×
В социальных сетях
В печатной версии

Мир не плох и не хорош,надо уметь принимать его таким, какой он есть

Психология
Весь мир состоит из плюсов и минусов: белое — черное, радость — печаль, добро — зло. На любой феномен отрицательного толка найдется противоположный. Правда, иной раз приходится поискать его, положительный аспект, но при желании и размышлении он обязательно найдется. Более того, если бы в мире не существовало «плохого», люди и не знали бы, что есть «хорошее».

------

Обычно мы не задумываемся над этим, живем повседневными заботами, переживаем, радуемся, преодолеваем трудности. И «прорабатываем» эти два полюса бытия по большей части эмоционально: веселимся, впадаем в грусть или отчаяние, выражаем гнев или сочувствие.

С них, эмоций, и началась беседа с доктором психологических наук, заведующей кафедрой клинической и юридической психологии института психологии, педагогики и социального управления ТюмГУ Любовью Алексеевой.

• Мы такие разные


— Любовь Васильевна, эмоции нередко способны настолько захватить человека, что начинают управлять им: во власти гнева порой совершается непоправимое. Но жизнь совсем без них скучна и бесцветна. Надо ли стремиться обуздать свои эмоции, чувства?

— Эмоции по сути своей играют роль оценки. Например, можно спокойно сказать: «Не все люди заслуживают доверия» — это рациональная оценка. Но если при этом гневно кричать, тогда в оценке уже участвует и эмоция. Наша отечественная ментальность характеризуется тем, что мы очень увлечены эмоциональными оценками. Осюда проявления неуравновешенности, о которой  человек впоследствии сожалеет.

Но мы ведь отличаемся друг от друга: кто-то предрасположен к большему неравновесию, кто-то к меньшему. При этом первые быстрее попадутся на эмоциогенную провокацию.

Однако существует другая пара противоположностей: можно вести себя гибко, согласуясь с развитием ситуации, а можно — ригидно, то есть основываясь на жестких представлениях.

Первые в сложных обстоятельствах сумеют быстро скорректировать проявление своих эмоций, например, переключив внимание на другое, и не будут долго пребывать в отчаянии или печали. Вторые же нередко «застревают» в негативных переживаниях.

И если жизнь предоставляет ситуации, связанные со страданием, то отрицательные эмоции будут преобладать и накапливаться.

Следует учитывать также характер восприимчивости: очень впечатлительные люди бурно реагируют даже на небольшой стимул, менее впечатлительные — более собранные, уравновешенные и потому быстрее включают разум, который учитывает нормы поведения в обществе или опирается на другие социальные знания.

— Одно и то же событие может вызвать у одних людей радость, а у других, скажем, досаду или даже гнев. На ваш взгляд, почему так происходит?

— У каждого из нас есть свой набор «значимостей» — того, что для нас важно и значимо. Есть общие для многих людей, и есть такие, которые очень индивидуальны.

К примеру, человек — существо общественное, поэтому для всех значимы межличностные отношения и самым травмоопасным для нас часто является другой человек. Но жизненный опыт каждого формирует не всегда одинаковые обобщения: человек, поступающий так — плохой,
а поступающий вот так — хороший. И порой получается, что обжегся на отношениях с одним человеком, а отвернулся от всех людей: эмоция обобщает негативный опыт.

— Какова причина таких индивидуальных обобщений — этот стереотип закладывается в детстве, передается по наследству от родителей или его  формирует жизненный опыт?

— Вряд ли наука может дать однозначный ответ. Вы справедливо отметили, что корни многих эмоциональных проблем закладываются в детстве, когда психика ребенка функционирует по большей части на бессознательном уровне. Например, мужчина не может работать с руководителем-женщиной. Почему? Потому что в ранние годы у него были трудности в отношениях с матерью. Опыт общения с ней при посредстве эмоций распространился на отношения с женщинами вообще или только со значимыми, каковым для него является руководитель как вышестоящее лицо.

• Гибкость в оценке


— Как можно исправить подобную ситуацию?

— Мир не бывает однозначно положительным или однозначно отрицательным. То же самое можно сказать о любой конкретной ситуации или конкретном человеке. Поэтому отношение к миру должно формироваться с ориентировкой на амбивалентность, то есть одновременное присутствие положительных и отрицательных сторон. В этом случае открывается очень хорошая перспектива: предполагая, что ситуация носит отрицательный характер, мы ищем плюсы, заложенные в ней. И наоборот, когда все выглядит абсолютно замечательным, стоит учесть возможные минусы, чтобы впоследствии не испытывать горьких разочарований.

Можно говорить и о том, как мы прогнозируем ход событий: проявляем ли гибкость при оценке людей и их поступков, учитываем ли эту амбивалентность или жестко ориентируемся на идеалы.

Поэтому, если хотим исправить негативную ситуацию, то можно искать положительные моменты, которые в данной ситуации, безусловно, существуют. Для поддержки в такой работе со своей психикой существуют психологические консультации, тренинги.

— Порой люди вроде и хотели бы что-то изменить, но упорно стоят на своей позиции, даже настойчиво отстаивают ее, говоря, что все равно ничего не получится...

— Объяснение может быть следующим. Если психика каждый день станет работать по-новому, для нее это энергетически очень затратно, так как каждый момент жизни нужно специально отслеживать. В связи с тем многие процессы осуществляются «на автомате», а значит — стереотипно. И мы этого даже не замечаем.

