Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Фильм? Фильм. Фильм!

Культура, 14:11, 27 августа 2010, Светлана КЛИМЕНКО
Слушать новость
Фильм? Фильм. Фильм!. .

27 августа — День российского кино


В Тюмени впервые снимали полнометражный художественный фильм. Это стало возможным благодаря творческому союзу известного детского писателя Владислава Крапивина, три года назад переехавшего из Екатеринбурга в родной город на Туре, московского режиссера Ильи Белостоцкого и множества хороших людей — волонтеров.


Детство зовет на улицу


Съемки фильма «Бегство рогатых викингов» по сценарию Владислава Крапивина проходили преимущественно в старых кварталах, создающих атмосферу небольшого уютного городка.

На пресс-конференции в областной детской библиотеке, режиссер Илья Белостоцкий рассказал, что в фильм войдет много кадров, где экран целиком занимают тюменские улицы, дворы, купола Ильинского монастыря. К сожалению, некоторые деревянные дома находятся в таком плачевном состоянии, что хотелось бы их снять, да нельзя. Город должен стать одним из героев фильма, как настаивает автор сценария и художественный руководитель проекта Владислав Крапивин. Правда, название города превратилось в Турень.

– Рад, что фильм снят на тех улицах, где я бегал мальчишкой, на улицах Герцена, Семакова, на Городище, – признался Командор. – Мне давно хотелось снова окунуться в свое детство. Я ходил по тем улицам, гулял, но это как взгляд со стороны. А тут оказался в гуще ребячьей жизни, внутренне превратился в двенадцатилетнего тюменского мальчишку, снова носился с ребятами и устраивал игры в викингов, как мы когда-то играли в мушкетеров. Убедился, что тюменские ребята – замечательные люди. Общаться с ними – одна радость. Они опровергают расхожее утверждение, что дети знают только компьютер, не читают, не умеют дружить. Мне повезло стать их товарищем.

– Рад, что фильм снят на тех улицах, где я бегал мальчишкой, на улицах Герцена, Семакова, на Городище, – признался Командор. – Мне давно хотелось снова окунуться в свое детство. Я ходил по тем улицам, гулял, но это как взгляд со стороны. А тут оказался в гуще ребячьей жизни, внутренне превратился в двенадцатилетнего тюменского мальчишку, снова носился с ребятами и устраивал игры в викингов, как мы когда-то играли в мушкетеров. Убедился, что тюменские ребята – замечательные люди. Общаться с ними – одна радость. Они опровергают расхожее утверждение, что дети знают только компьютер, не читают, не умеют дружить. Мне повезло стать их товарищем.

Ох, и сложная это работа!


Самым большим удовольствием, признался Илья Белостоцкий, было для него поставить крестик в графике съемок, что означало отснятый эпизод. За месяц с небольшим график был весь в синих крестиках. Символично, что, когда разбили сценарий на эпизоды, их оказалось 72, а ведь это код Тюменского региона!

Если считать все дубли, отснято 36 часов видеоматериала. Рекордное количество дублей пришлось на трюковую съемку. Эпизод, в котором коза закидывает на дерево одного из «викингов», снимали 36 раз! На фоне безоблачного неба ондолжен был пролететь, кувыркаясьв воздухе. Сложно пришлось Денису Аксентьеву, который играл эту роль.

– Это обычные киношные низкобюджетные трюки, которые тем не менее «железно» срабатывают, потому что спецэффектам от силы лет десять, а кинематографу уже больше ста лет, – раскрывает секрет Илья Белостоцкий.

Самые сложные кадры –с животными. Им не объяснишьзадачу, они не могут почувствовать «зерно роли». Приходится ловить момент. На съемочной площадке животных было много: коза, петух, щенок, котенок. По словам режиссера, главную головную боль доставила коза, очень своенравная. В основном общаться с ней на съемках приходилось Даше Чистяковой, исполнявшей роль Вики. Коза бодалась, а рога у нее острые. Все поволновались, а девочке надо было еще играть роль, оставаясь внешне безмятежной. После этих эпизодов Илья Белостоцкий особенно зауважал Дашу за самоотверженность. Частично козу сделают на компьютере, но этого не должно быть заметно.

