Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Поклонитесь матерям

Общество, 13:43, 29 июля 2010,
Слушать новость
Поклонитесь матерям. .

Выставка

1 августа в музейном комплексе имени Словцова завершает работу грандиозная экспозиция, посвященная юбилею Великой Победы. Кроме образного дизайнерского решения, передавшего атмосферу военных действий, проект представил картины тюменских художников Александра Мурычева, Остапа Шруба, Степана Лопатина, побывавших на фронте. Сейчас их произведения рассматриваются как раритеты. Надо сказать, в изобразительном искусстве XXI века тема Великой Отечественной войны уже отсутствует.

------

Последнее поколение художников, которые отразили величайший подвиг русского народа, спасшего мир от фашизма, – «семидесятники». Это те, чье младенчество пришлось на суровое военное время, кто потерял отцов. А также дети солдат, вернувшихся с фронта живыми. Именно «семидесятники» еще чувствовали дыхание великой войны. А дальше? Дальше – тишина... По сути,  в отечественном искусстве именно они подвели итог великой исторической эпохе нашей страны.

В их числе тюменские художники-«семидесятники» Владимир Волков, Геннадий Токарев, Борис Паромов, Юрий Юдин. В экспозицию выставки «Эхо Великой Победы» включены работы, хранящиеся в фондах музейного комплекса. Но есть картины, которые находятся в мастерских авторов, и зритель их не видел... О них хочется рассказать особо.

Тема войны давно живет в мыслях художника Бориса Паромова. Его первое произведение, показанное на выставке в 1973 году, называлось «Нашествие» и было посвящено зарождению и гибели «чумы ХХ века» – так называли фашизм. Пять лет назад в память о людях, переживших военное лихолетье, автор создал диптих. В первом полотне «Майские грозы. Дед и внук» седой ветеран, задумавшись, сидит за столом, а на стене висит портрет с траурной ленточкой внука-десантника. За окном то ли грохочет гром, то ли отзывается эхо прошедшей войны... В образном решении  художник избегает банальной бытовой интонации: сквозь исчезающие стены комнаты видно космическое пространство, которое прорезает блестящий зигзаг молнии. В таком  контексте судьба одной семьи воспринимается масштабно. У каждого поколения своя война. С тревогой думаешь: кто следующим шагнет в огонь?

Вторая часть диптиха «Одна. Эхо войны» представляет стоящую на краю оврага старую женщину со страдальческим лицом. Она словно памятник всем русским матерям, женам, сестрам солдат, не вернувшихся с поля боя.

------

У Василия Белова есть маленький рассказ «Холмы», где речь идет о том, сколь много в России и Европе мемориалов павшим воинам. Там горит Вечный огонь, туда несут цветы. Но никто не приходит пусть даже с луговыми васильками на маленькие сельские кладбища, где покоятся жены и матери бойцов, которые, по словам Александра Твардовского, жили «с терпеньем без надежды и в покосившемся доме без сеней».

------

Героиня картины вызывает в моей памяти образ другой женщины со знаменитого военного плаката «Родина-Мать зовет!». В своем порыве она была вдохновенна и прекрасна! Потом состарилась. В окне ее маленького, осевшего домика горит свет. Топится печь. Но тепла нет. И так хочется согреть остаток дней той, что все отдала ради жизни на Земле.

Наталья ПАРОМОВА, искусствовед музейного комплекса имени Словцова

Фото автора

Выставка

1 августа в музейном комплексе имени Словцова завершает работу грандиозная экспозиция, посвященная юбилею Великой Победы. Кроме образного дизайнерского решения, передавшего атмосферу военных действий, проект представил картины тюменских художников Александра Мурычева, Остапа Шруба, Степана Лопатина, побывавших на фронте. Сейчас их произведения рассматриваются как раритеты. Надо сказать, в изобразительном искусстве XXI века тема Великой Отечественной войны уже отсутствует.

------

Последнее поколение художников, которые отразили величайший подвиг русского народа, спасшего мир от фашизма, – «семидесятники». Это те, чье младенчество пришлось на суровое военное время, кто потерял отцов. А также дети солдат, вернувшихся с фронта живыми. Именно «семидесятники» еще чувствовали дыхание великой войны. А дальше? Дальше – тишина... По сути,  в отечественном искусстве именно они подвели итог великой исторической эпохе нашей страны.

В их числе тюменские художники-«семидесятники» Владимир Волков, Геннадий Токарев, Борис Паромов, Юрий Юдин. В экспозицию выставки «Эхо Великой Победы» включены работы, хранящиеся в фондах музейного комплекса. Но есть картины, которые находятся в мастерских авторов, и зритель их не видел... О них хочется рассказать особо.

Тема войны давно живет в мыслях художника Бориса Паромова. Его первое произведение, показанное на выставке в 1973 году, называлось «Нашествие» и было посвящено зарождению и гибели «чумы ХХ века» – так называли фашизм. Пять лет назад в память о людях, переживших военное лихолетье, автор создал диптих. В первом полотне «Майские грозы. Дед и внук» седой ветеран, задумавшись, сидит за столом, а на стене висит портрет с траурной ленточкой внука-десантника. За окном то ли грохочет гром, то ли отзывается эхо прошедшей войны... В образном решении  художник избегает банальной бытовой интонации: сквозь исчезающие стены комнаты видно космическое пространство, которое прорезает блестящий зигзаг молнии. В таком  контексте судьба одной семьи воспринимается масштабно. У каждого поколения своя война. С тревогой думаешь: кто следующим шагнет в огонь?

Вторая часть диптиха «Одна. Эхо войны» представляет стоящую на краю оврага старую женщину со страдальческим лицом. Она словно памятник всем русским матерям, женам, сестрам солдат, не вернувшихся с поля боя.

------

У Василия Белова есть маленький рассказ «Холмы», где речь идет о том, сколь много в России и Европе мемориалов павшим воинам. Там горит Вечный огонь, туда несут цветы. Но никто не приходит пусть даже с луговыми васильками на маленькие сельские кладбища, где покоятся жены и матери бойцов, которые, по словам Александра Твардовского, жили «с терпеньем без надежды и в покосившемся доме без сеней».

------

Героиня картины вызывает в моей памяти образ другой женщины со знаменитого военного плаката «Родина-Мать зовет!». В своем порыве она была вдохновенна и прекрасна! Потом состарилась. В окне ее маленького, осевшего домика горит свет. Топится печь. Но тепла нет. И так хочется согреть остаток дней той, что все отдала ради жизни на Земле.

Наталья ПАРОМОВА, искусствовед музейного комплекса имени Словцова

Фото автора



Тюменский акушер-гинеколог Светлана Камаева написала «Книгу для семейного чтения»

29 марта

В Тюмени прошло отраслевое совещание по культуре

29 марта