×
В социальных сетях
В печатной версии

От сентября до сентября

советы родителям
Завтра ребята, отдохнувшие и успевшие соскучиться по школе, снова сядут за парты. Последние покупки, приготовления. Но родителям не грех подумать не только о новой экипировке своего чада, но  и о сохранении здоровья ребенка, особенно в младшем школьном возрасте. На вопросы корреспондента и читателей отвечает врач-педиатр, доктор педагогических наук Наталья Малярчук.

------

– Наталья Николаевна, на что важно обратить внимание родителям младших школьников?

– Организм ребенка отличается от организма взрослого человека прежде всего быстрым ростом и развитием. В младшем школьном возрасте основные процессы, происходящие в центральной нервной системе (ЦНС), создают хорошие предпосылки для успешной учебно-воспитательной работы. То, что будет упущено в этот период в познавательной сфере, трудно восполнить потом. Особенно потому, что далее следует этап резких перестроек в организме, связанный с половым созреванием, когда понижение корковой активности мозга ухудшает восприятие и внимание, поэтому умственная работоспособность подростка снижается, а его поведение характеризуется резко выраженной эмоциональностью.

Занятия физкультурой и спортом в возрасте от 7 до 10 лет являются особо важными для закладки основ потенциала физической активности человека. Именно в этот период формируется осознанная мотивация физического совершенствования, вырабатывается привычка заботиться о своем теле, его силе, выносливости, ловкости, о разумном режиме физической активности.

– В школе у детей большая учебная нагрузка, приходится много читать, работать с компьютером. Можно ли избежать преждевременного развития близорукости у ребенка?

(Ольга Петровна, г. Тюмень)


– У младших школьников острота зрения выше, чем  у взрослых. Однако у части детей шаровая форма глаза может стать удлиненной и развивается близорукость (с 1 по 7 классы число близоруких увеличивается в восемь раз). В развитии близорукости большое значение имеет напряжение наружных мышц глаз. Поэтому важно научить школьников расслаблять эти мышцы как при зрительной работе, так  и в отсутствие необходимости рассматривать что-либо. Напряжение мышц глаз увеличивается при недостаточной освещенности рабочего места, мелком шрифте с неясной и бледной печатью, рассматривании незнакомых предметов.

Тонус глазных мышц может претерпевать изменения при нарушении фосфорно-кальциевого обмена, который, в свою очередь, зависит от воздействия на организм ультрафиолетовых лучей. У учащихся, мало или совсем не бывающих на воздухе в околополуденное время, слабость глазных мышц при сочетании с высокой зрительной нагрузкой способствует развитию и прогрессированию близорукости. Слабость мышц спины, поддерживающих нормальную рабочую позу (при естественной способности хорошо видеть на малом расстоянии), также способствует снижению зрения.

Цветовая чувствительность резко повышается в 10—12 лет  и растет в дальнейшем при снижении абсолютной чувствительности. Максимальная точность зрительных восприятий и различения цветовых оттенков достигается к 12—13 годам. Рефракция глаза (преломляющие свойства) становится нормальной в 9—12 лет. Зрачок, наиболее широкий в 6—8 лет, вновь становится узким и живо реагирует на свет в 9—10 лет.

Таким образом, в школьные годы, наряду с ростом световой и цветовой чувствительности, растет адаптация глаз, то есть способность приспособления их чувствительности к освещенности. В связи с расширенным состоянием зрачка младшим школьникам особенно опасно слепящее действие прямых солнечных лучей. Хорошими светорассеивающими свойствами и достаточной степенью светопропускания обладают шторы из поплина, штапельного и льняного полотна, репса.

Нельзя использовать для штор пленку: в воздух помещения из нее выделяется токсическое вещество – дибутилфталат. В плане цветовой чувствительности для всех школьных возрастов характерно наиболее быстрое и резкое снижение возбудимости при действии сине-фиолетовых раздражителей. Сказанное свидетельствует о потребности глаза работать при достаточной освещенности и возможности воспринимать различные цвета, а при большой зрительной нагрузке использовать преимущественно сине-фиолетовую гамму.

– Мой ребенок учится в третьем классе, недавно обнаружила, что он стал хуже слышать. Может ли это быть связано с тем, что учительница часто кричит на детей? И на уроках все время шумно, сын говорит, что ему трудно сосредоточиться.

(Марина, г. Тобольск)


– У школьников до 9,5 года по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена более чем на тон. Порог слышимости речи в 6,5—9,5 года выше, чем  у взрослых, но постоянное общение с ребенком способствует ликвидации этого дефекта.

Шум в 50—60 дБ снижает работоспособность и внимание детей (обычный разговор соответствует 40 дБ, шум листвы за окном – 30 дБ).

Так, решение арифметических примеров при шуме в 50 дБ требует на 15—55 процентов больше времени, а при шуме в 60 дБ – на 81—100 процентов больше, чем до действия шума.

