×
В социальных сетях
В печатной версии

«Киты» художественной школы

конкурс
Художественная школа Ишима – явление яркое. Ей тридцать восемь лет. Это словно перпетуум-мобиле: жизнь в ней не затихает ни на минуту. Еще это место, что оставило след в душе каждого, кому посчастливилось там учиться.

------

Детская художественная школа возникла не на пустом месте. Ей предшествовало появление изокружка при Доме пионеров и изостудии Дома культуры. Искусству понимать цвета учили опытные и преданные делу педагоги. Сколько добрых слов о них слышу от самых разных людей: именитых и самобытных художников, рукодельниц, ремесленников.

Что говорить, сама люблю бывать в «художке», погружаясь в гуашево-акварельное воспоминание детства, растворяясь в насыщенном празднике цвета, который устроили нынешние ученики.

Однажды приятно удивили работы, изображающие космогоническое сказание о представлении мира. Юные художники нарисовали трех китов, держащих Землю, не подразумевая, что этот метафорический образ относится и к истории создания их школы. Первоначально она держалась на трех личностях – заслуженных работниках культуры. Первым директором, собиравшим храм художественных знаний по крупицам, был почетный гражданин Ишима Григорий Шарапов. Двадцать три года отдал школе Николай Шутов.

С момента основания и по сей день в ней трудится преподаватель высшей категории Валентин Манухин.

• Основатель. Он же – отец-командир


Образное видение мира, умение воспринимать окружающее до мельчайших подробностей и оттенков – не просто дар. Это особая жизненная философия. Пятьдесят пять лет ею щедро делился с ишимцами Григорий Шарапов. В энциклопедии «Лучшие люди России – 2005» о нем сказано: «Руководитель изостудии Ишимского городского Дома культуры (Тюменской области). Директор детской художественной школы, открытой по его инициативе. Отличник культуры СССР. Награжден медалями, грамотами Министерства культуры СССР». До 2004 года педагог верой и правдой служил прекрасному делу...

Григорий появился на свет в крепкой крестьянской семье, что трудилась в селе Симоново Ишимского района. Окончил изостудию при Омском художественном музее, вечернюю школу рабочей молодежи, Омскую партийную школу. Год заведовал Шербакульским детдомом, работал инструктором по организационно-массовой работе Ишимского райисполкома. Рисованием одержим всю жизнь.

---

«Бумаги, конечно, не было, цветных карандашей и красок тоже, – делился Шарапов воспоминаниями в одном из интервью. – Рисовал простым карандашом, углем где придется: на случайных листках бумаги, стенах, песке... Все двери умудрялся разрисовывать, за что не раз попадало. Но это было сильнее меня...» Серьезный стимул творить получил в пятом классе, когда директор школы Форманюк написал в «Омскую правду» статью о талантливом парнишке и обязал учителей прочитать ее вслух в каждом классе...

---

В 1949 году Шарапов возглавил изокружок в Доме пионеров. Скольким же людям он  помог определиться с профессией! К примеру, Анатолию Шорохову, ставшему членом Союза художников Украины и членом Союза журналистов СССР. О своем «учителе и Боге» мастер с благодарностью вспоминает в книге «Восхождение»: «Он ходил по всем инстанциям, чтобы запастись учебным материалом: появлялись муляжи, бумага, акварель, масляные краски в тубах. Имея все необходимое, мы могли работать на более профессиональном уровне... Родные стены Дома пионеров вместе с прилегающей территорией нуждались в оформлении. Приходилось делать все: подрамники, планшеты, рисовать плакаты и копии картин, лепить барельефы и изготавливать отливки из гипса, папье-маше.  Я не считался любимчиком. Мы были родственны по духу. Таких учителей больше не встречал никогда».

– В Дом пионеров я пришел вслед за братом Володей, – рассказал Валентин Манухин. – Запомнилась особая атмо-сфера мальчишеского братства, где царил дух здорового соперничества. Причем проявлялся он  в соревнованиях по шахматам и бильярду. Григорию Ивановичу приходилось прятать от нас посторонние игры. Начиная с той поры живу рисованием.

С 1961 года параллельно с работой в Доме пионеров Григорий Иванович возглавил изостудию Дома культуры. Отношения со студийцами сложились особые: тонка грань, разделяющая на «учителя» и «учеников». Все вместе часто выезжали на пленэры, умели находить минуты для общения в отпускное время, оформляли разноплановые тематические выставки.

На одной из них в феврале 1965-го побывал студент Московского архитектурного института Виктор Ситниченко и оставил великолепный профессиональный отзыв в местной газете.

Оказывается, его судьба сложилась успешно благодаря Григорию Ивановичу. Когда-то, работая токарем на заводе, в вечернее время Виктор добросовестно посещал изостудию.

Однажды робко поделился со старшим наставником своей, казалось бы, несбыточной мечтой – стать архитектором. Убедил Григорий Иванович парня в правильности выбора, более того – поехал с ним в вуз поступать. Виктор получил красный диплом, а после трудился в столице заместителем главного архитектора Москвы и президентом Московской архитектурно-строительной корпорации.

• Да здравствует школа!


Идея создать в Ишиме детскую художественную школу прямо-таки витала в воздухе. Изостудия с 1970 года стала носить звание народной, а ее выпускники активно пополняли специальные высшие учебные заведения. Заручившись поддержкой заведующей городским отделом культуры Низковских и начальника областного управления культуры Бакланова, Шарапов написал письмо в Министерство культуры, где изложил назревшую необходимость открыть для ишимцев специализированное учебное заведение.

Официальный день его открытия – 11 сентября 1972 года. Следует добавить, что до того момента на территории области существовала лишь одна подобная школа – в Тюмени. Для работы в Ишимской «художке» новоиспеченный директор пригласил бывших учеников Манухина и Шутова. Оба  к тому времени представляли собой состоявшихся педагогов. Николай Шутов, правда, стал им не сразу. После окончания железнодорожного училища работал помощником машиниста тепловоза. Напряженный график заставил было отойти от  изостудии, но  с подобным приказом судьбы одаренный живописец не согласился. Потому и перевелся в эксплуатационный цех техником-конструктором, поступив заочно в Омский пединститут на худграф. Потом стал учителем сразу двух городских общеобразовательных школ... С 1995-го – свободный художник-пейзажист, воспевающий край.

А Валентин Манухин, окончивший к тому времени физмат Ишимского вуза и худграф Омского, и по сей день трудится в школе. В вышеупомянутой энциклопедии о нем можно прочесть: «Автор методики преподавания для разных возрастных групп «Структура рисунка, живописи и композиции». Основал класс для подготовки выпускников школы к поступлению в специальные учебные заведения, организовал группу для занятий с людьми разных возрастов. Являясь одним из основателей художественной школы, внес большой вклад в становление и развитие художественного образования в городе».

Первый набор в «художку» (120 человек) был разновозрастным. Занятия проходили в две смены, а одна группа занималась между сменами. Первые педагоги самостоятельно
вели все предметы: рисунок, живопись, лепку, графику, историю изобразительного искусства. За преподавание последней дисциплины вскоре взялась Валерия Заякина, ныне дипломированный искусствовед, окончившая Академию художеств и продолжающая служение искусству в историко-краеведческом музее города.

Первоначально приютились в школе рабочей молодежи.

– Проблем было много, – вспоминает Николай Шутов. – Здание не специализированное, классы маленькие. Группу приходилось размещать в двух-трех классах одновременно. Занятия велись параллельно с вечерней школой. Не хватало мольбертов, реквизита, мебели. Делали стенды, самостоятельно оснащали кабинеты. В школе пропадали допоздна, работали дружно. Ни  о какой доплате речи не заводили. Это казалось жизненной нормой!

Несмотря на многочисленные трудности, школа постепенно завоевывала симпатии горожан. Работы учащихся удостаивались дипломов и грамот в Тюмени, Тобольске, Кургане. Сбылось предсказание Григория Шарапова, уверявшего: «Художественная школа поставит дело профориентации на прочную основу». Только из первых его выпускников 1975 года членами Союза художников стали живописцы Сергей Жилин, Александр Костюков, Борис Глушков, Александр Амелин.

---

Всего за годы существования ДХШ из нее «выпорхнуло» более тысячи озаренных художественным видением «птенцов». Более трехсот из них – настоящие профи. Ныне школу возглавляет выпускник первого директора Виталий Емельянов. Рядом с ним трудятся дипломированные выпускницы Марина Редозубова и Татьяна Шарапова (дочь Григория Ивановича).

---

В доме Шараповых воочию осознала бессмертие искусства. С работы Анатолия Шорохова внимательно и пытливо вслушивается в разговор Учитель. Он обладал удивительным даром внимать собеседнику и в каждом видеть маленькое чудо. Чудо продолжения жизни, света, разума и добродетели. Его уроки человеколюбия очень помогают нам. «Человек для меня – главное, – утверждает член Союза художников России Александр Костюков, что живет и творит в карельском городе Костомукша. – Даже в чисто пейзажной работе пытаюсь показать его присутствие как части мира, со всеми его радостями и тревогами». С этим и идем по жизни.

Фото из архива семьи ШАРАПОВЫХ

920Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Влияние таких мероприятий на правильное, положительное развитие подрастающего поколения крайне важно, считают в ведомстве.
В России больше нет музеев, посвященных жизни и творчеству Петра Ершова.
В Ишиме состоялся благотворительный концерт в фонд помощи Егора Бабыкина «Город добрых надежд».
Актеры театра BreakFastBand победили на международном фестивале.
По городу разгуливала афишная тумба.
Литературное объединение «Вдохновение» действует в Казанском районе много лет. Справедливости ради надо сказать, что иногда его деятельность на время замирала, потом возрождалась с новой силой.
В четверг, 20 сентября, в 12.00 в прямом эфире передачи «Литературные четверги» гостем студии будет руководитель литературного объединения Казанского района Галина Абронина.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде