Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Профориентация молодежи дело государственной важности

Общество, 00:01, 31 августа 2010,
Слушать новость
Профориентация молодежи дело государственной важности. .

Проблемы профессиональной подготовки специалистов, способных воспринять курс на модернизацию России и, главное, применить на практике полученные в процессе обучения знания и умения, не в первый раз поднимаются на страницах газеты «Тюменская область сегодня».


Размышлениями о путях подготовки высококвалифицированных специалистов делится с читателями депутат Тюменской областной Думы Владимир Столяров.


Трудный выбор


Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.


С сожалением приходится констатировать, что в современной России ослабли роль и значимость трудового воспитания подраста-ющего поколения. В развитие данной тенденции привнесли свою лепту и некоторые СМИ: печатные издания и телеканалы, особенно центральные, часто способствуют потребительскому отношению к жизни, стремлению к удовольствиям, а не к становлению человеческого достоинства в труде на благо семьи, родного села, города, региона.


Возраст накладывает отпечаток на представления о перспективной работе. Молодежь, например, в первую очередь ориентирована на получение специальности для работы в банковской сфере, маркетинге, рекламе. Питает иллюзии молодое поколение и о возможности сделать легкую карьеру в юриспруденции и экономической сфере. Увы, наука, промышленность и сельскоехозяйство, строительство и архитектура, информационные технологии, как показывает практика, – совсем не те сферы, на которые ориентируется сегодня молодежь. Многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать.


Государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия реальной практической ориентации, социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда молодым людям достаточно сложно реализовать данное право. Это обусловлено также такими факторами, как отсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями молодежи к размеру заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.


К указанным выше факторам прибавлю и другие, не менее негативные. Дело в том, что переход российского общества на путь рыночных отношений, думается, привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. В результате молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. В частности, наблюдается увеличение численности работающих не по специальности выпускников профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных заведений.


Сегодня этот процесс осложнен кризисными явлениями переходного периода. Думается, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, характеризуется по крайней мере тремя негативными тенденциями.


Во-первых, производство испытывает недостаток в специалистах с практическими навыками работы (производственная практика) в машиностроительной, энергетической, сельскохозяйственной, медицинской, образовательной и других сферах. Во-вторых, приходится признать, что российское образование излишне теоретизировано, школьные программы не отвечают требованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда. И в третьих, у выпускников школ часто отсутствует личная мотивация в получении специальности.


Необходима государственная воля


Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.


Приходится признать, что для миллионов молодых людей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Где сегодняшний российский школьник может получить грамотную профессиональную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать профессиональный путь? Таких примеров очень мало.


А вот в США, на которые часто ориентируются либералы, эта работа ведется. Еще в 1994 году Конгресс США принял акт, который был назван «Школа — работе». В соответствии с этим документом главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Этот документ ориентирует специалистов системы образования на подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере, на объединение академических и профессионально-технических знаний. Не забыты необходимость формирования у школьников личных целей и планов собственной карьеры в реальной экономике, влияние на заблаговременный выбор молодым человеком будущего рабочего места, а значит и на сокращение безработицы среди молодежи. Особо указывается в акте важность связи между образовательными учреждениями и предприятиями.


Говоря о профориентационной работе в Российской Федерации, видим, что решение проблемы стало необходимым.


С одной стороны, потребность в проведении качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознается чиновниками и специалистами, которые занимаются трудовыми ресурсами. Не случайно постановлением Министерства труда и социального развития от 27 сентября 1996 года было утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».


С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования не отвечают за профессиональное самоопределение выпускников и их подготовку к выбору специальности, обучению и трудоустройству.


Порой создается впечатление, что будущая профессиональная судьба школьников меньше всего интересует руководство системы образования в России.


