Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как обновить коммунальный комплекс, не повышая тарифы

Общество, 00:01, 21 июля 2010, Юрий РЫБИН
Слушать новость
Как обновить коммунальный комплекс, не повышая тарифы. .

Министерство регионального развития РФ разработало и опубликовало в феврале этого года концепцию федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010—2020 годы». Данный документ дает представление, каким путем в последующие 11 лет планируют реформировать ЖКХ и как в этом процессе будут участвовать наши граждане.


• Число аварий не уменьшается


Меньшая часть платы за услуги ЖКХ взимается за жилищные, а большая — за коммунальные (отопление, канализация, холодная и горячая вода). В настоящей статье обсудим проблемы, связанные с комплексом, поставляющим коммунальные услуги.


По результатам технической инвентаризации в РФ на 1.01.2009 г. (данные Минрегионразвития) физический износ тепловых сетей составил 62,8 процента, котельных — 55 процентов, ЦТП — 50,1 процента, тепловых насосных станций — 52,3 процента и т. д. Требуется незамедлительная замена 16 процентов теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации. Только в результате физического износа расход энергоресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25—50 процентов выше, чем в европейских. На селекторном совещании по итогам осенне-зимнего периода, проведенном Минрегионразвития 26 апреля 2010 года, отмечено, что на системах жизнеобеспечения населения произошло 36 аварий и чрезвычайных происшествий. Число мелких аварий возросло до 18 710, т. е. рост за год составил 27 процентов. Минрегионразвития констатирует, что не выполняется даже поддержание инфраструктуры на существу-ющем уровне!


Бывший начальник главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области Е. Мицкевич в интервью газете «Сибирская гильдия» в марте 2010 года сообщил, что областная сфера ЖКХ недофинансируется по ряду причин, главная из которых — государственное сдерживание роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги. По сообщению Алексея Рослова, заместителя областного ГУС и ЖКХ, в прошедшем отопительном сезоне каждые сутки по области устранялось 20—25 аварий на разводящих сетях. В других более бедных регионах России ситуация в коммунальном секторе еще хуже. Если коренным образом ничего не менять, то при существующем недостаточном инвестировании коммунальная инфраструктура страны со временем просто разрушится в силу физического износа и естественного старения, и никакие полумеры этот процесс не остановят.


• Шансына долгосрочные кредиты минимальны


Минрегионразвития планирует устранить проблемы, указанные выше, в течение 11 лет. Однако при внимательном анализе концепции программы модернизации и реформирования ЖКХ можно обнаружить, что проект Минрегионразвития труднореализуем и имеет следу-ющие существенные недостатки.


1. Основными условиями, которые по замыслу Минрегионразвития обеспечат привлечение частных инвестиций в размере 2,555 триллиона рублей в коммунальную сферу, будут долгосрочно установленные тарифы и концессионные соглашения. На самом деле эти условия совершенно не гарантируют поступ-ления запланированных кредитных ресурсов. Как показала практика последних 19 лет, наша банковская система не в состоянии обеспечить финансирование проектов, для реализации которых требуются большие и долгосрочные кредиты. Предприятиям реального сектора экономики сложно получить даже среднесрочные кредиты, не говоря уже о долгосрочных.


Назовем несколько важнейших государственных задач в экономике, для решения которых необходимы большие финансовые вливания. Это прежде всего приоритетные стратегические направления, обозначенные президентом РФ: развитие современной медицинской техники и фармацевтики, совершенствование ядерных, космических и информационных технологий, повышение эффективности производства, транспортировки и потребления энергии, а также развитие инноваций в других отраслях экономики, модернизация машиностроения и обрабатывающей промышленности, развитие сельского хозяйства и производства продуктов питания до уровня, обеспечивающего национальную безопасность и т. д. Кроме того, существуют более привлекательные для инвесторов по сравнению с коммунальным сектором отрасли, такие, как сырьевая, металлургическая, торговля и, наконец, спекуляции на фондовом рынке. Поэтому коммунальный сектор в очереди за кредитами будет находиться в конце списка, в результате чего шансы на обеспечение большими долгосрочными кредитами у проекта Минрегионразвития минимальны.


