×
В социальных сетях
В печатной версии

Тобольский тракт: пересечение истории и пространства

история
Много сухопутных дорог вело в старину через Уральский хребет в Сибирь. А четыреста с лишним лет назад по царскому указу был проложен Сибирский тракт. Из Москвы через Урал в верховья Туры, а оттуда к Тюмени и Тобольску. Далее он следует в Тару и Иркутск. В наших краях дорогу Сибирского тракта называют Тобольской. Свое начало она берет на северной окраине города Тюмени, в Парфеново. Протяженность – 250 километров.

------

• До 1910 года…


У Тобольского тракта своя биография. Известны два этапа развития: до 1910 года и после. Именно в этот год  Тюменская городская Дума приняла решение: перенести направление Тобольского тракта с Малькова на Боркова (так ранее называли нынешнее село Борки Тюменского района). Благодаря этому историческому решению у Сибирского тракта появилось два названия и направления: Старый Тобольский тракт (он проходит через село Мальково Тюменского района) и Новый Тобольский тракт (ранее проходил через село Борки. Позже его вынесли за пределы населенного пункта).

В 1595 году царем Федором Ивановичем был издан указ, повелевающий «охочим людям» разведать более прямой и удобный путь в Сибирь. Одним из таких людей оказался Артемий Софронович Бабинов. До наших дней дошли очень скупые сведения о его жизни. Известно, что по своему происхождению Артемий Бабинов был крестьянином. По преданию, встретив однажды около Чаньвинской пещеры вогулов (манси), справлявших в ней языческие обряды, он тайно проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через леса к верховью реки Туры. Чтобы не терять тропу, он надламывал ветки деревьев. Так была пройдена дорога через Уральские горы и Артемий Бабинов доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит путь между Москвой и Тобольском, стольным городом Сибири. Высочайшее согласие было получено.

Строительство дороги началось в 1595 году. По царскому указу в подчинение Артемию Бабинову предоставили сорок крестьян, в обязанности которых входили расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки. К 1601 году тракт был промерен и имел верстовые столбы.

Вдоль Тобольского тракта построили девять станций для отдыха путешественников, перемены ямщиков и лошадей. По нему шло все товарное и почтовое движение: ввоз и вывоз товаров, транзит, внутренние передвижения. В зимнее время по тракту в разных направлениях ежедневно проходило до 1000 подвод. Полоса вдоль тракта была самым развитым промышленным районом Сибири. Население занималось как кустарными промыслами, так  и торгово-предпринимательской деятельностью. Вместе с тем Сибирский тракт являлся этапной дорогой для  ссыльных.

На окраинах расположенных по тракту некоторых сел  и деревень находились этапы и полуэтапы – деревянные казармы, обнесенные тыном. Полуэтапы предназначались только для ночевки арестантских партий, на этапах полагалась и дневка (день и две ночи). Этапы располагались на расстоянии 50–60 км друг от друга. Между ними на расстоянии 20 км находились полуэтапы. На каждом этапе был офицер, заведовавший одновременно и двумя соседними полуэтапами. По тракту проследовал в илимскую ссылку и обратно из нее писатель Радищев. В начале 1821 года провели сводный батальон Семеновского полка, в 1826—27 годах – декабристов. Большими и малыми партиями шли участники польских восстаний 30-х, 40-х  и 60-х гг. XIX века. По Тобольскому тракту везли на каторгу народовольцев Михайлова, Ишутина, Худякова, револю-ционера-демократа Чернышевского, писателя Короленко. С трактом связаны имена путешественников и ученых: Миллера, Палласа, Гумбольдта, Гмелина, Потанина, Пржевальского и других, проследовавших по нему в разные годы.

В 1593 году по  Тобольскому тракту «прошелся» колокол весом в 312 килограммов. Его «на себе везли» каторжане, подгоняемые кнутами надсмотрщиков. Каким запомнился Сибирский (Тобольский) тракт его путникам? Об этом красноречиво говорят дневниковые записи.

1890 год. Антон Чехов: «Я не ехал, а полоскался в грязи. Если в начале пути от Тюмени до Томска меня удивляли ямщики – страшные матершинники и сквернословы, то  с полпути я стал ругаться не хуже сибирских ямщиков. Поскольку мой мозг не мыслил, а только ругался. Замучался я до изнеможения. Тяжело ехать, но становится еще тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа – единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью».

• …после 1910 года


Новый Тобольский тракт с 1910 по 1917 год строил мой прадед Парамон Бурдин. Григорий Шешуков (дед по линии матери, который в 1922 году женился на  дочери дорожного инженера) вспоминал, как тесть рассказывал, что дни и ночи приходилось пропадать на строительстве дороги. Орудия труда – ручные пилы, топоры, лопаты, вилы, орды да  телеги.