Когда игра – уже не забава


Впечатлениями о съемках поделились и сами дети – исполнители главных ролей. Было трудно, ведь, как и настоящим актерам, им приходилось очень много работать. Зато какая это радость – сделать важное дело! Мирослав Быков признался, что больше никогда не станет сниматься в кино. А Даша Чистякова, наоборот, решила выбрать актерскую профессию. Никита Смирнов знал, что придется делать много дублей, и ответственно отнесся к своей роли. Режиссер был удивлен не по-детски серьезным подходом Никиты. Ему и другим ребятам он выразил уважение и благодарность.

– Ребята просто выматывались, – добавил Владислав Петрович. – Что говорить, если даже электронный кот Меркурий периодически падал в обморок. Илья мог снимать кого-то одного крупным планом, а остальные парились на солнцепеке. Я ему кричал, что это издевательство над детьми, он в ответ просил не вмешиваться в творческий процесс. Так вот и строились наши «высокие отношения». Но ребята молодцы, они героически переносили трудности!

– Наверное, это неизбежно, – парировал Илья Дмитри-евич. – Где-то внутри я старался оставаться человеком, хотя на съемках это практически невозможно. Когда закончили финальную сцену, больше всего порадовался тому, что снова могу стать нормальным человеком, а не тем монстром с мегафоном. Думаю, дети простят меня за то, что я добивался своего, – такая у меня работа. Надеюсь, что результат оправдает все эти мучения.

Выручили читатели


По словам Ильи Белостоцкого, «Бегство рогатых викингов» – это первый его проект, который снимается на доброй воле людей.

Поскольку государственного финансирования на проект не было выделено, на то, чтобы покормить детей, в основном шли деньги из своего кармана. Как рассказала администратор проекта Наталья Русакова, рестораны, куда обращались с такой просьбой, увы, отказали. Особенно тяжелыми получились для Натальи те дни, когда снимались подростки 14–15 лет, игравшие «викингов»: они были вечно голодными независимо от того, кормили их или нет.

Помогали обычные люди, которые приходили на площадку посмотреть на съемки. На три тысячи рублей, которые передала тюменка Марина Петухова, съемочная группа питалась два дня. А ее сын Никита попал в фильм – снялся в маленькой роли.

Оказавшись один раз на съемочной площадке, люди оставались до конца. Например, там, где снимали двор бабки Наташи, живет мастер на все руки по имени Миша. Он начал помогать группе – всегда требовалось что-то починить, сколотить, отвезти, привезти – и так и остался. Имена этих людей войдут в титры с благодарностью за оказанную помощь.

– Жаль, но традиций меценатства со стороны материально обеспеченных людей в Тюмени мы не ощутили, – изрек Илья Белостоцкий и, как говорит молодежь, выразил «дисреспект» (неуважение) в адрес некоторых фирм. – Меня поразило, что в банках сначала нас встречали улыбками, просили принести бумаги, а потом: «Ой, извините, мы рассмотрели ваш вопрос. Ничего не можем для вас сделать».

А вот что порадовало взрослых членов съемочной группы, так это человеческое участие простых людей. Проект, набрав силу, перешел критическую массу и притянул нужную энергию.

– Главное моральное приобретение для меня – это знакомство с огромным количеством хороших людей, – говорит Белостоцкий. – Благодарен судьбе, что она забросила меня на проект, и Владиславу Петровичу, который «подписал» меня на эту авантюру.

Притягивались «свои люди» – прежде всего читатели, выросшие на книгах Владислава Петровича, замечает Наталья Русакова. Волшебное слово Крапивина работало!

Сам писатель в очередной раз убедился, сколько есть хороших людей! В наш меркантильный рыночный век есть те, кто добровольно помогает, вкладывает всю душу, отдает все силы для пользы детей.

Позитив – это классика!


У тюменского бизнеса еще остается шанс войти в историю кинематографа: на монтаж и озвучивание картины деньги не помешают. Этот этап работы пройдет на двух площадках: в Москве и в Тюмени. Поскольку проект некоммерческий, режиссеру и здесь точно так же придется использовать неформальные каналы, добрые человеческие отношения с однокашниками по ВГИКу. Озвучить детские роли смогут не все исполнители. Это связано с техническими требованиями к речи. Взрослые актеры озвучат себя сами.