2. В концепции Минрегионразвития (приложение № 1) предусмот-рено в течение 11 лет повышение коммунальных тарифов, причем по нарастающей, опережающей рост доходов населения. При этом не учитывается, что уже сейчас размеры тарифов ЖКХ подошли к пределу платежеспособности большинства населения и их дальнейший рост вызовет социальное напряжение в обществе.


3. Постоянный рост тарифов, предусмотренный концепцией, является одной из объективных причин, не позволяющих снизить в России инфляцию до уровня западноевропейской, в разы меньшей нашей. Высокая инфляция обуславливает дорогие кредитные ставки, а это в свою очередь тормозит рост экономики.


4. Включение в коммунальные тарифы инвестиционных надбавок, что предусмотрено концепцией, юридически некорректно, т. к. в этом случае население принудительно становится инвестором, но обязательств в выплате ему дивидендов от будущих доходов не планируется.


5. В концепции предусмотрено к 2020 году снижение аварий в системе тепло- и водоснабжения относительно 2008 и 2010 годов всего лишь на 50 процентов. То есть 11 лет реформ и постоянного повышения тарифов даст снижение числа аварий с 18 710 до 9 000 в год, что не обеспечит надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры. И это в лучшем случае.


6. При отсутствии должного финансового обеспечения, что вполне вероятно по причине, изложенной выше, проект Минрегионразвития не будет реализован, и тогда по прошествии 11 лет нам будут угрожать техногенные катастрофы. Первый сигнал возможности серьезных катастроф — авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Хотя это случилось в другой отрасли, тем не менее дает повод серьезно задуматься.


Очень важно уже сегодня сделать правильный стратегический выбор в способе модернизации коммунальной инфраструктуры и избежать ошибки, которая может привести к большим потерям времени с вытекающими из этого последствиями для страны.


• Деньги есть, но в другом месте


Инновации полезны и нужны не только в сфере высоких технологий, но и в поиске новых источников инвестиций. На реформирование и модернизацию ЖКХ в концепции Минрегионразвития запланировано израсходовать в течение 11 лет 4 триллиона 99 миллиардов рублей, в т. ч. средства федерального бюджета — 422 млрд. руб., средства региональных и местных бюджетов — 407 млрд. руб., средства частных инвесторов — 2 555 млрд. руб., средства собственников многоквартирных домов на реконструкцию этих домов — 714 млрд. руб.


Большую часть этих средств планируется инвестировать в коммунальный комплекс. Допустим, если напрячь граждан, то за счет роста тарифов можно собрать определенную сумму для модернизации коммунальной инфраструктуры, что, во-первых, будет явно недостаточно, а во-вторых, чревато усилением социального напряжения. Но рассчитывать на добровольный приток частных инвестиций в размере 2 555 млрд. руб. в коммунальный сектор — проявление чрезмерного оптимизма. Скорее всего, этого не произойдет по причинам, изложенным выше. В этой связи необходимо уже сейчас, не откладывая в долгий ящик, рассмотреть альтернативный источник инвестиций.


Для реализации обсуждаемого проекта нужны большие деньги, которые можно получать в кредит на длительный срок. Единственным источником таких денег могут быть пенсионные накопления граждан, аккумулированные во Внешэкономбанке. Вкратце поясним, что это такое. Работодатели отчисляют страховые взносы в размере 26 процентов (а с 1.01.2011 г. — 34 процента) от величины фонда зарплаты своих работников. Часть этих денег государство откладывает в виде пенсионных накоплений, которые сейчас не идут на выплату текущих пенсий, а будут использоваться для доплаты к пенсиям, когда граждане 1967 года рождения и моложе достигнут пенсионного возраста. Для большинства мужчин 1967 года рождения этот момент наступит через 17 лет, а для тех, кто моложе, еще позднее.