Вот почему на уроке важна тишина, что требует от педагога применения определенных дисциплинарных воздействий. Крик (80 дБ) в присутствии детей и другие громкие звуки (больше 60 дБ) вредны, так как чрезмерный шум может привести к стойкому снижению слуха (даже глухоте) и психическим нарушениям, поэтому кричать на детей и родителям, и педагогам запрещается – это крайне опасно для здоровья любого ребенка! Восстановлению функционального состояния слухового анализатора и сдвигов в других физиологических системах способствует отдых в тихих комнатах или  в зеленых зонах.

– Что может вызвать нарушение осанки у ребенка?

(Прокопий Иванович, г. Тюмень)


– В 6‑7 лет  у ребенка начинает формироваться осанка. Нарушению осанки у школьников способствуют: ограничение двигательной активности, увеличение статических нагрузок, ношение тяжестей в одной руке, привычка сидеть горбясь или искривляя позвоночник вбок, стоять с упором на одну ногу, ходить с опущенной головой, спать на одном боку и «калачиком», перетягивать живот тугими поясами. Стоит знать, что интенсивные тренировочные нагрузки (велоспорт, конькобежный спорт, силовые виды спорта и другие) могут привести к костным деформациям и артрозам при начале тренировок ранее  13‑14 лет.

В младшем школьном возрасте физическая работоспособность в  2,5 раза меньше, чем  у 15‑16‑летних, поскольку младшие школьники обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. В этом возрасте организм наиболее приспособлен к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Однако младших школьников следует приучать к сохранению статических поз, что особенно важно для выработки и сохранения правильной осанки.
– Наталья Николаевна, по-прежнему не последнее место занимает вопрос о том, в чем удобнее носить школьные принадлежности. На чем все-таки остановить выбор: сумке с плечевым ремнем, ранце, рюкзачке?

– Наш совет – ранец или ставший сейчас модным у детей и подростков рюкзачок.

Ежедневное ношение сумки с плечевым ремнем ведет к неправильной осанке. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Ношение же книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине позволяет равномерно распределить нагрузку, освобождает руки.

– Но как сделать правильный выбор, ведь сейчас на прилавках так много разных их вариантов?

– Постарайтесь обратить внимание не только на то, насколько ранец или рюкзачок красив и ярок, но  и на многие другие его качества. Первоклашкам приходится нести немалые для их возраста тяжести: учебники, тетради, альбомы, спортивную форму, сменную обувь и многое другое. Поэтому при выборе рюкзачка или ранца обратите внимание на его вес.

Он не должен весить больше 700 г. Часто родители, бабушки и дедушки, обеспокоенные весом сумок детей и внуков, обращаются с  вопросом – каким должен быть вес ранца с книгами? Для учащихся начальных классов вес учебника не должен превышать 300 г, а в целом вес ранца не должен превышать 2 кг (то есть не более 10 процентов массы тела ребенка).

Для изготовления ранцев или рюкзачков, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще  и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе он затвердеет и сам станет напоминать ледяную корку. Да  и срок службы такого ранца невелик. Ранец может быть изготовлен без подкладки или  с подкладкой. В последнем случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему возможности искривляться. Хорошо, если ранец или рюкзак имеет не одно отделение, а несколько, в которых можно разместить и письменные принадлежности, и завтрак, и сменную обувь, и многое другое. Загодя обсудите с ребенком назначение каждого из них, чтобы ему потом не пришлось долго «путешествовать» в поисках нужной вещи.

Плечевые ремни должны регулироваться по длине. Чтобы они не врезались при носке, их ширина в верхней части должна быть не менее 3,5—4,0 см. Один из них должен иметь разъем, облегчающий надевание и снимание ранца. Во избежание порчи одежды и травм пряжки и другие приспособления для изменения длины должны крепиться на дне ранца или рюкзачка.

– Моя дочь с трудом переносит езду в автобусе. Нам сказали: что-то не  в порядке с  вестибулярным аппаратом. Можно ли его как-то «укрепить»?

(Светлана Андреевна, г. Ишим)


– Дети довольно часто плохо переносят езду в автотранспорте, так как у них велика возбудимость вестибулярного аппарата. Стоит запомнить, что  тренировка вестибулярного аппарата достигается через активизацию двигательных движений на качелях, обычную езду на велосипеде, катание на коньках.

Фото автора и Ярославны ЧЕРНОВОЙ

362Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Экскурсия по редакции, разговор по душам с коллегами и обмен мнениями состоялся после обсуждения насущных вопросов тюменских медиа в областном Доме журналистов
Во Дворце культуры «Нефтяник» состоялся гала-концерт из лучших номеров всех направлений и награждение главных победителей. 
В Тюмени будет тепло, но облачно, мокро и очень ветрено.
Проверку прошли пять школ, и каждая из них сейчас занята активным устранением своих недочетов.
Волонтеры будут раздавать праздничный символ на наиболее популярных площадках города.
Во время весеннего паводка может быть подтоплено водой от 10 до 12 низководных мостов и 15-18 километров автодорог.
Несоблюдение установленных правил будет караться штрафом либо лишением свободы.
Семья полуторагодовалой Дарины молит о помощи.