×
В социальных сетях
В печатной версии

…С душевной подписью: «На память»

династии
Мне нравятся старинные фотографии. Они обладают особой энергией – более чистой и спокойной. Возможно, люди – герои снимков и герои, сделавшие снимки, тогда были другими... Тоже более чистыми. Хочется назвать их уютными. В руках несколько фото из прошлого века. В ажурной рамке, немного пожелтевшие, с загнутыми уголками, с полутенью, не портящей лица, а придающей загадочность. Их можно разглядывать бесконечно. Легкий поворот головы, ясные глаза, у женщин – пушистые прически, у мужчин – аккуратные стрижки. То педагоги. Те, кто строил храмы знаний в глубинке и поднимал успеваемость деревенских школяров.

------

Продолжаем цикл публикаций в рамках Года учителя, посвященный учительским династиям. На этот раз «героями» материалов в том числе стали старинные фотографии, бережно хранимые Лилией Мухамадиевой из Тураево Тюменского района и Ольгой Ореховой из областного центра. Надеюсь, их рассказы пробудят и в вас, уважаемые читатели, желание рассказать о родных, которые преподавали в селах и городах нашего края.

• Повторив мамину судьбу


Фотографию, датированную 1930‑м годом, Лилия Мухамадиева обещала принести аж  с зимы. Но встретились мы только в конце июля. Домашних хлопот у многодетной мамы и бабушки десятерых внуков невпроворот: приготовить, стол накрыть, обшить-обвязать. Кроме того, Лилия Ахметовна держит коров, овец, кур, разводит пчел, ухаживает за большим огородом, собирает и сушит целебные травы. Таковы занятия «уютной бабушки» (как ее однажды назвала журналист «Ялуторовской жизни») на пенсии. До заслуженного отдыха она
работала в школе, в которую пошла вслед за мамой и отцом.

На крыльце музея «Городская Дума», запечатленного на пожелтевшем от времени снимке (ему восемьдесят лет), большая группа молодых людей. Это участники первых областных педагогических курсов. Напомню, Тюмень в то время входила в состав Омской области. Мама Лилии Ахметовны Салиха Гарипова вторая слева в третьем ряду. С этих курсов она начала большой педагогический путь. В Осиновской начальной школе Ялуторовского района занималась больше со взрослыми – неграмотность ликвидировала. Через год – переезд на малую родину в деревню Кулики в том же районе. Еще через год – переезд в Сингуль Татарский. Чуть погодя – Нижнеингальская начальная школа. Высшее образование получила на биофаке Оренбургского педагогического института, куда ее направил комсомол. После вуза, шел 1940‑й год, по распределению попала в Башкирию (село Новокулево Нуримановского района).

В это же время в эту же школу, окончив с отличием Уфимский пединститут, приехал новый директор Ахмет Исламгулов. Познакомил и объединил в семью молодых людей именно храм знаний – башкиро-татарский!

2 июня 1942 года фронтовик Исламгулов погиб рядом с деревней Мясной Бор, что  в Новгородской области... Пришлось жене с маленькой дочкой возвращаться в родные Кулики. Толковая девушка выросла! Во многом она повторила мамину судьбу: преподавала в тех школах, где когда-то работала Салиха Хафизовна. Трудовой стаж Мухамадиевой – сорок три года. Завуч, организатор внеклассной работы, учитель... Больше всего отработала в Асланинской школе Ялуторовского района. Основные предметы – химия и биология. Но из-за нехватки специалистов приходилось вести уроки географии, астрономии, машиноведения, животноводства, основ сельского хозяйства. Собралась было уйти на пенсию, но руководство школы уговорило остаться, чтобы девчонок домоводству обучать. Упрашивали не зря: Лилия Ахметовна – победитель многочисленных выставок по рукоделию, обладатель звания «Мастер – золотые руки».

Лилия родила пятерых сыновей. И только младший, Илдар, стал учителем физики и информатики. Может, педагогическая искра вспыхнет в старшей внучке Диляре или младшей Алсыу?! Что касается фотографии, ее Лилия Ахметовна с удовольствием передаст в какой-нибудь музей! Может, тогда откликнутся потомки участников первых областных (Омских) педагогических курсов и откроют нам неизвестные страницы истории отечественного образования.