Тюменская область: поиск путей созидания


Понимая важность и настоятельную необходимость профориентационной работы среди школьников, депутаты фракции «Единая Россия» Тюменской областной Думы совместно с представителями правительства Тюменской области и научной общественности 19–20 ноября 2009 года провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Молодежь – будущее России». Итоговым документом стала резолюция конференции, в которой правительству Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о внедрении в образовательные программы среднего (полного) общего образования обязательных предметов начальной профессиональной подготовки к рабочим профессиям. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано проводить мероприятия по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности, содействию социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.


Для повышения качества подготовки молодежи к профессиональному старту необходимо совершенствование в масштабах страны деятельности координирующих органов, обеспечивающих взаимодействие всех общественных институтов, реально участвующих в профориентации. Этим проблемам была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы профориентационной работы в современных условиях», которая прошла 25–26 марта 2010 года в Тюмени с участием представителей Российской академии образования, Тюменского научного центра, департамента образования и науки Тюменской области, Тюменского государственного университета. Основная цель конференции состояла в обобщении теоретического и практического опыта, поиске эффективного решения проблем профориентации и трудоустройства молодежи, ее адаптации на производстве в условиях модернизации образования.


В регионе уже есть наработки в этом направлении: законы «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области», «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области», закон «О молодежной политике в Тюменской области», предусматривающий реализацию долгосрочной целевой программы «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» и другие.


С 1998 года действует государственное автономное учреждение Тюменской области «Молодежная биржа труда». С целью содействия занятости, оказания информационных и профориентационных услуг, психологической и правовой поддержки подростков и молодежи работает 13 консультативных пунктов.


Реализуется областная акция для старшеклассников и их родителей «Мир профессий», в рамках которой проводятся тематические конференции и родительские собрания, конкурсы и внеклассные мероприятияпо профориентации, дни средних и высших учебных заведений в школах, экскурсии на ведущие предприятия области. Всего в рамках данного направления в 2009 году проведено более 500 мероприятий, в которых приняло участие более 70 тысяч человек.


Любимая профессия как условие социальной адаптации


Особую актуальность в период кризиса приобрела задача создания условий для социально-экономической адаптации молодежи, ее включения в систему трудовых отношений. Давно назрела необходимость введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, обеспечение предпрофильной подготовки школьников.


Результаты опросов выпускников школ и школьников старших классов свидетельствуют, что участие школы крайне необходимо в подготовке к взрослой жизни, выбору профессии. Да и практика показывает, что шансов найти хорошую работу больше у тех, кто еще в школе интересовался избранной специальностью, участвовал в кружках юных техников, а также у тех, кто начал работать, будучи еще студентом.


В данной связи важно формировать у учащихся начальные представления о трудовой деятельности, о рабочих специальностях. Не последнюю роль в выборе профессии молодым человеком должна сыграть пропаганда обучения, проводимая в любом техникуме или вузе.


В целом для реализации программ профориентации учащихся, а значит, и профилактики потенциальной безработицы, следует, на мой взгляд, предпринять следующее.


Первое. Необходима разработка государственной базовой программы, которая будет максимально отражать практическую направленность и профориентацию школьников, предусматривать специальные факультативные курсы на базе имеющихся профтехучилищ, техникумов, высших учебных заведений, а может быть, и на современной базе реального бизнеса.


Второе. При создании меж-школьных учебно-производствен-ных мастерских, цехов и комбинатов трудового обучения и профориентации оснащать их современным оборудованием и укомплектовывать высококвалифицированными кадрами преподавателей и мастерами производства. При этом особое внимание обратить на функционирование подобных учебно-производственных учреждений в сельских районах.


Третье. На курсах переподготовки при институтах повышения квалификации работников образования ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.


Несомненно, профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределении школьников на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития карьеры гражданина, является важной частью социальной политики, а потому – исключительно государственной задачей. Ее решение позволит поднять престиж нашего Отечества как страны высоких технологий, производительности труда, а значит, и достойного уровня жизни граждан.