«Бегство рогатых викингов», полагает режиссер, по духу – полная противоположность сериалам. Картина не очень похожа на те фестивальные фильмы, которые в настоящее время завоевывают награды. Не сказать, что это новое слово в кино. Режиссеру хочется, чтобы получился просто добрый интересный детский фильм.
– Решили последовать традициям классического детского кино типа старого фильма «Тимур и его команда», – высказался Капивин. – Даже финал похожий. Тимур и его команда веселой компанией идут по улице, стучат в барабаны, дудят в горны и поют боевую песню. Здесь песня миролюбивая: «Хорошо, что нет войны».

Удивительное совпадение: последние кадры фильма снимались на улице Гайдара, там, где на воротах нарисован Мальчиш-Кибальчиш. Даже местные мальчишки примыкали к шествию. Это получилось спонтанно!

На весах – душа ребенка


Не только у чиновников нет денег на детское кино. Сложная ситуация и с прокатом. «Легенду острова Двид» – ленту, снятую по книге Крапивина «Дети синего фламинго», показали по одному разу в Москве и в других крупных городах. К сожалению, объяснил Илья Дмитриевич, у прокатчиков существует точка зрения, что на детском кино денег не заработаешь.

Как другу детей Белостоцкому обидно: институт семейного и детского кино, существовавший
в советские времена, был разрушен в перестроечный период.

– А во всем мире это осталось. Нигде не считают, что детское кино не приносит доход. Конечно, он не такой большой, как от блокбастера. Определенный процент детских фильмов снимается и в Голливуде, и в Европе. Это весьма интересное и доброе кино, – считает московский режиссер.

Кто-то считает их сумасшедшими. А когда художникам, проповедующим нравственные ценности, жилось легко? В обществе, которое кладет на чашу весов сиюминутную выгоду, взвешивая любые решения, бывает ли по-другому? Но, говорят, один святой спасет город. Благодаря Крапивину, Белостоцкому и их единомышленникам можно надеяться, что чистая капля доброты попадет в душу ребенка, навернется на глаза слезинкой в сложный момент противостояния добра и зла – а значит, будущее у России есть!

По планам, в январе презентация нового крапивинского фильма состоится в одном из кинотеатров Тюмени, выйдут DVD-диски. Интересно, покажут ли фильм федеральные телеканалы? Будем ждать.

Для тех, кто готов оказать проекту материальную поддержку, публикуем координаты режиссера:
- телефон: +7-922-040-64-30;
- e-mail: animatron@mail.ru;
- Яндекс-кошелек, 41001544355724.

[gallery columns="7"]

27 августа — День российского кино


В Тюмени впервые снимали полнометражный художественный фильм. Это стало возможным благодаря творческому союзу известного детского писателя Владислава Крапивина, три года назад переехавшего из Екатеринбурга в родной город на Туре, московского режиссера Ильи Белостоцкого и множества хороших людей — волонтеров.


Детство зовет на улицу


Съемки фильма «Бегство рогатых викингов» по сценарию Владислава Крапивина проходили преимущественно в старых кварталах, создающих атмосферу небольшого уютного городка.

На пресс-конференции в областной детской библиотеке, режиссер Илья Белостоцкий рассказал, что в фильм войдет много кадров, где экран целиком занимают тюменские улицы, дворы, купола Ильинского монастыря. К сожалению, некоторые деревянные дома находятся в таком плачевном состоянии, что хотелось бы их снять, да нельзя. Город должен стать одним из героев фильма, как настаивает автор сценария и художественный руководитель проекта Владислав Крапивин. Правда, название города превратилось в Турень.

– Рад, что фильм снят на тех улицах, где я бегал мальчишкой, на улицах Герцена, Семакова, на Городище, – признался Командор. – Мне давно хотелось снова окунуться в свое детство. Я ходил по тем улицам, гулял, но это как взгляд со стороны. А тут оказался в гуще ребячьей жизни, внутренне превратился в двенадцатилетнего тюменского мальчишку, снова носился с ребятами и устраивал игры в викингов, как мы когда-то играли в мушкетеров. Убедился, что тюменские ребята – замечательные люди. Общаться с ними – одна радость. Они опровергают расхожее утверждение, что дети знают только компьютер, не читают, не умеют дружить. Мне повезло стать их товарищем.

– Рад, что фильм снят на тех улицах, где я бегал мальчишкой, на улицах Герцена, Семакова, на Городище, – признался Командор. – Мне давно хотелось снова окунуться в свое детство. Я ходил по тем улицам, гулял, но это как взгляд со стороны. А тут оказался в гуще ребячьей жизни, внутренне превратился в двенадцатилетнего тюменского мальчишку, снова носился с ребятами и устраивал игры в викингов, как мы когда-то играли в мушкетеров. Убедился, что тюменские ребята – замечательные люди. Общаться с ними – одна радость. Они опровергают расхожее утверждение, что дети знают только компьютер, не читают, не умеют дружить. Мне повезло стать их товарищем.