• Семья почетных и заслуженных


Примеров для подражания Ольге Ореховой хватает: дедушка Григорий – кавалер ордена Ленина, бабушка Глафира – заслуженный учитель, мама Эльфрида – ветеран педагогического труда, папа Александр – летчик. В своей профессии она умело связала любовь к детям и... полеты (не настоящие, а фантазийные). Фантазирует Ольга Александровна вместе с малышами тюменского детского сада № 159 «Самолетик», используя металлофоны, дудочки, пианино, аккордеон. Моя героиня – музыкальный работник. Путь этот выбрала самостоятельно, чего и младшей дочери Лизе желает.

Основатель педагогической династии – дед Григорий. Вернее Григорий Петрович Вторушин. Родился в простой крестьянской семье в Луговой Субботе Уватского района Тобольского округа Омской области. И работать бы ему, как предки, на земле, но потянуло в педагогику. Благодаря местной учительнице Любимовой, которая готовила юношу к будущей профессии, он легко поступил в Тобольский педтехникум. А дальше – переезды, разные школы родного края, разные люди, разные заботы: где успеваемость нужно поднимать, где храмы знаний заново восстанавливать. В деревне Большескаредной Аромашевского района супругов Вторушиных (к тому времени Григорий Петрович женился на землячке) ждал... заросший бурьяном и крапивой домишко с маленькими окнами и дырявой крышей – местная школа. Парты сломаны, а до начала занятий меньше месяца.

– Что же делать, Глаша?

– Копай глину. Я буду обмазывать стены, а ты парты чини, – предложила супруга.

Через месяц деревенскую ребятню зазывало красное полотнище с надписью «Добро пожаловать!», прибитое на ворота.

Поработали супруги Вторушины в Яровской начальной школе Тюменского района. Глава семьи – директором. Жена – учительницей. Преподавал Григорий Петрович и в Тюмени, в школе № 12, которая тогда была начальной, а сейчас – средняя общеобразовательная.

Из двух дочерей только младшая Эльфрида пошла по стопам родителей. После окончания факультета иностранных языков Ишимского пединститута трудилась в Новозаимской средней школе, тюменской школе № 5, торгово-кулинарном учебном заведении. Последние двадцать лет жизни отдала Тюменскому индустриальному институту – преподавала технарям английский язык. Ольга тоже хотела стать «англичанкой», но творчество победило иностранное слово. Музыкальная школа, музыкальное отделение педучилища. Работа в тюменской школе № 35, которую когда-то окончила... В детский садик, как бы странно это не звучало, переманили финансы. В то время «Самолетик» принадлежал аэропорту – зарплаты достойные.

«С малышами работать понравилось больше: у них глаза горят, им все интересно!» – вспоминает Ольга Александровна – большой оптимист по жизни! В свои 44 года она ветеран педагогического труда, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.

– Это Григорий Петрович привил нам уважение к профессии учителя. На фото он очень серьезен, а сам, не поверите, любил разводить цветы! Во дворе его частного дома по улице Крылова был настоящий оазис. Георгины, алиссум. Дурманящий аромат. Всюду стояли бочки с водой для полива растений. В этих бочках я купалась девчонкой. А на специальной скамеечке, сколоченной дедушкой, играла в куклы. Он знал подход к каждому ребенку. Кавалерами ордена Ленина просто так не становятся.

[gallery link="file" columns="7"]


Фото автора и из архива Ольги ОРЕХОВОЙ

348Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Экскурсия по редакции, разговор по душам с коллегами и обмен мнениями состоялся после обсуждения насущных вопросов тюменских медиа в областном Доме журналистов
Во Дворце культуры «Нефтяник» состоялся гала-концерт из лучших номеров всех направлений и награждение главных победителей. 
В Тюмени будет тепло, но облачно, мокро и очень ветрено.
Проверку прошли пять школ, и каждая из них сейчас занята активным устранением своих недочетов.
Волонтеры будут раздавать праздничный символ на наиболее популярных площадках города.
Во время весеннего паводка может быть подтоплено водой от 10 до 12 низководных мостов и 15-18 километров автодорог.
Несоблюдение установленных правил будет караться штрафом либо лишением свободы.
Семья полуторагодовалой Дарины молит о помощи.