Фото из архива редакции


[gallery columns="7"]
Автор фото: Фото из архива редакции

Проблемы профессиональной подготовки специалистов, способных воспринять курс на модернизацию России и, главное, применить на практике полученные в процессе обучения знания и умения, не в первый раз поднимаются на страницах газеты «Тюменская область сегодня».


Размышлениями о путях подготовки высококвалифицированных специалистов делится с читателями депутат Тюменской областной Думы Владимир Столяров.


Трудный выбор


Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.


С сожалением приходится констатировать, что в современной России ослабли роль и значимость трудового воспитания подраста-ющего поколения. В развитие данной тенденции привнесли свою лепту и некоторые СМИ: печатные издания и телеканалы, особенно центральные, часто способствуют потребительскому отношению к жизни, стремлению к удовольствиям, а не к становлению человеческого достоинства в труде на благо семьи, родного села, города, региона.


Возраст накладывает отпечаток на представления о перспективной работе. Молодежь, например, в первую очередь ориентирована на получение специальности для работы в банковской сфере, маркетинге, рекламе. Питает иллюзии молодое поколение и о возможности сделать легкую карьеру в юриспруденции и экономической сфере. Увы, наука, промышленность и сельскоехозяйство, строительство и архитектура, информационные технологии, как показывает практика, – совсем не те сферы, на которые ориентируется сегодня молодежь. Многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать.


Государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия реальной практической ориентации, социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда молодым людям достаточно сложно реализовать данное право. Это обусловлено также такими факторами, как отсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями молодежи к размеру заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.


К указанным выше факторам прибавлю и другие, не менее негативные. Дело в том, что переход российского общества на путь рыночных отношений, думается, привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. В результате молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. В частности, наблюдается увеличение численности работающих не по специальности выпускников профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных заведений.


Сегодня этот процесс осложнен кризисными явлениями переходного периода. Думается, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, характеризуется по крайней мере тремя негативными тенденциями.


Во-первых, производство испытывает недостаток в специалистах с практическими навыками работы (производственная практика) в машиностроительной, энергетической, сельскохозяйственной, медицинской, образовательной и других сферах. Во-вторых, приходится признать, что российское образование излишне теоретизировано, школьные программы не отвечают требованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда. И в третьих, у выпускников школ часто отсутствует личная мотивация в получении специальности.


Необходима государственная воля


Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.


Приходится признать, что для миллионов молодых людей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Где сегодняшний российский школьник может получить грамотную профессиональную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать профессиональный путь? Таких примеров очень мало.


А вот в США, на которые часто ориентируются либералы, эта работа ведется. Еще в 1994 году Конгресс США принял акт, который был назван «Школа — работе». В соответствии с этим документом главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Этот документ ориентирует специалистов системы образования на подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере, на объединение академических и профессионально-технических знаний. Не забыты необходимость формирования у школьников личных целей и планов собственной карьеры в реальной экономике, влияние на заблаговременный выбор молодым человеком будущего рабочего места, а значит и на сокращение безработицы среди молодежи. Особо указывается в акте важность связи между образовательными учреждениями и предприятиями.


Говоря о профориентационной работе в Российской Федерации, видим, что решение проблемы стало необходимым.


С одной стороны, потребность в проведении качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознается чиновниками и специалистами, которые занимаются трудовыми ресурсами. Не случайно постановлением Министерства труда и социального развития от 27 сентября 1996 года было утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».


С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования не отвечают за профессиональное самоопределение выпускников и их подготовку к выбору специальности, обучению и трудоустройству.


Порой создается впечатление, что будущая профессиональная судьба школьников меньше всего интересует руководство системы образования в России.


Тюменская область: поиск путей созидания


Понимая важность и настоятельную необходимость профориентационной работы среди школьников, депутаты фракции «Единая Россия» Тюменской областной Думы совместно с представителями правительства Тюменской области и научной общественности 19–20 ноября 2009 года провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Молодежь – будущее России». Итоговым документом стала резолюция конференции, в которой правительству Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о внедрении в образовательные программы среднего (полного) общего образования обязательных предметов начальной профессиональной подготовки к рабочим профессиям. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано проводить мероприятия по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности, содействию социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.


Для повышения качества подготовки молодежи к профессиональному старту необходимо совершенствование в масштабах страны деятельности координирующих органов, обеспечивающих взаимодействие всех общественных институтов, реально участвующих в профориентации. Этим проблемам была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы профориентационной работы в современных условиях», которая прошла 25–26 марта 2010 года в Тюмени с участием представителей Российской академии образования, Тюменского научного центра, департамента образования и науки Тюменской области, Тюменского государственного университета. Основная цель конференции состояла в обобщении теоретического и практического опыта, поиске эффективного решения проблем профориентации и трудоустройства молодежи, ее адаптации на производстве в условиях модернизации образования.


В регионе уже есть наработки в этом направлении: законы «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области», «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области», закон «О молодежной политике в Тюменской области», предусматривающий реализацию долгосрочной целевой программы «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» и другие.


С 1998 года действует государственное автономное учреждение Тюменской области «Молодежная биржа труда». С целью содействия занятости, оказания информационных и профориентационных услуг, психологической и правовой поддержки подростков и молодежи работает 13 консультативных пунктов.


Реализуется областная акция для старшеклассников и их родителей «Мир профессий», в рамках которой проводятся тематические конференции и родительские собрания, конкурсы и внеклассные мероприятияпо профориентации, дни средних и высших учебных заведений в школах, экскурсии на ведущие предприятия области. Всего в рамках данного направления в 2009 году проведено более 500 мероприятий, в которых приняло участие более 70 тысяч человек.


Любимая профессия как условие социальной адаптации


Особую актуальность в период кризиса приобрела задача создания условий для социально-экономической адаптации молодежи, ее включения в систему трудовых отношений. Давно назрела необходимость введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, обеспечение предпрофильной подготовки школьников.


Результаты опросов выпускников школ и школьников старших классов свидетельствуют, что участие школы крайне необходимо в подготовке к взрослой жизни, выбору профессии. Да и практика показывает, что шансов найти хорошую работу больше у тех, кто еще в школе интересовался избранной специальностью, участвовал в кружках юных техников, а также у тех, кто начал работать, будучи еще студентом.


В данной связи важно формировать у учащихся начальные представления о трудовой деятельности, о рабочих специальностях. Не последнюю роль в выборе профессии молодым человеком должна сыграть пропаганда обучения, проводимая в любом техникуме или вузе.


В целом для реализации программ профориентации учащихся, а значит, и профилактики потенциальной безработицы, следует, на мой взгляд, предпринять следующее.


Первое. Необходима разработка государственной базовой программы, которая будет максимально отражать практическую направленность и профориентацию школьников, предусматривать специальные факультативные курсы на базе имеющихся профтехучилищ, техникумов, высших учебных заведений, а может быть, и на современной базе реального бизнеса.


Второе. При создании меж-школьных учебно-производствен-ных мастерских, цехов и комбинатов трудового обучения и профориентации оснащать их современным оборудованием и укомплектовывать высококвалифицированными кадрами преподавателей и мастерами производства. При этом особое внимание обратить на функционирование подобных учебно-производственных учреждений в сельских районах.


Третье. На курсах переподготовки при институтах повышения квалификации работников образования ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.


Несомненно, профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределении школьников на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития карьеры гражданина, является важной частью социальной политики, а потому – исключительно государственной задачей. Ее решение позволит поднять престиж нашего Отечества как страны высоких технологий, производительности труда, а значит, и достойного уровня жизни граждан.


Фото из архива редакции


[gallery columns="7"]
Автор фото: Фото из архива редакции


Губернатор Тюменской области доложил президенту Владимиру Путину о принятых мерах по борьбе с паводком

24 апреля

Александр Моор принял меры по решению проблем предпринимателей в зоне паводка

24 апреля