Ох, и сложная это работа!


Самым большим удовольствием, признался Илья Белостоцкий, было для него поставить крестик в графике съемок, что означало отснятый эпизод. За месяц с небольшим график был весь в синих крестиках. Символично, что, когда разбили сценарий на эпизоды, их оказалось 72, а ведь это код Тюменского региона!

Если считать все дубли, отснято 36 часов видеоматериала. Рекордное количество дублей пришлось на трюковую съемку. Эпизод, в котором коза закидывает на дерево одного из «викингов», снимали 36 раз! На фоне безоблачного неба ондолжен был пролететь, кувыркаясьв воздухе. Сложно пришлось Денису Аксентьеву, который играл эту роль.

– Это обычные киношные низкобюджетные трюки, которые тем не менее «железно» срабатывают, потому что спецэффектам от силы лет десять, а кинематографу уже больше ста лет, – раскрывает секрет Илья Белостоцкий.

Самые сложные кадры –с животными. Им не объяснишьзадачу, они не могут почувствовать «зерно роли». Приходится ловить момент. На съемочной площадке животных было много: коза, петух, щенок, котенок. По словам режиссера, главную головную боль доставила коза, очень своенравная. В основном общаться с ней на съемках приходилось Даше Чистяковой, исполнявшей роль Вики. Коза бодалась, а рога у нее острые. Все поволновались, а девочке надо было еще играть роль, оставаясь внешне безмятежной. После этих эпизодов Илья Белостоцкий особенно зауважал Дашу за самоотверженность. Частично козу сделают на компьютере, но этого не должно быть заметно.

Когда игра – уже не забава


Впечатлениями о съемках поделились и сами дети – исполнители главных ролей. Было трудно, ведь, как и настоящим актерам, им приходилось очень много работать. Зато какая это радость – сделать важное дело! Мирослав Быков признался, что больше никогда не станет сниматься в кино. А Даша Чистякова, наоборот, решила выбрать актерскую профессию. Никита Смирнов знал, что придется делать много дублей, и ответственно отнесся к своей роли. Режиссер был удивлен не по-детски серьезным подходом Никиты. Ему и другим ребятам он выразил уважение и благодарность.

– Ребята просто выматывались, – добавил Владислав Петрович. – Что говорить, если даже электронный кот Меркурий периодически падал в обморок. Илья мог снимать кого-то одного крупным планом, а остальные парились на солнцепеке. Я ему кричал, что это издевательство над детьми, он в ответ просил не вмешиваться в творческий процесс. Так вот и строились наши «высокие отношения». Но ребята молодцы, они героически переносили трудности!

– Наверное, это неизбежно, – парировал Илья Дмитри-евич. – Где-то внутри я старался оставаться человеком, хотя на съемках это практически невозможно. Когда закончили финальную сцену, больше всего порадовался тому, что снова могу стать нормальным человеком, а не тем монстром с мегафоном. Думаю, дети простят меня за то, что я добивался своего, – такая у меня работа. Надеюсь, что результат оправдает все эти мучения.

Выручили читатели


По словам Ильи Белостоцкого, «Бегство рогатых викингов» – это первый его проект, который снимается на доброй воле людей.

Поскольку государственного финансирования на проект не было выделено, на то, чтобы покормить детей, в основном шли деньги из своего кармана. Как рассказала администратор проекта Наталья Русакова, рестораны, куда обращались с такой просьбой, увы, отказали. Особенно тяжелыми получились для Натальи те дни, когда снимались подростки 14–15 лет, игравшие «викингов»: они были вечно голодными независимо от того, кормили их или нет.

Помогали обычные люди, которые приходили на площадку посмотреть на съемки. На три тысячи рублей, которые передала тюменка Марина Петухова, съемочная группа питалась два дня. А ее сын Никита попал в фильм – снялся в маленькой роли.

Оказавшись один раз на съемочной площадке, люди оставались до конца. Например, там, где снимали двор бабки Наташи, живет мастер на все руки по имени Миша. Он начал помогать группе – всегда требовалось что-то починить, сколотить, отвезти, привезти – и так и остался. Имена этих людей войдут в титры с благодарностью за оказанную помощь.

