Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Пятак в протянутую руку

Слушать новость
Пятак в протянутую руку. .

Несмотря на разного рода кризисы и спады уровня жизни, качество последней все же повышается. И пробки стоят на дорогах, и полки магазинов ломятся от товаров, и мы становимся все более разборчивыми. Тем не менее то тут, то там встречается горожанам человек с протянутой рукой или стоящей у ног миской с мелочью.


Но речь не о социальном положении в стране, а о наших с вами чувствах и сомнениях по поводу милостыни: подавать или не подавать? Не всех эти сомнения посещают: кто-то решительно проходит мимо попрошаек. Другие отворачиваются или прячут глаза, немало и тех, кто подает мелочь. Правда, мало кто спрашивает, почему человек вышел на улицу с протянутой рукой? Да и что спрашивать, если вряд ли возьмешься помогать по-настоящему.

И все же: подавать или не подавать? Казалось бы, вроде мелочь отдаешь, не жалко, но когда одного и того же человека видишь каждый день на одном и том же месте и понимаешь, что он ходит сюда, как на работу, то уже невольно становишься плательщиком его «зарплаты».

С другой стороны, милостыня из наших рук — проявление милосердия. Но опять возникает вопрос: а может, мы развращаем человека, давая незаработанные им деньги, поощряем попрошайничество? Однако, по логике вещей, наше дело дать, а как он распорядится подаянием — это уже его проблемы. Ведь это его жизнь, его выбор, и он имеет право жить так, как сам считает нужным.

Так как же быть эгоистом и альтруистом одновременно?

Психологи считают, что, подавая милостыню, мы руководствуемся беспричинным страхом, что можем оказаться на месте нищего. Страх этот живет в коллективном бессознательном, поскольку история человечества хорошо знает, что такое нищета, обездоленность, кто-то даже из наших недалеких предков испытал это на себе в 20—30-е годы прошлого столетия. Да и народная мудрость не велит от сумы зарекаться.

В древние времена, как известно, было принято совершать ритуалы жертвоприношений, которые призваны умилостивить богов, чтобы те отвели от людей разного рода несчастья. Возможно, милостыня до сих пор неосознанно воспринимается подобной жертвой в надежде, что если отдать маленько, то не потеряешь много. Этакий архетипический жест, компенсирующий вышеупомянутый страх.

Вместе с тем возможность помочь ближнему и делает человека человеком. Если мы только берем (в широком смысле) и не имеем привычки отдавать бескорыстно, не ожидая ничего взамен, даже благодарности, то искажаются энергетические потоки. Рано или поздно накопленная энергия начнет «кваситься», последуют разного рода недомогания: то тут давит, то там спазм. Так что по большому счету отдавать — полезно. Тем самым освобождается место для «свежего» поступления.

А вот ум с его логикой и сомнениями создает «препоны и рогатки цензуры», которые порой заслоняют зов сердца. Лишь когда мы чаще прислушиваемся к нему, начинаем лучше понимать свои чувства. И тогда со спокойной душой рука сама нащупает в кармане пятак для одного просящего и даже не потянется в карман для другого. И не потребуется прятать глаза, и не будет неоправданного чувства вины.

По некоторым данным, почти 90 процентов попрошаек сами выбирают себе жизнь с протянутой рукой. Она устраивает их и они не видят для себя другого образа существования.

Чтобы разобраться, что движет людьми, когда они решаются просить милостыню, подсаживаюсь к двум женщинам, что сидят недалеко от церкви. Увидев диктофон в руке, одна ушла во двор дома, сказав «напарнице»: «Я потом приду».

Раиса, так назвалась оставшаяся женщина, не сразу, но согласилась рассказать свою историю. Она инвалид второй группы с 19 лет (сейчас уже на пенсии), стаж работы — два года. Окончила в свое время вечернюю школу, Омский автодорожный техникум, но по специальности поработать не довелось. О том, как получила инвалидность, Раиса говорить отказалась. Пенсия, по ее словам, 4600 рублей — надо и за жилье заплатить, и продукты купить, на все не хватает. Люди маленько подают, и с этим еще жить можно. Хотя «малолетки» ходят, деньги отбирают.

К Раисе подсел молодой человек, как оказалось, тоже ее «коллега». Борису, назовем его так, 28 лет. Тоже инвалид второй группы. На работу не берут, заняться нечем, пенсии не хватает. В юности занимался в кружках для инвалидов. Сейчас здесь, у храма. Интересно то, что по-своему анализирует ситуацию, складывающуюся в сообществе: просят и просто жадные, и пенсионеры, которым приходится своих детей кормить, вместо того чтобы те их поддерживали. Приходят и бичи, которым надо денег на выпивку.

— Когда я пришел первый раз, было очень обидно выслушивать замечания и поучения прихожан, — вспоминает Борис. — А потом начал сам прихожан учить: нельзя у стен храма осуждать и ругать бедных людей, это большой грех. Некоторые потом выходили и извинялись за свои слова. Понемножку привык. Сейчас подавать стали меньше, кризис — наверное, поэтому. Кто-то извиняется, что не может подать, мы им говорим: да вы и не обязаны — кто может, тот и подает.

Целый мир, о котором мы в общем-то ничего не знаем. Самое интересное, что он, этот неказистый мир, по-видимому, уравновешивает в обществе другую крайность — мир олигархов и иже с ними. Это по закону плюса и минуса. И вовсе не значит, что кто-то из них плох, а кто-то хорош, это просто противоположности. Между ними — мы: что-то требуем от олигархов и подаем нищим. А подавать или нет — решать каждому за себя.

А что думаете вы, дорогие читатели? Поделитесь своими размышлениями по этому вопросу. Будем рады вашим письмам.

