Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Изящные линии, кружевные виньетки и много-много лиризма

Культура, 00:01, 20 октября 2010, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Изящные линии, кружевные виньетки и много-много лиризма. .

Ленинградцы у нас бывают нечасто. Все больше мы к ним. Поэтому приезд в Сибирь «невского человека», да еще широко известного в творческой среде, всегда вызывает интерес, даже больше – ажиотаж. Познакомиться с художником-графиком, мастером экслибриса, «королевой акватинты» (вид гравюры), которая с тех самых исторических берегов, пришел разношерстный народ: не только тетушки-искусствоведы в старомодных шляпках, но и добры молодцы, до макушки «закованные» в железо (тоже мне, стиляги). Презентация выставки «Книжный знак. Петербургская графика Нины Казимовой» состоялась в литературно-музыкальной гостиной Тюменской областной научной библиотеки имени Дмитрия Менделеева. А привез ее в наш славный город председатель президиума регионального общественного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов – человек, который как магнит притягивает творцов-интеллигентов с сильной авторской волей.

С Казимовой Елфимов познакомился случайно пару лет назад. Долго перезванивались и переписывались по электронной почте. Затем был подарок в виде роскошного книжного знака для личной коллекции Аркадия Григорьевича. В январе, в самые злые морозы, Нина Ивановна приехала в Тобольск. И была покорена зимней красотой «жемчужины» Сибири. Родилась идея создания рукотворной книги о городе. Текст к ней в свое время написал Валентин Распутин. Сейчас остается только ждать... Когда вдохновленный автор примется за работу, его будет не остановить.

Коренная петербурженка. О, как об этом мечтают провинциалочки!.. Окончила архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Но архитектором, по собственному признанию, к счастью не работала ни дня: «Не могу ни руководить, ни подчиняться. Я как кошка, которая гуляет сама по себе». Трудилась художником-оформителем в ЛИСИ. Заинтересовалась народными картинками лубком. Ее «приютили» московские художники, на работах которых впоследствии был основан столичный музей лубка. В 1985 году начала изучать технику офорта у печатника Германа Пахаревского, собравшего вокруг себя замечательных графиков. «Еще в художественной школе мне говорили об изящной линии. Так вот, через много лет ее разглядел и Герман Петрович. Поверил. Доверил. Я ведь долго работала в его мастерской...» вспоминает Нина Ивановна.

Ну а там и до экслибриса недалеко. Первый награвировала в 1990 году. Сейчас их уже 155. В месяц выдает по одному. Если сильно увлечена по два. Есть знаки, сделанные специально для себя, мужа, друзей и учителей по жизни. Нина Ивановна старается придавать им традиционный книжный «вид», дабы не злить критиков. Но все же решилась на новаторский ход: до Казимовой экслибрисы выполняли одним цветом, она рискнула использовать два. Автор глубоко убеждена, что лубок и книжный знак близки друг другу. Вот почему: и в первом и во втором жанрах есть тексты. Как вам такой: «Сера утица охота моя, красна девица зазнобушка моя. Нанизал бы тебя на ожерелье, да носил бы в воскресенье». Просто песня! Это лубочная работа из серии «Русские пословицы о любви». Пышнотелые барышни. Задорные мужички. Яркая игра. Прекрасные дамы. Галантные кавалеры. Неспешная беседа. Все в окружении завитушек, листочков, ягодок, фантазийных узоров. Каждый можно рассматривать как яйцо Фаберже или подкованную блоху. Без преувеличения картинки выполнены с ювелирной точностью.

Еще одна страсть «рукодельницы» цельногравированные малотиражные книги. Таких в коллекции Казимовой пока две. По тридцать экземпляров. Большой формат. Ручная печать. Жанр «Книга художника» в отечественной книжной культуре сравнительно молодой. Мне кажется, Казимова его освоила по полной программе. «Сады моей души» сборник из 12 стихотворений поэтов Серебряного века (офорт, акватинта, ручной набор) ностальгия по пригородам Петербурга. Изданная к 300-летию града на Неве книга «Пир Петра I», содержащая единственное стихотворение Пушкина, настоящее произведение искусства. Салютующие корабли, заздравные кубки, морские и речные божества создают атмосферу петровского времени, а аллегорические орнаменты и фейерверки прямо перекликаются с русским эстампом того периода.

Этим я увлечена еще как! Сама выбираю авторов и произведения, которые люблю, которые близки. Получается, что на Питере тренировалась («Сады» и «Пир» сделаны для себя и знакомых), ведь рукодельное издание о Тобольске заказное. Оно будет выполнено в стиле рукописной книги XVII века с использованием полуустава и старинных композиций того времени.

...Нина Ивановна счастливый человек. Ведь ее во всем поддерживает дражайший супруг Юрий. Бывший ученый когда-то оказался не у дел и пошел в подмастерья к жене. Эх, если б знали коллекционеры мира, которые охочи до работ этой удивительной пары, что весь процесс осуществляется не в настоящей мастерской, а в квартире, на... табурете. Я хочу пожелать Нине и Юрию продолжения... И прекрасной книги о «жемчужине» Сибири.