– Жаль, но традиций меценатства со стороны материально обеспеченных людей в Тюмени мы не ощутили, – изрек Илья Белостоцкий и, как говорит молодежь, выразил «дисреспект» (неуважение) в адрес некоторых фирм. – Меня поразило, что в банках сначала нас встречали улыбками, просили принести бумаги, а потом: «Ой, извините, мы рассмотрели ваш вопрос. Ничего не можем для вас сделать».

А вот что порадовало взрослых членов съемочной группы, так это человеческое участие простых людей. Проект, набрав силу, перешел критическую массу и притянул нужную энергию.

– Главное моральное приобретение для меня – это знакомство с огромным количеством хороших людей, – говорит Белостоцкий. – Благодарен судьбе, что она забросила меня на проект, и Владиславу Петровичу, который «подписал» меня на эту авантюру.

Притягивались «свои люди» – прежде всего читатели, выросшие на книгах Владислава Петровича, замечает Наталья Русакова. Волшебное слово Крапивина работало!

Сам писатель в очередной раз убедился, сколько есть хороших людей! В наш меркантильный рыночный век есть те, кто добровольно помогает, вкладывает всю душу, отдает все силы для пользы детей.

Позитив – это классика!


У тюменского бизнеса еще остается шанс войти в историю кинематографа: на монтаж и озвучивание картины деньги не помешают. Этот этап работы пройдет на двух площадках: в Москве и в Тюмени. Поскольку проект некоммерческий, режиссеру и здесь точно так же придется использовать неформальные каналы, добрые человеческие отношения с однокашниками по ВГИКу. Озвучить детские роли смогут не все исполнители. Это связано с техническими требованиями к речи. Взрослые актеры озвучат себя сами.

«Бегство рогатых викингов», полагает режиссер, по духу – полная противоположность сериалам. Картина не очень похожа на те фестивальные фильмы, которые в настоящее время завоевывают награды. Не сказать, что это новое слово в кино. Режиссеру хочется, чтобы получился просто добрый интересный детский фильм.
– Решили последовать традициям классического детского кино типа старого фильма «Тимур и его команда», – высказался Капивин. – Даже финал похожий. Тимур и его команда веселой компанией идут по улице, стучат в барабаны, дудят в горны и поют боевую песню. Здесь песня миролюбивая: «Хорошо, что нет войны».

Удивительное совпадение: последние кадры фильма снимались на улице Гайдара, там, где на воротах нарисован Мальчиш-Кибальчиш. Даже местные мальчишки примыкали к шествию. Это получилось спонтанно!

На весах – душа ребенка


Не только у чиновников нет денег на детское кино. Сложная ситуация и с прокатом. «Легенду острова Двид» – ленту, снятую по книге Крапивина «Дети синего фламинго», показали по одному разу в Москве и в других крупных городах. К сожалению, объяснил Илья Дмитриевич, у прокатчиков существует точка зрения, что на детском кино денег не заработаешь.

Как другу детей Белостоцкому обидно: институт семейного и детского кино, существовавший
в советские времена, был разрушен в перестроечный период.

– А во всем мире это осталось. Нигде не считают, что детское кино не приносит доход. Конечно, он не такой большой, как от блокбастера. Определенный процент детских фильмов снимается и в Голливуде, и в Европе. Это весьма интересное и доброе кино, – считает московский режиссер.

Кто-то считает их сумасшедшими. А когда художникам, проповедующим нравственные ценности, жилось легко? В обществе, которое кладет на чашу весов сиюминутную выгоду, взвешивая любые решения, бывает ли по-другому? Но, говорят, один святой спасет город. Благодаря Крапивину, Белостоцкому и их единомышленникам можно надеяться, что чистая капля доброты попадет в душу ребенка, навернется на глаза слезинкой в сложный момент противостояния добра и зла – а значит, будущее у России есть!

По планам, в январе презентация нового крапивинского фильма состоится в одном из кинотеатров Тюмени, выйдут DVD-диски. Интересно, покажут ли фильм федеральные телеканалы? Будем ждать.

Для тех, кто готов оказать проекту материальную поддержку, публикуем координаты режиссера:
- телефон: +7-922-040-64-30;
- e-mail: animatron@mail.ru;
- Яндекс-кошелек, 41001544355724.

[gallery columns="7"]


Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта