Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Памятник прошедшей эпохе

Общество, 00:01, 31 августа 2010, Людмила ФИЛАТОВА
Слушать новость
Памятник прошедшей эпохе. .

Продолжаем обсуждение концепции благоустройства Исторического сквера в г. Тюмени

Как уже сообщалось в № 149 за 18 августа, администрация областного центра объявила открытый публичный конкурс архитектурно-художественных проектов обустройства сквера в створе улиц Республики и Ленина, что наискосок от музея «Городская Дума».


Мнение народа


Для начала отметим, что уже в течение трех месяцев тюменцы вносят предложения через Интернет и по телефону. Как проинформировали в администрации города, версии возможных скульптурных сооружений разноплановые, немало представляющих интерес. Вот некоторые из них:


«Памятник отцам-основателям города. И все!»


«Музей под открытым небом... минимум экспонатов, может, просто информационное табло... чтобы гости города могли узнать историю Тюмени! Конечно, лавочки, освещение и ограждение».


«Так как сквер Исторический, должен быть памятник основателям города Тюмени – Василию Сукину, Даниле Чулкову, Ивану Мясному. Может быть, какой-то стенд, посвященный другим известным личностям (Гуляеву, Лагунову и другим). Возможно, постамент на тему интернациональности нашего региона. Непременно красивый фонтан или группа фонтанов, цветники, освещение, скамейки».


«Надо установить на месте гранитной плиты памятник основателям города – Сукину и Мясному, а на площадке у военкомата поставить памятник, свидетельствующий о строительстве Благовещенского собора».


По данным кураторов конкурса, многие тюменцы хотели бы видеть в Историческом сквере памятник основателям города, согласно факту, который официально засвидетельствован в летописях.


Однако время для размышлений еще есть. Хотелось бы, чтобы новое сооружение органично дополнило и мемориальный комплекс «Вечный огонь», и памятники архитектуры, и строящуюся набережную с мостом Влюбленных над ней, куда традиционно приходят молодожены в день свадьбы.


Мнение специалиста


– Вопрос действительно непростой, – согласен заведующий музеем «Городская Дума» Антон Жаромских. – Сейчас на этом месте стоит крест памяти Ермака, он установлен казаками. Но ведь фигура Ермака и для русского, и особенно для татарского населения несет в себе образ завоевателя. Не случайно, наверное, в связи с этим крестом возник скандал. Мое мнение как историка неоднозначно. Здесь, по-видимому, должен стоять некий объединяющий символ, знак дружбы народов. Надо сказать, когда-то ведь на этом месте и ханты проживали: там, где сейчас строят набережную, мы обнаружили древнее кладбище – веков ХVI–XVII. Я сам проводил историко-культурную экспертизу – оно явно не русское и не татарское.


Вряд ли нужно привязывать памятник к отдельной личности или названию, считает Антон Георгиевич. И поясняет: возможно, татарское население захотело бы видеть здесь символ Чимги-Туры – согласно летописям священного города; казаки считают необходимым увековечить память Ермака; народы ханты и манси тоже могут на что-то претендовать, поскольку их предки жили здесь. Немало и тех, кто за памятник воеводам Сукину и Мясному.


Емкий объединяющий смысл историк видит в памятнике, установленном в XIX веке в Великом Новгороде в честь 1000-летнего юбилея призвания варягов на Русь.


– Думаю, и наша скульптурная композиция должна подобным образом отражать этапы развития края: историю коренных народов, Сибирского ханства, первых исследований, освоения Сибири, присоединения ее  к Российскому государству, – говорит Антон Жаромских. – И, конечно, современную историю. То есть не только отображать историю, но  и стать своеобразным манифестом дружбы и сотрудничества – межнационального и межконфессионального. А вот что это будет по форме – тут уж дело художников думать. Да, Сукин и Мясной заложили город, но этим фактом история Тюмени не началась и не закончилась. Кстати, и они ведь пришлые люди – по сути, тоже завоеватели. Как бы нам не раздуть этим памятником угольки межнациональной розни.


