Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тобольский тракт: пересечение истории и пространства

Общество, 09:34, 18 августа 2010, Людмила ШОРОХОВА
Слушать новость
Тобольский тракт: пересечение истории и пространства. .

история
Много сухопутных дорог вело в старину через Уральский хребет в Сибирь. А четыреста с лишним лет назад по царскому указу был проложен Сибирский тракт. Из Москвы через Урал в верховья Туры, а оттуда к Тюмени и Тобольску. Далее он следует в Тару и Иркутск. В наших краях дорогу Сибирского тракта называют Тобольской. Свое начало она берет на северной окраине города Тюмени, в Парфеново. Протяженность – 250 километров.

------

• До 1910 года…


У Тобольского тракта своя биография. Известны два этапа развития: до 1910 года и после. Именно в этот год  Тюменская городская Дума приняла решение: перенести направление Тобольского тракта с Малькова на Боркова (так ранее называли нынешнее село Борки Тюменского района). Благодаря этому историческому решению у Сибирского тракта появилось два названия и направления: Старый Тобольский тракт (он проходит через село Мальково Тюменского района) и Новый Тобольский тракт (ранее проходил через село Борки. Позже его вынесли за пределы населенного пункта).

В 1595 году царем Федором Ивановичем был издан указ, повелевающий «охочим людям» разведать более прямой и удобный путь в Сибирь. Одним из таких людей оказался Артемий Софронович Бабинов. До наших дней дошли очень скупые сведения о его жизни. Известно, что по своему происхождению Артемий Бабинов был крестьянином. По преданию, встретив однажды около Чаньвинской пещеры вогулов (манси), справлявших в ней языческие обряды, он тайно проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через леса к верховью реки Туры. Чтобы не терять тропу, он надламывал ветки деревьев. Так была пройдена дорога через Уральские горы и Артемий Бабинов доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит путь между Москвой и Тобольском, стольным городом Сибири. Высочайшее согласие было получено.

Строительство дороги началось в 1595 году. По царскому указу в подчинение Артемию Бабинову предоставили сорок крестьян, в обязанности которых входили расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки. К 1601 году тракт был промерен и имел верстовые столбы.

Вдоль Тобольского тракта построили девять станций для отдыха путешественников, перемены ямщиков и лошадей. По нему шло все товарное и почтовое движение: ввоз и вывоз товаров, транзит, внутренние передвижения. В зимнее время по тракту в разных направлениях ежедневно проходило до 1000 подвод. Полоса вдоль тракта была самым развитым промышленным районом Сибири. Население занималось как кустарными промыслами, так  и торгово-предпринимательской деятельностью. Вместе с тем Сибирский тракт являлся этапной дорогой для  ссыльных.

На окраинах расположенных по тракту некоторых сел  и деревень находились этапы и полуэтапы – деревянные казармы, обнесенные тыном. Полуэтапы предназначались только для ночевки арестантских партий, на этапах полагалась и дневка (день и две ночи). Этапы располагались на расстоянии 50–60 км друг от друга. Между ними на расстоянии 20 км находились полуэтапы. На каждом этапе был офицер, заведовавший одновременно и двумя соседними полуэтапами. По тракту проследовал в илимскую ссылку и обратно из нее писатель Радищев. В начале 1821 года провели сводный батальон Семеновского полка, в 1826—27 годах – декабристов. Большими и малыми партиями шли участники польских восстаний 30-х, 40-х  и 60-х гг. XIX века. По Тобольскому тракту везли на каторгу народовольцев Михайлова, Ишутина, Худякова, револю-ционера-демократа Чернышевского, писателя Короленко. С трактом связаны имена путешественников и ученых: Миллера, Палласа, Гумбольдта, Гмелина, Потанина, Пржевальского и других, проследовавших по нему в разные годы.

В 1593 году по  Тобольскому тракту «прошелся» колокол весом в 312 килограммов. Его «на себе везли» каторжане, подгоняемые кнутами надсмотрщиков. Каким запомнился Сибирский (Тобольский) тракт его путникам? Об этом красноречиво говорят дневниковые записи.

1890 год. Антон Чехов: «Я не ехал, а полоскался в грязи. Если в начале пути от Тюмени до Томска меня удивляли ямщики – страшные матершинники и сквернословы, то  с полпути я стал ругаться не хуже сибирских ямщиков. Поскольку мой мозг не мыслил, а только ругался. Замучался я до изнеможения. Тяжело ехать, но становится еще тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа – единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью».

