекрасные солисты выступали в Тюмени: Любовь Гершукова и Лидия Крупенина (Новосибирск), Галина Шляпина (Пермь), Ольга Короткова (Улан-Удэ) и многие другие – заслуженные и народные артисты. Многие из них стали затем солистами московских балетных коллективов. Я много писал о них и храню до сих пор эти рецензии в своем архиве. Со многими артистами переписывался и, бывая в тех городах, всегда ходил на спектакли на базовых сценах.

Лариса Беспалова к месту вспоминает, что  в 80‑90‑е годы в Тюмени энтузиасты оперы – заслуженный работник культуры Римма Орлова, преподаватель вокала колледжа искусств, вместе с мужем Виктором Орловым, заслуженным артистом РСФСР, поставили в Тюмени оперы Фомина «Мельник-колдун, обманщик и сват», Чайковского «Иоланду» и сцены из «Евгения Онегина». Звездным часом тюменской оперы была постановка на сцене Дворца нефтяников двухактной оперы Рахманинова «Алеко» в исполнении симфонического оркестра (дирижер Евсей Шапиро), хора и солистов оперной студии – Анны Карпинской, Романа Гафурова, Георгия Ленькова. На всех шестнадцати спектаклях был аншлаг, их сопровождали восторженные отклики зрителей и прессы. Мне довелось не только писать рецензии на этот спектакль, но и петь в хоре. Однако до сих пор вопрос о том, быть или не быть опере на родине Алябьева и Гуляева, остается нерешенным.

В 70‑80‑е годы попасть в Большой театр не составляло проб-лемы и мне посчастливилось слушать выдающихся певцов – Вишневскую, Милашкину, Анджапаридзе, Петрова, Пьявко и Архипову. В балетах на сцене Большого довелось увидеть Плисецкую, Максимову, Васильева, Бессмертнову, Годунова и Барышникова, ныне танцующего в Америке. Да всех не перечесть! Все программы этих спектаклей я храню как реликвии, в том числе и с автографом великой Галины Улановой. О чем хочется рассказать нашим читателям.
До встречи на страницах газеты!

Фото автора

319Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Премьера фильма постоянно откладывалась. Всего на его создание ушло восемь лет.
Свидетельства героического подвига своих земляков жители муниципалитета собирали буквально по крупицам в течение 20 лет. 
​Поэтическая жизнь Тобольска не стоит на месте. Она, как весенний поток, течет, бурлит и несет с собой радость и вдохновение!
На сцене уральской столицы встретились команды из четырех городов.
Мероприятие пройдет в Российской государственной библиотеке.
18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест, на площади перед зданием администрации города вновь объявили о начале Дней исторического и культурного наследия, которые продлятся ровно месяц.
В докладе и выступлениях участников отмечалось, что за отчетный период проделана большая работа по возрождению былого авторитета писательской организации.