Фото из архива редакции

Несмотря на разного рода кризисы и спады уровня жизни, качество последней все же повышается. И пробки стоят на дорогах, и полки магазинов ломятся от товаров, и мы становимся все более разборчивыми. Тем не менее то тут, то там встречается горожанам человек с протянутой рукой или стоящей у ног миской с мелочью.


Но речь не о социальном положении в стране, а о наших с вами чувствах и сомнениях по поводу милостыни: подавать или не подавать? Не всех эти сомнения посещают: кто-то решительно проходит мимо попрошаек. Другие отворачиваются или прячут глаза, немало и тех, кто подает мелочь. Правда, мало кто спрашивает, почему человек вышел на улицу с протянутой рукой? Да и что спрашивать, если вряд ли возьмешься помогать по-настоящему.

И все же: подавать или не подавать? Казалось бы, вроде мелочь отдаешь, не жалко, но когда одного и того же человека видишь каждый день на одном и том же месте и понимаешь, что он ходит сюда, как на работу, то уже невольно становишься плательщиком его «зарплаты».

С другой стороны, милостыня из наших рук — проявление милосердия. Но опять возникает вопрос: а может, мы развращаем человека, давая незаработанные им деньги, поощряем попрошайничество? Однако, по логике вещей, наше дело дать, а как он распорядится подаянием — это уже его проблемы. Ведь это его жизнь, его выбор, и он имеет право жить так, как сам считает нужным.

Так как же быть эгоистом и альтруистом одновременно?

Психологи считают, что, подавая милостыню, мы руководствуемся беспричинным страхом, что можем оказаться на месте нищего. Страх этот живет в коллективном бессознательном, поскольку история человечества хорошо знает, что такое нищета, обездоленность, кто-то даже из наших недалеких предков испытал это на себе в 20—30-е годы прошлого столетия. Да и народная мудрость не велит от сумы зарекаться.

В древние времена, как известно, было принято совершать ритуалы жертвоприношений, которые призваны умилостивить богов, чтобы те отвели от людей разного рода несчастья. Возможно, милостыня до сих пор неосознанно воспринимается подобной жертвой в надежде, что если отдать маленько, то не потеряешь много. Этакий архетипический жест, компенсирующий вышеупомянутый страх.

Вместе с тем возможность помочь ближнему и делает человека человеком. Если мы только берем (в широком смысле) и не имеем привычки отдавать бескорыстно, не ожидая ничего взамен, даже благодарности, то искажаются энергетические потоки. Рано или поздно накопленная энергия начнет «кваситься», последуют разного рода недомогания: то тут давит, то там спазм. Так что по большому счету отдавать — полезно. Тем самым освобождается место для «свежего» поступления.

А вот ум с его логикой и сомнениями создает «препоны и рогатки цензуры», которые порой заслоняют зов сердца. Лишь когда мы чаще прислушиваемся к нему, начинаем лучше понимать свои чувства. И тогда со спокойной душой рука сама нащупает в кармане пятак для одного просящего и даже не потянется в карман для другого. И не потребуется прятать глаза, и не будет неоправданного чувства вины.

По некоторым данным, почти 90 процентов попрошаек сами выбирают себе жизнь с протянутой рукой. Она устраивает их и они не видят для себя другого образа существования.

Чтобы разобраться, что движет людьми, когда они решаются просить милостыню, подсаживаюсь к двум женщинам, что сидят недалеко от церкви. Увидев диктофон в руке, одна ушла во двор дома, сказав «напарнице»: «Я потом приду».

Раиса, так назвалась оставшаяся женщина, не сразу, но согласилась рассказать свою историю. Она инвалид второй группы с 19 лет (сейчас уже на пенсии), стаж работы — два года. Окончила в свое время вечернюю школу, Омский автодорожный техникум, но по специальности поработать не довелось. О том, как получила инвалидность, Раиса говорить отказалась. Пенсия, по ее словам, 4600 рублей — надо и за жилье заплатить, и продукты купить, на все не хватает. Люди маленько подают, и с этим еще жить можно. Хотя «малолетки» ходят, деньги отбирают.

К Раисе подсел молодой человек, как оказалось, тоже ее «коллега». Борису, назовем его так, 28 лет. Тоже инвалид второй группы. На работу не берут, заняться нечем, пенсии не хватает. В юности занимался в кружках для инвалидов. Сейчас здесь, у храма. Интересно то, что по-своему анализирует ситуацию, складывающуюся в сообществе: просят и просто жадные, и пенсионеры, которым приходится своих детей кормить, вместо того чтобы те их поддерживали. Приходят и бичи, которым надо денег на выпивку.

— Когда я пришел первый раз, было очень обидно выслушивать замечания и поучения прихожан, — вспоминает Борис. — А потом начал сам прихожан учить: нельзя у стен храма осуждать и ругать бедных людей, это большой грех. Некоторые потом выходили и извинялись за свои слова. Понемножку привык. Сейчас подавать стали меньше, кризис — наверное, поэтому. Кто-то извиняется, что не может подать, мы им говорим: да вы и не обязаны — кто может, тот и подает.

Целый мир, о котором мы в общем-то ничего не знаем. Самое интересное, что он, этот неказистый мир, по-видимому, уравновешивает в обществе другую крайность — мир олигархов и иже с ними. Это по закону плюса и минуса. И вовсе не значит, что кто-то из них плох, а кто-то хорош, это просто противоположности. Между ними — мы: что-то требуем от олигархов и подаем нищим. А подавать или нет — решать каждому за себя.

А что думаете вы, дорогие читатели? Поделитесь своими размышлениями по этому вопросу. Будем рады вашим письмам.

Фото из архива редакции



Более 500 тюменских семей направили маткапитал на оплату детских садов

25 апреля

Более чем на два метра поднялся уровень воды в Абатском районе за сутки

25 апреля