• …после 1910 года


Новый Тобольский тракт с 1910 по 1917 год строил мой прадед Парамон Бурдин. Григорий Шешуков (дед по линии матери, который в 1922 году женился на  дочери дорожного инженера) вспоминал, как тесть рассказывал, что дни и ночи приходилось пропадать на строительстве дороги. Орудия труда – ручные пилы, топоры, лопаты, вилы, орды да  телеги.

Транспорт – в одну лошадиную силу. Там, где тракт проходил по болотистой местности, его мостили. В Европе для этого использовали булыжники, в Сибири — кедровые и  лиственные чурки.

Новый Тобольский тракт на своем веку много чего повидал. В его «памяти», как  и человеческой, есть люди, события, явления, над которыми не властно время. Они  по-прежнему дают о себе знать каждый раз, когда само время или обстоятельства обращают нас  к ним.

Из дневника царя Николая Второго: «13 апреля 1918 года. В 4 часа утра простились с детьми и сели в тарантасы. Погода была холодная с неприятным ветром, дорога тяжелая, страшная тряска от подмерзшей колеи. Переехали Иртыш через довольно глубокую воду (забереги). Имели четыре перепряжки, сделав в первый день 130 верст. На ночлег приехали в село Ивлево.

14 апреля 1918 года. Встали в 4 часа, так как должны были ехать пять часов. Тобол перешли пешком по доскам. У другого берега, сажень десять, на пароме.

Дорога стала мягче, но все очень пыльно, в лесах грязно. В Покровском была перепряжка, долго стояли как раз напротив дома Григория Распутина и видели всю его семью, глядевшую в окна. Последняя переправка была в Борках. Здесь мы пили чай  и закусывали с нашими людьми и стрелками в здании сельского училища. В Тюмень прибыли в  девять с половиной при красивой луне с целым эскадроном, окружившим наши повозки».

• Сибирский тракт моего детства


Первыми и самыми памятными путешествиями по Тобольскому тракту для меня были поездки в гости к любимому деду. Всего немногим больше сорока километров. В начале семидесятых годов прошлого века рейсовый автобус доходил до Каскары, на этом месте прерывалось асфальтовое покрытие. Далее следовала грунтовая дорога с ухабами да ямами.

Но они нам были не страшны, на автобусной остановке в любую погоду нас  ждали дед  Григорий и любимец семьи одноглазый конь Карько, запряженный в повозку. Какое блаженство, какое счастье!

• С надеждой и тревогой


Тобольский тракт помнят и  дети с оккупированных территорий, которые в годы Великой Отечественной войны жили в селах Байкаловской волости. Из воспоминаний детей войны. «Рядом с нашим детским домом проходила дорога Тюмень – Тобольск. В долгие зимние дни мы сцарапывали со стекла иней и сквозь маленькое «оконце» смотрели на трактовую дорогу.

Мы видели, как  уходили на фронт сибиряки-защитники. Они шли пешком за обозами, в которых сидели провожающие их  жены и матери. В эти дни, несмотря на время года, трактовая дорога утопала в слезах. Видели, как взрослые готовили тракторы на фронт, а еще колонны машин с грузами. И каждый раз прислушивались, ждали звона почтовых колокольчиков: вдруг принесет весточку – родители нашлись!»

• Случайная встреча


Редакционная экспедиция «Тюмень – Тобольск» подарила мне удивительную встречу. Хранительница истории села Булашово Тобольского района Нина Репина оказалась дочерью Дмитрия Колясникова, который занимался реконструкцией Тобольского тракта!
Из воспоминаний Нины Дмитриевны:

— В 1930 году Дмитрий Петрович после окончания курсов дорожных мастеров, получив специальность техника по строительству мостов и дорог в городе Свердловске, был направлен на строительство нового участка Тобольского тракта Ивлево – Байкалово. Дорогу в 44 километра с большими трудностями прокладывали по безлюдной тайге, через болота. Работы не прекращались ни  в суровые сибирские зимы, ни  в летний зной. Гнус (мошкара) укусами доводил людей до неистовства.

Эти люди совершили трудовой подвиг, достойный славы и памяти.

• Послесловие


Ныне трактовая дорога до Байкалово обзавелась асфальтовым покрытием. И не важно, что Тобольский тракт все чаще стали называть «федеральная автодорога Тюмень – Ханты-Мансийск». Сегодня путешествие по Тобольскому тракту – одно удовольствие: дорожное полотно ровное, в несколько полос. Устал – есть где отдохнуть и перекусить.  Гордимся федеральной трассой – Тобольским (Сибирским) трактом.

Фото автора и из семейного архива Нины Репиной

Далее в сюжете: Петр Ершов, мой земляк

история
Много сухопутных дорог вело в старину через Уральский хребет в Сибирь. А четыреста с лишним лет назад по царскому указу был проложен Сибирский тракт. Из Москвы через Урал в верховья Туры, а оттуда к Тюмени и Тобольску. Далее он следует в Тару и Иркутск. В наших краях дорогу Сибирского тракта называют Тобольской. Свое начало она берет на северной окраине города Тюмени, в Парфеново. Протяженность – 250 километров.

------

• До 1910 года…


У Тобольского тракта своя биография. Известны два этапа развития: до 1910 года и после. Именно в этот год  Тюменская городская Дума приняла решение: перенести направление Тобольского тракта с Малькова на Боркова (так ранее называли нынешнее село Борки Тюменского района). Благодаря этому историческому решению у Сибирского тракта появилось два названия и направления: Старый Тобольский тракт (он проходит через село Мальково Тюменского района) и Новый Тобольский тракт (ранее проходил через село Борки. Позже его вынесли за пределы населенного пункта).

В 1595 году царем Федором Ивановичем был издан указ, повелевающий «охочим людям» разведать более прямой и удобный путь в Сибирь. Одним из таких людей оказался Артемий Софронович Бабинов. До наших дней дошли очень скупые сведения о его жизни. Известно, что по своему происхождению Артемий Бабинов был крестьянином. По преданию, встретив однажды около Чаньвинской пещеры вогулов (манси), справлявших в ней языческие обряды, он тайно проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через леса к верховью реки Туры. Чтобы не терять тропу, он надламывал ветки деревьев. Так была пройдена дорога через Уральские горы и Артемий Бабинов доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит путь между Москвой и Тобольском, стольным городом Сибири. Высочайшее согласие было получено.

Строительство дороги началось в 1595 году. По царскому указу в подчинение Артемию Бабинову предоставили сорок крестьян, в обязанности которых входили расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки. К 1601 году тракт был промерен и имел верстовые столбы.

Вдоль Тобольского тракта построили девять станций для отдыха путешественников, перемены ямщиков и лошадей. По нему шло все товарное и почтовое движение: ввоз и вывоз товаров, транзит, внутренние передвижения. В зимнее время по тракту в разных направлениях ежедневно проходило до 1000 подвод. Полоса вдоль тракта была самым развитым промышленным районом Сибири. Население занималось как кустарными промыслами, так  и торгово-предпринимательской деятельностью. Вместе с тем Сибирский тракт являлся этапной дорогой для  ссыльных.

На окраинах расположенных по тракту некоторых сел  и деревень находились этапы и полуэтапы – деревянные казармы, обнесенные тыном. Полуэтапы предназначались только для ночевки арестантских партий, на этапах полагалась и дневка (день и две ночи). Этапы располагались на расстоянии 50–60 км друг от друга. Между ними на расстоянии 20 км находились полуэтапы. На каждом этапе был офицер, заведовавший одновременно и двумя соседними полуэтапами. По тракту проследовал в илимскую ссылку и обратно из нее писатель Радищев. В начале 1821 года провели сводный батальон Семеновского полка, в 1826—27 годах – декабристов. Большими и малыми партиями шли участники польских восстаний 30-х, 40-х  и 60-х гг. XIX века. По Тобольскому тракту везли на каторгу народовольцев Михайлова, Ишутина, Худякова, револю-ционера-демократа Чернышевского, писателя Короленко. С трактом связаны имена путешественников и ученых: Миллера, Палласа, Гумбольдта, Гмелина, Потанина, Пржевальского и других, проследовавших по нему в разные годы.

В 1593 году по  Тобольскому тракту «прошелся» колокол весом в 312 килограммов. Его «на себе везли» каторжане, подгоняемые кнутами надсмотрщиков. Каким запомнился Сибирский (Тобольский) тракт его путникам? Об этом красноречиво говорят дневниковые записи.

1890 год. Антон Чехов: «Я не ехал, а полоскался в грязи. Если в начале пути от Тюмени до Томска меня удивляли ямщики – страшные матершинники и сквернословы, то  с полпути я стал ругаться не хуже сибирских ямщиков. Поскольку мой мозг не мыслил, а только ругался. Замучался я до изнеможения. Тяжело ехать, но становится еще тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа – единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью».

• …после 1910 года


Новый Тобольский тракт с 1910 по 1917 год строил мой прадед Парамон Бурдин. Григорий Шешуков (дед по линии матери, который в 1922 году женился на  дочери дорожного инженера) вспоминал, как тесть рассказывал, что дни и ночи приходилось пропадать на строительстве дороги. Орудия труда – ручные пилы, топоры, лопаты, вилы, орды да  телеги.

Транспорт – в одну лошадиную силу. Там, где тракт проходил по болотистой местности, его мостили. В Европе для этого использовали булыжники, в Сибири — кедровые и  лиственные чурки.

Новый Тобольский тракт на своем веку много чего повидал. В его «памяти», как  и человеческой, есть люди, события, явления, над которыми не властно время. Они  по-прежнему дают о себе знать каждый раз, когда само время или обстоятельства обращают нас  к ним.

Из дневника царя Николая Второго: «13 апреля 1918 года. В 4 часа утра простились с детьми и сели в тарантасы. Погода была холодная с неприятным ветром, дорога тяжелая, страшная тряска от подмерзшей колеи. Переехали Иртыш через довольно глубокую воду (забереги). Имели четыре перепряжки, сделав в первый день 130 верст. На ночлег приехали в село Ивлево.

14 апреля 1918 года. Встали в 4 часа, так как должны были ехать пять часов. Тобол перешли пешком по доскам. У другого берега, сажень десять, на пароме.

Дорога стала мягче, но все очень пыльно, в лесах грязно. В Покровском была перепряжка, долго стояли как раз напротив дома Григория Распутина и видели всю его семью, глядевшую в окна. Последняя переправка была в Борках. Здесь мы пили чай  и закусывали с нашими людьми и стрелками в здании сельского училища. В Тюмень прибыли в  девять с половиной при красивой луне с целым эскадроном, окружившим наши повозки».

• Сибирский тракт моего детства


Первыми и самыми памятными путешествиями по Тобольскому тракту для меня были поездки в гости к любимому деду. Всего немногим больше сорока километров. В начале семидесятых годов прошлого века рейсовый автобус доходил до Каскары, на этом месте прерывалось асфальтовое покрытие. Далее следовала грунтовая дорога с ухабами да ямами.

Но они нам были не страшны, на автобусной остановке в любую погоду нас  ждали дед  Григорий и любимец семьи одноглазый конь Карько, запряженный в повозку. Какое блаженство, какое счастье!

• С надеждой и тревогой


Тобольский тракт помнят и  дети с оккупированных территорий, которые в годы Великой Отечественной войны жили в селах Байкаловской волости. Из воспоминаний детей войны. «Рядом с нашим детским домом проходила дорога Тюмень – Тобольск. В долгие зимние дни мы сцарапывали со стекла иней и сквозь маленькое «оконце» смотрели на трактовую дорогу.

Мы видели, как  уходили на фронт сибиряки-защитники. Они шли пешком за обозами, в которых сидели провожающие их  жены и матери. В эти дни, несмотря на время года, трактовая дорога утопала в слезах. Видели, как взрослые готовили тракторы на фронт, а еще колонны машин с грузами. И каждый раз прислушивались, ждали звона почтовых колокольчиков: вдруг принесет весточку – родители нашлись!»

• Случайная встреча


Редакционная экспедиция «Тюмень – Тобольск» подарила мне удивительную встречу. Хранительница истории села Булашово Тобольского района Нина Репина оказалась дочерью Дмитрия Колясникова, который занимался реконструкцией Тобольского тракта!
Из воспоминаний Нины Дмитриевны:

— В 1930 году Дмитрий Петрович после окончания курсов дорожных мастеров, получив специальность техника по строительству мостов и дорог в городе Свердловске, был направлен на строительство нового участка Тобольского тракта Ивлево – Байкалово. Дорогу в 44 километра с большими трудностями прокладывали по безлюдной тайге, через болота. Работы не прекращались ни  в суровые сибирские зимы, ни  в летний зной. Гнус (мошкара) укусами доводил людей до неистовства.

Эти люди совершили трудовой подвиг, достойный славы и памяти.

• Послесловие


Ныне трактовая дорога до Байкалово обзавелась асфальтовым покрытием. И не важно, что Тобольский тракт все чаще стали называть «федеральная автодорога Тюмень – Ханты-Мансийск». Сегодня путешествие по Тобольскому тракту – одно удовольствие: дорожное полотно ровное, в несколько полос. Устал – есть где отдохнуть и перекусить.  Гордимся федеральной трассой – Тобольским (Сибирским) трактом.

Фото автора и из семейного архива Нины Репиной



Ранее в сюжете

Тюменская область – регион успеха

10

Тюменская область – регион успеха

10

В Тюмени за производством спецтехники проследит видеонаблюдение

18 апреля

Тюменская школьница стала призером Международной олимпиады по математике

18 апреля