×
В социальных сетях
В печатной версии

Небесный капитан

12 августа — День Военно-воздушных сил


дата
Российские ВВС ведут свою славную историю с 1910 года, когда был основан Императорский военно-воздушный флот. Просуществовал он всего семь лет, но даже за столь короткий срок стал одним из лучших и внес весомый вклад в развитие отечественной и мировой авиации. С течением времени этот род войск активно развивался и сыграл важнейшую роль в победах нашей страны на полях сражений. Подробнее о службе в ВВС корреспондент издания поговорил с летчиком-ветераном майором Михаилом Базовкиным.

-------

В 1933 году юный Михаил приехал в Ленинград поступать в институт. Однако в вузах не могли предоставить жилье, и он вместе с товарищами записался на курсы при заводе «Красный треугольник», где было общежитие. Завершив обучение, друзья устроились слесарями по ремонту и монтажу. Параллельно Михаил Базовкин посещал аэроклуб. Через некоторое время он поступил в Балашовское летное училище, после окончания которого ему присвоили звание младшего лейтенанта и направили в Актюбинск, а позже – в Барабинск, где Михаил служил пилотом-инструктором 75-й авиаэскадрильи.

– Приземлившись однажды на аэродроме и выйдя из самолета, увидел, что около штаба собралось большое количество человек. Оказывается, по репродуктору сообщали о начале войны между фашистской Германией и СССР, – вспоминает фронтовик. Несколько инструкторов, включая героя материала, подали заявление с просьбой отправить их на фронт, но никого не отпустили, так как у сотрудников «Аэрофлота» была «бронь».

Отправиться на поля сражений разрешили только в 1942 году. Сначала Михаил Базовкин прибыл в Москву, в Главное управление гражданского воздушного флота. Когда спросили, на каком фронте желает служить, не задумываясь, ответил, что хочет отправиться на защиту Ленинграда.

На самолете По-2 летчик выполнял задания, связанные с разведкой, осуществляя фотосъемку объектов противника, доставлял солдатам вооружение, провизию и медикаменты. Однажды перебрасывал партизанский отряд в тыл противника. Последний человек, которого он доставил к месту десантирования, по неопытности раньше времени раскрыл парашют, куполом накрыло хвостовую часть, лямки зацепились за рычаги управления. Самолет рухнул. Михаил Базовкин сильно пострадал, были сломаны руки и ноги. Спасли партизаны: они отыскали едва живого летчика и отнесли в лагерь, где медсестра оказала необходимую помощь.

– Переломы довольно быстро срослись, молодой был. Когда поправился, стал ходить с партизанами на задания. Взрывали мосты, железнодорожные линии. На долю нашего отряда выпало немало испытаний. Однажды нас окружили немецкие солдаты, закончились боеприпасы и провизия. Через десять голодных дней решили выходить из тыла. Шли по замерзшему озеру Ильмень. Как сейчас помню, дул пронизывающий ветер, из-подо льда выступала вода, у всех промокли ноги. Повезло, вышли к своим. Узнал, что в близлежащей деревне находится эскадрилья истребителей. Оттуда доставили в мой летный отряд, – вспоминает ветеран.

Перенесенные испытания сказались на здоровье, от полетов Михаила Базовкина отстранили. Доктора предлагали списать в тыл, но он наотрез отказался, прошел медкомиссию и снова получил допуск к полетам. Однако до боевых вылетов по-прежнему не допускали. Это летчика не устраивало и он добился зачисления в прославленную дивизию ночных бомбардировщиков, которую сформировал Герой СССР генерал-майор авиации Василий Молоков.

---

Михаил фотографировал вражеские объекты, бомбил мосты и железнодорожные пути с эшелонами противника. Экипаж Михаила Базовкина всегда летел первым, вызывая на себя огонь противника. В это время другие самолеты заходили на цель и начинали бомбометание.

---

– Друзья говорили: «В рубашке родился». Главное – не бояться и правильно принимать решения. Нужно продумать до полета, как заходить на цель, как ее бомбить. У меня был свой метод. Когда противник открывал огонь, я резко пикировал со скольжением в сторону. Прожекторы и орудия немцы так быстро перевести не могли, – вспоминает Михаил Сергеевич.

За время войны прославленный летчик совершил больше 400 боевых вылетов и ни разу не был подбит!

Ему довелось сражаться на Волховском и Третьем Белорусском фронтах, Орловско-Курской дуге, участвовать в освобождении Орла, Минска, Калининграда. Однажды, вернув-шись со штурманом с боевого вылета, узнали, что война закончилась.

– Эмоции невозможно передать. Стреляли в воздух, кричали, обнимались, – рассказывает Михаил Базовкин. За годы войны он получил немало наград, но самая главная для него – орден Боевого Красного Знамени.

Демобилизовавшись в 1946 году, капитан (звание майора присвоили позже) отправился в Ленинград, где окончил партийную школу. После был направлен в Тюмень замполитом в 21-й авиаотряд. Принимал активное участие в освоении недр нашего региона. В 1965 году возглавил Центральное агентство воздушных сообщений. Выйдя на пенсию, продолжил трудиться в отделе грузовых перевозок управления гражданской авиации.

В сентябре Михаилу Сергеевичу Базовкину исполнится 92 года. Он активно переписывается со своим штурманом Иваном Новокрещенным, который живет в Минске. Боевые товарищи часто вспоминают фронтовые годы, случаев накопилось немало.

– Хочу пожелать всем летчикам здоровья и семейного благополучия. Начинающим пилотам могу посоветовать не нарушать правила полета и выполнять все требования, – поздравил коллег с праздником Михаил Базовкин.

Фото Елены Шарабаевой и из личного архива Михаила БАЗОВКИНА

350Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В Тюмени сегодня не слишком солнечно, но вполне комфортно.
За две недели его посетили более 90 000 человек.
Пожилые горожане попробую освоить профессию титестера.
Новый маршрут соединил соседние регионы.
Видеоролик «Беги в правильном направлении» и фотопроект «Курение мешает» размещены в социальных сетях.
Тюменская погода постепенно продолжает портиться.
Для многих людей прекращение работы по возрасту оказывается серьезным испытанием. «Сидеть без дела» оказывается непривычно и тяжело. Недаром в психологии и социологии есть специальный термин «кризис пенсионного возраста».