А может, ограничиться камнем, уже установленным в честь основания Тюмени? И стоит он тут же, неподалеку – в сквере справа от музея. А то налепим разномастных памятников грядущим поколениям на изумленье.


Да, камень – это символ начала города. Но он фиксирует лишь дату, не более того, убежден Антон Георгиевич. И гармоничного комплекса с мемориалом «Вечный огонь» не образует. В сердце Тюмени все же должен быть скульптурный символ истории, причем не только города, но  и области в целом. Кстати говоря, и разместить его можно не  в Историческом сквере, а здесь, скажем, позади камня, по двум дальним сторонам периметра. Тогда, возможно, барельеф у Вечного огня и барельефная панорама у камня соединятся в единый комплекс, ненавязчиво разделенный парковой зоной.


В заключение


Возможно, крест в память о Ермаке и не стоит убирать из Исторического сквера, лишь переместить немного вглубь, а в центре действительно разбить фонтан, установить вдоль дорожек скамейки, побольше цветов – и пусть будет еще одна зона отдыха. Рядом набережная, мост с его праздничным настроением. А поодаль, вкупе с музеем – история, от истоков до современности.


Углубляясь все дальше в тему, убеждаюсь, как это непросто – принять то единственно верное решение, которое поддержит весь город. Что называется, попасть в точку, как это случилось с памятником «Прощание» тюменского скульптора Николая Распопова. Поистине «самый пронзительный», как  о нем пишут, он и правда вряд ли кого оставляет равнодушным.


Конечно, тематика совсем другая: там юность, не пришедшая с войны, и это близко большинству семей, а тут – далекая, седая история. Но на то  и художники, чтобы творить. Тогда тоже был объявлен конкурс, так что будем надеяться, что  и в этот раз жюри выберет лучший вариант. А какова ваша версия?


Фото автора и из архива редакции


Продолжаем обсуждение концепции благоустройства Исторического сквера в г. Тюмени

Как уже сообщалось в № 149 за 18 августа, администрация областного центра объявила открытый публичный конкурс архитектурно-художественных проектов обустройства сквера в створе улиц Республики и Ленина, что наискосок от музея «Городская Дума».


Мнение народа


Для начала отметим, что уже в течение трех месяцев тюменцы вносят предложения через Интернет и по телефону. Как проинформировали в администрации города, версии возможных скульптурных сооружений разноплановые, немало представляющих интерес. Вот некоторые из них:


«Памятник отцам-основателям города. И все!»


«Музей под открытым небом... минимум экспонатов, может, просто информационное табло... чтобы гости города могли узнать историю Тюмени! Конечно, лавочки, освещение и ограждение».


«Так как сквер Исторический, должен быть памятник основателям города Тюмени – Василию Сукину, Даниле Чулкову, Ивану Мясному. Может быть, какой-то стенд, посвященный другим известным личностям (Гуляеву, Лагунову и другим). Возможно, постамент на тему интернациональности нашего региона. Непременно красивый фонтан или группа фонтанов, цветники, освещение, скамейки».


«Надо установить на месте гранитной плиты памятник основателям города – Сукину и Мясному, а на площадке у военкомата поставить памятник, свидетельствующий о строительстве Благовещенского собора».


По данным кураторов конкурса, многие тюменцы хотели бы видеть в Историческом сквере памятник основателям города, согласно факту, который официально засвидетельствован в летописях.


Однако время для размышлений еще есть. Хотелось бы, чтобы новое сооружение органично дополнило и мемориальный комплекс «Вечный огонь», и памятники архитектуры, и строящуюся набережную с мостом Влюбленных над ней, куда традиционно приходят молодожены в день свадьбы.


Мнение специалиста


– Вопрос действительно непростой, – согласен заведующий музеем «Городская Дума» Антон Жаромских. – Сейчас на этом месте стоит крест памяти Ермака, он установлен казаками. Но ведь фигура Ермака и для русского, и особенно для татарского населения несет в себе образ завоевателя. Не случайно, наверное, в связи с этим крестом возник скандал. Мое мнение как историка неоднозначно. Здесь, по-видимому, должен стоять некий объединяющий символ, знак дружбы народов. Надо сказать, когда-то ведь на этом месте и ханты проживали: там, где сейчас строят набережную, мы обнаружили древнее кладбище – веков ХVI–XVII. Я сам проводил историко-культурную экспертизу – оно явно не русское и не татарское.


Вряд ли нужно привязывать памятник к отдельной личности или названию, считает Антон Георгиевич. И поясняет: возможно, татарское население захотело бы видеть здесь символ Чимги-Туры – согласно летописям священного города; казаки считают необходимым увековечить память Ермака; народы ханты и манси тоже могут на что-то претендовать, поскольку их предки жили здесь. Немало и тех, кто за памятник воеводам Сукину и Мясному.


Емкий объединяющий смысл историк видит в памятнике, установленном в XIX веке в Великом Новгороде в честь 1000-летнего юбилея призвания варягов на Русь.


– Думаю, и наша скульптурная композиция должна подобным образом отражать этапы развития края: историю коренных народов, Сибирского ханства, первых исследований, освоения Сибири, присоединения ее  к Российскому государству, – говорит Антон Жаромских. – И, конечно, современную историю. То есть не только отображать историю, но  и стать своеобразным манифестом дружбы и сотрудничества – межнационального и межконфессионального. А вот что это будет по форме – тут уж дело художников думать. Да, Сукин и Мясной заложили город, но этим фактом история Тюмени не началась и не закончилась. Кстати, и они ведь пришлые люди – по сути, тоже завоеватели. Как бы нам не раздуть этим памятником угольки межнациональной розни.


А может, ограничиться камнем, уже установленным в честь основания Тюмени? И стоит он тут же, неподалеку – в сквере справа от музея. А то налепим разномастных памятников грядущим поколениям на изумленье.


Да, камень – это символ начала города. Но он фиксирует лишь дату, не более того, убежден Антон Георгиевич. И гармоничного комплекса с мемориалом «Вечный огонь» не образует. В сердце Тюмени все же должен быть скульптурный символ истории, причем не только города, но  и области в целом. Кстати говоря, и разместить его можно не  в Историческом сквере, а здесь, скажем, позади камня, по двум дальним сторонам периметра. Тогда, возможно, барельеф у Вечного огня и барельефная панорама у камня соединятся в единый комплекс, ненавязчиво разделенный парковой зоной.


В заключение


Возможно, крест в память о Ермаке и не стоит убирать из Исторического сквера, лишь переместить немного вглубь, а в центре действительно разбить фонтан, установить вдоль дорожек скамейки, побольше цветов – и пусть будет еще одна зона отдыха. Рядом набережная, мост с его праздничным настроением. А поодаль, вкупе с музеем – история, от истоков до современности.


Углубляясь все дальше в тему, убеждаюсь, как это непросто – принять то единственно верное решение, которое поддержит весь город. Что называется, попасть в точку, как это случилось с памятником «Прощание» тюменского скульптора Николая Распопова. Поистине «самый пронзительный», как  о нем пишут, он и правда вряд ли кого оставляет равнодушным.


Конечно, тематика совсем другая: там юность, не пришедшая с войны, и это близко большинству семей, а тут – далекая, седая история. Но на то  и художники, чтобы творить. Тогда тоже был объявлен конкурс, так что будем надеяться, что  и в этот раз жюри выберет лучший вариант. А какова ваша версия?


Фото автора и из архива редакции




В Тюменской области остаются подтопленными 180 жилых домов и 19 участков автодорог

26 апреля

Александр Моор обратился к тюменцам в День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф

26 апреля