Транспорт – в одну лошадиную силу. Там, где тракт проходил по болотистой местности, его мостили. В Европе для этого использовали булыжники, в Сибири — кедровые и  лиственные чурки.

Новый Тобольский тракт на своем веку много чего повидал. В его «памяти», как  и человеческой, есть люди, события, явления, над которыми не властно время. Они  по-прежнему дают о себе знать каждый раз, когда само время или обстоятельства обращают нас  к ним.

Из дневника царя Николая Второго: «13 апреля 1918 года. В 4 часа утра простились с детьми и сели в тарантасы. Погода была холодная с неприятным ветром, дорога тяжелая, страшная тряска от подмерзшей колеи. Переехали Иртыш через довольно глубокую воду (забереги). Имели четыре перепряжки, сделав в первый день 130 верст. На ночлег приехали в село Ивлево.

14 апреля 1918 года. Встали в 4 часа, так как должны были ехать пять часов. Тобол перешли пешком по доскам. У другого берега, сажень десять, на пароме.

Дорога стала мягче, но все очень пыльно, в лесах грязно. В Покровском была перепряжка, долго стояли как раз напротив дома Григория Распутина и видели всю его семью, глядевшую в окна. Последняя переправка была в Борках. Здесь мы пили чай  и закусывали с нашими людьми и стрелками в здании сельского училища. В Тюмень прибыли в  девять с половиной при красивой луне с целым эскадроном, окружившим наши повозки».

• Сибирский тракт моего детства


Первыми и самыми памятными путешествиями по Тобольскому тракту для меня были поездки в гости к любимому деду. Всего немногим больше сорока километров. В начале семидесятых годов прошлого века рейсовый автобус доходил до Каскары, на этом месте прерывалось асфальтовое покрытие. Далее следовала грунтовая дорога с ухабами да ямами.

Но они нам были не страшны, на автобусной остановке в любую погоду нас  ждали дед  Григорий и любимец семьи одноглазый конь Карько, запряженный в повозку. Какое блаженство, какое счастье!

• С надеждой и тревогой


Тобольский тракт помнят и  дети с оккупированных территорий, которые в годы Великой Отечественной войны жили в селах Байкаловской волости. Из воспоминаний детей войны. «Рядом с нашим детским домом проходила дорога Тюмень – Тобольск. В долгие зимние дни мы сцарапывали со стекла иней и сквозь маленькое «оконце» смотрели на трактовую дорогу.

Мы видели, как  уходили на фронт сибиряки-защитники. Они шли пешком за обозами, в которых сидели провожающие их  жены и матери. В эти дни, несмотря на время года, трактовая дорога утопала в слезах. Видели, как взрослые готовили тракторы на фронт, а еще колонны машин с грузами. И каждый раз прислушивались, ждали звона почтовых колокольчиков: вдруг принесет весточку – родители нашлись!»

• Случайная встреча


Редакционная экспедиция «Тюмень – Тобольск» подарила мне удивительную встречу. Хранительница истории села Булашово Тобольского района Нина Репина оказалась дочерью Дмитрия Колясникова, который занимался реконструкцией Тобольского тракта!
Из воспоминаний Нины Дмитриевны:

— В 1930 году Дмитрий Петрович после окончания курсов дорожных мастеров, получив специальность техника по строительству мостов и дорог в городе Свердловске, был направлен на строительство нового участка Тобольского тракта Ивлево – Байкалово. Дорогу в 44 километра с большими трудностями прокладывали по безлюдной тайге, через болота. Работы не прекращались ни  в суровые сибирские зимы, ни  в летний зной. Гнус (мошкара) укусами доводил людей до неистовства.

Эти люди совершили трудовой подвиг, достойный славы и памяти.

• Послесловие


Ныне трактовая дорога до Байкалово обзавелась асфальтовым покрытием. И не важно, что Тобольский тракт все чаще стали называть «федеральная автодорога Тюмень – Ханты-Мансийск». Сегодня путешествие по Тобольскому тракту – одно удовольствие: дорожное полотно ровное, в несколько полос. Устал – есть где отдохнуть и перекусить.  Гордимся федеральной трассой – Тобольским (Сибирским) трактом.

Фото автора и из семейного архива Нины Репиной

5496Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В Тюмени сегодня преимущественно облачно, но осадки не ожидаются.
Танкист погиб на Курской дуге.
Анастасия Менг стала лауреатом престижной научной премии.
Автобусный парк обновят до конца текущего года.
Ребят ждут оздоровительные, развивающие, профориентационные, творческие и туристические смены. В некоторый лагерях они стартуют в конце мая.
Свыше полусотни водоочистных систем установят в регионе в этом году.
Журналисты газеты «Тюменская область сегодня» примут участие в XXII Международной специализированной выставке «СМИ в Беларуси».