Обязательная (принудительная) накопительная пенсионная система была введена в России в 2002 году. Накопительные системы действуют во многих развитых странах, но только как добровольные. 92 процента пенсионных накоплений с 2002 года хранится во Внешэкономбанке, где их средний годовой доход составляет шесть процентов, в то время как средний индекс годовой инфляции за это же время почти в два раза больше. Призывы к будущим пенсионерам добровольно перевести свои накопления в частные инвестиционные компании для повышения их доходности пока особого успеха не имеют.


У людей еще свежи воспоминания о сотрудничестве с финансовыми пирамидами в девяностых годах и печальной участи обманутых дольщиков при строительстве жилья в двухтысячные годы и т. д. Таким образом, в результате инфляции эти денежные средства постепенно обесцениваются, и в итоге будущих пенсионеров ожидает лишь небольшая прибавка к пенсиям за счет обязательных пенсионных накоплений.


Чтобы компенсировать эту негативную тенденцию, целесообразно инвестировать пенсионные накоп-ления так, чтобы уже сейчас они приносили пользу будущим пенсионерам и их семьям. Например, эти деньги можно использовать для кредитования программы по модернизации коммунальной инфраструктуры, задействовав при этом определенный механизм возврата с соответствующими процентами. В этом случае отпадет необходимость повышать коммунальные тарифы на так называемые инвестиционные надбавки, что и является главной причиной их роста.


• Модернизировать, не напрягая граждан


Если вспомнить историю, то любая модернизация в России сопровождалась напряжением сил всего населения, поскольку была связана с необходимостью изыскания дополнительных ресурсов. Хотя и в меньшем масштабе, подобная тенденция прослеживается в концепции Минрегионразвития, что выражается в запланированном на протяжении 11 лет повышении тарифов ЖКХ, опережающем рост доходов населения.


Автор статьи предлагает не искать новые ресурсы, а использовать те, которые уже есть, что существенно упростит задачу. Альтернативное предложение подразумевает использование некоторых элементов концепции Минрегионразвития и принципиально новых решений по выбору источников финансирования и формирования системы тарифного регулирования.


Вкратце перечислим основополагающие моменты альтернативного предложения.


1. Для финансирования мероприятий по модернизации коммунального комплекса использовать на возвратной основе пенсионные накопления граждан, аккумулированные во Внешэкономбанке (только обязательные накопления). Кредиты будут возвращены за счет экономии средств, полученных от существенного сокращения потерь тепловой энергии и других ресурсов. Например, по оценке экспертов только в пути от большого теплопункта (ТЭЦ, котельной) до жилого дома может теряться до 40 процентов тепла, не считая сопоставимых с этой цифрой потерь в самих домах, многие из которых не соответствуют требованиям по теплосбережению.


2. Изменить систему управления имущественным комплексом коммунальной сферы путем использования концессионных соглашений (предусмотрено в концепции Минрегионразвития). Переход от нынешних краткосрочных договоров аренды к долгосрочным концессионным соглашениям позволит, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой, сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.


3. Договоры о концессиях обременять условиями — не повышать коммунальные тарифы выше уровня инфляции.


4. Проценты по кредитам субсидировать из государственного бюджета (предусмотрено в концепции).


5. В целях повышения ответственности региональных и муниципальных властей при конкурсном отборе инвесторов предусмотреть гарантии региональных и муниципальных бюджетов о возврате кредитов (предусмотрено в концепции).


Реализация предлагаемого альтернативного проекта будет выгодна всем: и государству, и бизнесу, и населению, в том числе будущим и нынешним пенсионерам.


Есть ли альтернативный вариант реформирования ЖКХ?


Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ


[gallery columns="7"]
Автор фото: Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ

Министерство регионального развития РФ разработало и опубликовало в феврале этого года концепцию федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010—2020 годы». Данный документ дает представление, каким путем в последующие 11 лет планируют реформировать ЖКХ и как в этом процессе будут участвовать наши граждане.


• Число аварий не уменьшается


Меньшая часть платы за услуги ЖКХ взимается за жилищные, а большая — за коммунальные (отопление, канализация, холодная и горячая вода). В настоящей статье обсудим проблемы, связанные с комплексом, поставляющим коммунальные услуги.


По результатам технической инвентаризации в РФ на 1.01.2009 г. (данные Минрегионразвития) физический износ тепловых сетей составил 62,8 процента, котельных — 55 процентов, ЦТП — 50,1 процента, тепловых насосных станций — 52,3 процента и т. д. Требуется незамедлительная замена 16 процентов теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации. Только в результате физического износа расход энергоресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25—50 процентов выше, чем в европейских. На селекторном совещании по итогам осенне-зимнего периода, проведенном Минрегионразвития 26 апреля 2010 года, отмечено, что на системах жизнеобеспечения населения произошло 36 аварий и чрезвычайных происшествий. Число мелких аварий возросло до 18 710, т. е. рост за год составил 27 процентов. Минрегионразвития констатирует, что не выполняется даже поддержание инфраструктуры на существу-ющем уровне!


Бывший начальник главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области Е. Мицкевич в интервью газете «Сибирская гильдия» в марте 2010 года сообщил, что областная сфера ЖКХ недофинансируется по ряду причин, главная из которых — государственное сдерживание роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги. По сообщению Алексея Рослова, заместителя областного ГУС и ЖКХ, в прошедшем отопительном сезоне каждые сутки по области устранялось 20—25 аварий на разводящих сетях. В других более бедных регионах России ситуация в коммунальном секторе еще хуже. Если коренным образом ничего не менять, то при существующем недостаточном инвестировании коммунальная инфраструктура страны со временем просто разрушится в силу физического износа и естественного старения, и никакие полумеры этот процесс не остановят.


• Шансына долгосрочные кредиты минимальны


Минрегионразвития планирует устранить проблемы, указанные выше, в течение 11 лет. Однако при внимательном анализе концепции программы модернизации и реформирования ЖКХ можно обнаружить, что проект Минрегионразвития труднореализуем и имеет следу-ющие существенные недостатки.


1. Основными условиями, которые по замыслу Минрегионразвития обеспечат привлечение частных инвестиций в размере 2,555 триллиона рублей в коммунальную сферу, будут долгосрочно установленные тарифы и концессионные соглашения. На самом деле эти условия совершенно не гарантируют поступ-ления запланированных кредитных ресурсов. Как показала практика последних 19 лет, наша банковская система не в состоянии обеспечить финансирование проектов, для реализации которых требуются большие и долгосрочные кредиты. Предприятиям реального сектора экономики сложно получить даже среднесрочные кредиты, не говоря уже о долгосрочных.


Назовем несколько важнейших государственных задач в экономике, для решения которых необходимы большие финансовые вливания. Это прежде всего приоритетные стратегические направления, обозначенные президентом РФ: развитие современной медицинской техники и фармацевтики, совершенствование ядерных, космических и информационных технологий, повышение эффективности производства, транспортировки и потребления энергии, а также развитие инноваций в других отраслях экономики, модернизация машиностроения и обрабатывающей промышленности, развитие сельского хозяйства и производства продуктов питания до уровня, обеспечивающего национальную безопасность и т. д. Кроме того, существуют более привлекательные для инвесторов по сравнению с коммунальным сектором отрасли, такие, как сырьевая, металлургическая, торговля и, наконец, спекуляции на фондовом рынке. Поэтому коммунальный сектор в очереди за кредитами будет находиться в конце списка, в результате чего шансы на обеспечение большими долгосрочными кредитами у проекта Минрегионразвития минимальны.


2. В концепции Минрегионразвития (приложение № 1) предусмот-рено в течение 11 лет повышение коммунальных тарифов, причем по нарастающей, опережающей рост доходов населения. При этом не учитывается, что уже сейчас размеры тарифов ЖКХ подошли к пределу платежеспособности большинства населения и их дальнейший рост вызовет социальное напряжение в обществе.


3. Постоянный рост тарифов, предусмотренный концепцией, является одной из объективных причин, не позволяющих снизить в России инфляцию до уровня западноевропейской, в разы меньшей нашей. Высокая инфляция обуславливает дорогие кредитные ставки, а это в свою очередь тормозит рост экономики.


4. Включение в коммунальные тарифы инвестиционных надбавок, что предусмотрено концепцией, юридически некорректно, т. к. в этом случае население принудительно становится инвестором, но обязательств в выплате ему дивидендов от будущих доходов не планируется.


5. В концепции предусмотрено к 2020 году снижение аварий в системе тепло- и водоснабжения относительно 2008 и 2010 годов всего лишь на 50 процентов. То есть 11 лет реформ и постоянного повышения тарифов даст снижение числа аварий с 18 710 до 9 000 в год, что не обеспечит надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры. И это в лучшем случае.


6. При отсутствии должного финансового обеспечения, что вполне вероятно по причине, изложенной выше, проект Минрегионразвития не будет реализован, и тогда по прошествии 11 лет нам будут угрожать техногенные катастрофы. Первый сигнал возможности серьезных катастроф — авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Хотя это случилось в другой отрасли, тем не менее дает повод серьезно задуматься.


Очень важно уже сегодня сделать правильный стратегический выбор в способе модернизации коммунальной инфраструктуры и избежать ошибки, которая может привести к большим потерям времени с вытекающими из этого последствиями для страны.


• Деньги есть, но в другом месте


Инновации полезны и нужны не только в сфере высоких технологий, но и в поиске новых источников инвестиций. На реформирование и модернизацию ЖКХ в концепции Минрегионразвития запланировано израсходовать в течение 11 лет 4 триллиона 99 миллиардов рублей, в т. ч. средства федерального бюджета — 422 млрд. руб., средства региональных и местных бюджетов — 407 млрд. руб., средства частных инвесторов — 2 555 млрд. руб., средства собственников многоквартирных домов на реконструкцию этих домов — 714 млрд. руб.


Большую часть этих средств планируется инвестировать в коммунальный комплекс. Допустим, если напрячь граждан, то за счет роста тарифов можно собрать определенную сумму для модернизации коммунальной инфраструктуры, что, во-первых, будет явно недостаточно, а во-вторых, чревато усилением социального напряжения. Но рассчитывать на добровольный приток частных инвестиций в размере 2 555 млрд. руб. в коммунальный сектор — проявление чрезмерного оптимизма. Скорее всего, этого не произойдет по причинам, изложенным выше. В этой связи необходимо уже сейчас, не откладывая в долгий ящик, рассмотреть альтернативный источник инвестиций.


Для реализации обсуждаемого проекта нужны большие деньги, которые можно получать в кредит на длительный срок. Единственным источником таких денег могут быть пенсионные накопления граждан, аккумулированные во Внешэкономбанке. Вкратце поясним, что это такое. Работодатели отчисляют страховые взносы в размере 26 процентов (а с 1.01.2011 г. — 34 процента) от величины фонда зарплаты своих работников. Часть этих денег государство откладывает в виде пенсионных накоплений, которые сейчас не идут на выплату текущих пенсий, а будут использоваться для доплаты к пенсиям, когда граждане 1967 года рождения и моложе достигнут пенсионного возраста. Для большинства мужчин 1967 года рождения этот момент наступит через 17 лет, а для тех, кто моложе, еще позднее.


Обязательная (принудительная) накопительная пенсионная система была введена в России в 2002 году. Накопительные системы действуют во многих развитых странах, но только как добровольные. 92 процента пенсионных накоплений с 2002 года хранится во Внешэкономбанке, где их средний годовой доход составляет шесть процентов, в то время как средний индекс годовой инфляции за это же время почти в два раза больше. Призывы к будущим пенсионерам добровольно перевести свои накопления в частные инвестиционные компании для повышения их доходности пока особого успеха не имеют.


У людей еще свежи воспоминания о сотрудничестве с финансовыми пирамидами в девяностых годах и печальной участи обманутых дольщиков при строительстве жилья в двухтысячные годы и т. д. Таким образом, в результате инфляции эти денежные средства постепенно обесцениваются, и в итоге будущих пенсионеров ожидает лишь небольшая прибавка к пенсиям за счет обязательных пенсионных накоплений.


Чтобы компенсировать эту негативную тенденцию, целесообразно инвестировать пенсионные накоп-ления так, чтобы уже сейчас они приносили пользу будущим пенсионерам и их семьям. Например, эти деньги можно использовать для кредитования программы по модернизации коммунальной инфраструктуры, задействовав при этом определенный механизм возврата с соответствующими процентами. В этом случае отпадет необходимость повышать коммунальные тарифы на так называемые инвестиционные надбавки, что и является главной причиной их роста.


• Модернизировать, не напрягая граждан


Если вспомнить историю, то любая модернизация в России сопровождалась напряжением сил всего населения, поскольку была связана с необходимостью изыскания дополнительных ресурсов. Хотя и в меньшем масштабе, подобная тенденция прослеживается в концепции Минрегионразвития, что выражается в запланированном на протяжении 11 лет повышении тарифов ЖКХ, опережающем рост доходов населения.


Автор статьи предлагает не искать новые ресурсы, а использовать те, которые уже есть, что существенно упростит задачу. Альтернативное предложение подразумевает использование некоторых элементов концепции Минрегионразвития и принципиально новых решений по выбору источников финансирования и формирования системы тарифного регулирования.


Вкратце перечислим основополагающие моменты альтернативного предложения.


1. Для финансирования мероприятий по модернизации коммунального комплекса использовать на возвратной основе пенсионные накопления граждан, аккумулированные во Внешэкономбанке (только обязательные накопления). Кредиты будут возвращены за счет экономии средств, полученных от существенного сокращения потерь тепловой энергии и других ресурсов. Например, по оценке экспертов только в пути от большого теплопункта (ТЭЦ, котельной) до жилого дома может теряться до 40 процентов тепла, не считая сопоставимых с этой цифрой потерь в самих домах, многие из которых не соответствуют требованиям по теплосбережению.


2. Изменить систему управления имущественным комплексом коммунальной сферы путем использования концессионных соглашений (предусмотрено в концепции Минрегионразвития). Переход от нынешних краткосрочных договоров аренды к долгосрочным концессионным соглашениям позволит, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой, сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.


3. Договоры о концессиях обременять условиями — не повышать коммунальные тарифы выше уровня инфляции.


4. Проценты по кредитам субсидировать из государственного бюджета (предусмотрено в концепции).


5. В целях повышения ответственности региональных и муниципальных властей при конкурсном отборе инвесторов предусмотреть гарантии региональных и муниципальных бюджетов о возврате кредитов (предусмотрено в концепции).


Реализация предлагаемого альтернативного проекта будет выгодна всем: и государству, и бизнесу, и населению, в том числе будущим и нынешним пенсионерам.


Есть ли альтернативный вариант реформирования ЖКХ?


Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ


[gallery columns="7"]
Автор фото: Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ


Отчет МАУК «Центр культуры и творчества «Тюмень»

23 апреля

Тюменцам раздадут георгиевские ленточки в преддверии 9 мая

23 апреля