Кроме того, человек порой получает удовлетворение и от негативных переживаний (поскольку не склонен к положительным) — так работает его психика. В этом случае он выбирает между пустотой и хоть отрицательными, но чувствами. Если его настраивать на позитивные чувства, психика дает сигнал: я на это не способна, ты меня приучил получать удовлетворение даже от печали. Пустота — это отсутствие красок, неопределенное состояние, а печаль — это уже чувство, пусть и отрицательное, но все же проявление жизни. Пустота — это еще ведь и напряжение, которое нарастает, и его хочется сбросить. Пусть даже результат будет негативным (раздражение, печаль и т. п.), но неопределенность закончится.

— Но ведь так очень трудно жить. И окружающим с таким человеком непросто.

— Более того, человек, акцентирующий отрицательную оценку, начинает отчуждаться от мира, выстраивает защитную «броню», а это ведет к изоляции. Или в ответ на негативные оценки он реагирует агрессивно, и тогда формируется позиция разрушителя.

Человек же с позицией созидателя принимает несовершенства мира, его установки — достраивать, совершенствовать. В то время как разрушитель видит минусы и уничтожает мир, который ему «навредил». Такую позицию, к примеру, занимают те, кто подделывает лекарства, продает некачественные или просроченные продукты и т. д.

Можно выделить еще симбиотическую позицию отношения к миру, которая проявляется как стремление объединиться с другими людьми, но лишь по той причине, что человек не умеет жить самостоятельно. Люди с такой инфантильной жизненной позицией нередко попадают в разного рода секты.

• О добре, зле и свободе


— Любовь Васильевна, с учетом амбивалентности получается, что существование зла на земле неизбежно?

— Именно так: добро мы чувствуем лучше, потому что знаем, что существует зло.

— Тогда почему мы его, зло, осуждаем?

— Мы же говорим о диалектическом восприятии мира, понимая, что во всем существуют плюсы и минусы. Если я принимаю зло как данность, это не значит, что защищаю его и встаю на его сторону.

Я принимаю оба аспекта жизни как ее диалектическое единство. Каждый просто решает для себя: будет ли он совершенствовать этот мир или станет мстить ему за несовершенства.

— Бывает непросто сразу определить, что есть добро, а что зло.

— Согласна. Понимание того, что хорошо, а что плохо, закладывается в процессе воспитания, потом подтверждается или корректируется жизненным опытом. Скорее всего, работа психики также и бессознательно настроена на различение добра и зла. Мы говорим: «Это хорошо», когда удовлетворены какие-то наши жизненные потребности. Например, в компании друзей получаем много положительных эмоций, и встречи с ними удовлетворяют нашу потребность в общении.

Любые социальные институты — семья, школа, вуз — передают новым поколениям ценности, на которые можно опираться. Кроме того, человеку не просто так дана свобода, и он начинает сам создавать ценности. Однако он же пожинает и плоды своего «творчества». Скажем, отрицание ценностей может породить цинизм.

— Общественные стереотипы, наверное, еще сложнее трансформировать, чем личностные?

— По-видимому, да. К примеру, в нашем обществе сложилось представление о том, что если человек вышел на пенсию, то ему остается одно: копить деньги на похороны и доживать свой век. Но ведь в этом возрасте возможна богатая впечатлениями и смыслами жизнь, если удастся найти цели, которые позовут в будущее. Все зависит от того, как расставлены акценты: можно концентрировать свое внимание на болезни, а можно — на накоплении здоровья.

Кстати, сейчас общество повернулось к пожилым людям: организуются университеты «третьего возраста», предоставляются места для общения, что спасает людей от одиночества. Очень значима связь детей и представителей старшего поколения. Можно представить себе, как было бы неплохо, если бы люди, проживающие в интернатах для престарелых, общались с детьми из детских домов. Это, на мой взгляд, польза для обеих сторон.

— Вы заговорили о свободе. На ваш взгляд, как далеко она может простираться в жизни человека?

— Можно понимать свободу, ориентируясь на принцип «никто никому ничего не должен». Но он работает в очень ограниченном числе ситуаций. Он действует лишь в свободном общении, а именно когда речь идет о хорошей дружбе и любви. Причем даже штампик в паспорте или договоренность о гражданском браке влечет за собой определенные обязательства: ты жена, значит, должна то-то и то-то. У мужа, соответственно, свои обязанности. Это уже социальные роли. В них нет ничего плохого, просто им присущи некоторые функции.

— Когда люди влюблены, они как бы поднимаются над социумом, им как раз удается не замечать несовершенств мира. Может, нам любви не хватает?

— Вы верно сказали — не замечать. Чувство любви, безусловно, фильтрует восприятие мира, не случайно появилось это выражение: «Смотреть на мир через розовые очки». Но тут тоже немало подводных камней. Может возникнуть зависимость от любви, и тогда в случае ее утраты человек страдает. Или такое противоречие: каждый хочет, чтобы его любили, но не каждый готов любить сам. В этом случае отношения зависят от того, принимаем ли мы сами себя как ценность. Если это заложено в личности, тогда легче учесть интересы другого человека. Почему в выигрыше должен быть только один? Можно строить отношения таким образом, что выигрывают оба.

Фото автора

362Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Волонтеры будут раздавать праздничный символ на наиболее популярных площадках города.
Во время весеннего паводка может быть подтоплено водой от 10 до 12 низководных мостов и 15-18 километров автодорог.
Несоблюдение установленных правил будет караться штрафом либо лишением свободы.
Семья полуторагодовалой Дарины молит о помощи.
Во Дворце культуры «Нефтяник» состоялся гала-концерт из лучших номеров всех направлений и награждение главных победителей. 
В Тюмени будет тепло, но облачно, мокро и очень ветрено.
Проверку прошли пять школ, и каждая из них сейчас занята активным устранением своих недочетов.
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 38 письменных и устных обращений читателей. Читателей беспокоит тема вымирания деревень и одиночества.