Ленинградцы у нас бывают нечасто. Все больше мы к ним. Поэтому приезд в Сибирь «невского человека», да еще широко известного в творческой среде, всегда вызывает интерес, даже больше – ажиотаж. Познакомиться с художником-графиком, мастером экслибриса, «королевой акватинты» (вид гравюры), которая с тех самых исторических берегов, пришел разношерстный народ: не только тетушки-искусствоведы в старомодных шляпках, но и добры молодцы, до макушки «закованные» в железо (тоже мне, стиляги). Презентация выставки «Книжный знак. Петербургская графика Нины Казимовой» состоялась в литературно-музыкальной гостиной Тюменской областной научной библиотеки имени Дмитрия Менделеева. А привез ее в наш славный город председатель президиума регионального общественного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов – человек, который как магнит притягивает творцов-интеллигентов с сильной авторской волей.

С Казимовой Елфимов познакомился случайно пару лет назад. Долго перезванивались и переписывались по электронной почте. Затем был подарок в виде роскошного книжного знака для личной коллекции Аркадия Григорьевича. В январе, в самые злые морозы, Нина Ивановна приехала в Тобольск. И была покорена зимней красотой «жемчужины» Сибири. Родилась идея создания рукотворной книги о городе. Текст к ней в свое время написал Валентин Распутин. Сейчас остается только ждать... Когда вдохновленный автор примется за работу, его будет не остановить.

Коренная петербурженка. О, как об этом мечтают провинциалочки!.. Окончила архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Но архитектором, по собственному признанию, к счастью не работала ни дня: «Не могу ни руководить, ни подчиняться. Я как кошка, которая гуляет сама по себе». Трудилась художником-оформителем в ЛИСИ. Заинтересовалась народными картинками лубком. Ее «приютили» московские художники, на работах которых впоследствии был основан столичный музей лубка. В 1985 году начала изучать технику офорта у печатника Германа Пахаревского, собравшего вокруг себя замечательных графиков. «Еще в художественной школе мне говорили об изящной линии. Так вот, через много лет ее разглядел и Герман Петрович. Поверил. Доверил. Я ведь долго работала в его мастерской...» вспоминает Нина Ивановна.

Ну а там и до экслибриса недалеко. Первый награвировала в 1990 году. Сейчас их уже 155. В месяц выдает по одному. Если сильно увлечена по два. Есть знаки, сделанные специально для себя, мужа, друзей и учителей по жизни. Нина Ивановна старается придавать им традиционный книжный «вид», дабы не злить критиков. Но все же решилась на новаторский ход: до Казимовой экслибрисы выполняли одним цветом, она рискнула использовать два. Автор глубоко убеждена, что лубок и книжный знак близки друг другу. Вот почему: и в первом и во втором жанрах есть тексты. Как вам такой: «Сера утица охота моя, красна девица зазнобушка моя. Нанизал бы тебя на ожерелье, да носил бы в воскресенье». Просто песня! Это лубочная работа из серии «Русские пословицы о любви». Пышнотелые барышни. Задорные мужички. Яркая игра. Прекрасные дамы. Галантные кавалеры. Неспешная беседа. Все в окружении завитушек, листочков, ягодок, фантазийных узоров. Каждый можно рассматривать как яйцо Фаберже или подкованную блоху. Без преувеличения картинки выполнены с ювелирной точностью.

Еще одна страсть «рукодельницы» цельногравированные малотиражные книги. Таких в коллекции Казимовой пока две. По тридцать экземпляров. Большой формат. Ручная печать. Жанр «Книга художника» в отечественной книжной культуре сравнительно молодой. Мне кажется, Казимова его освоила по полной программе. «Сады моей души» сборник из 12 стихотворений поэтов Серебряного века (офорт, акватинта, ручной набор) ностальгия по пригородам Петербурга. Изданная к 300-летию града на Неве книга «Пир Петра I», содержащая единственное стихотворение Пушкина, настоящее произведение искусства. Салютующие корабли, заздравные кубки, морские и речные божества создают атмосферу петровского времени, а аллегорические орнаменты и фейерверки прямо перекликаются с русским эстампом того периода.

Этим я увлечена еще как! Сама выбираю авторов и произведения, которые люблю, которые близки. Получается, что на Питере тренировалась («Сады» и «Пир» сделаны для себя и знакомых), ведь рукодельное издание о Тобольске заказное. Оно будет выполнено в стиле рукописной книги XVII века с использованием полуустава и старинных композиций того времени.

...Нина Ивановна счастливый человек. Ведь ее во всем поддерживает дражайший супруг Юрий. Бывший ученый когда-то оказался не у дел и пошел в подмастерья к жене. Эх, если б знали коллекционеры мира, которые охочи до работ этой удивительной пары, что весь процесс осуществляется не в настоящей мастерской, а в квартире, на... табурете. Я хочу пожелать Нине и Юрию продолжения... И прекрасной книги о «жемчужине» Сибири.



В Тюмени прошло отраслевое совещание по культуре

29 марта

Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта