Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Удивительное село Суерка

Слушать новость
Удивительное село Суерка. .

июля селу Суерка Упоровского района Тюменской области исполняется 400 лет

10 июля селу Суерка Упоровского района Тюменской области исполняется 400 лет

Тихая малая Родина. Она у меня есть – и в этом мое спасение. Проходят годы, десятилетия. Меняет русло Тобол, стареют раскидистые ивы, полоска песчаного берега, где загорает детвора, становится все уже от занимаемой им юной поросли тальника. Меняют облик ее улицы, меняются лица. Но она все та же.


Преданья старины глубокой


Суерка возникла как один из острогов на крутом берегу реки Тобол, построенных беломестными (строевыми, освобожденными от податей) казаками. Название острогу дали по имени небольшой реки Суерь, протекающей неподалеку, в Курганской области. Вслед за казаками шли переселенцы из России. По имени одного из них, Осипа Николаевича Давыдова, пришедшего сюда из Великого Устюга, село долгие годы называлось еще  и Осиповой.


Суерка еще  в девятнадцатом веке являлась волостным селом, до тридцатых годов прошлого столетия оставалась районным центром. В Суерский район входило ни много ни мало 18 сельсоветов. Оно  и неудивительно – здесь проходил Сибирский тракт. По нему до открытия железной дороги шли обозы из европейской части России в Сибирь. Суерка славилась своими ярмарками, которые проходили четыре раза в год. Оренбургские пуховые платки, знаменитый китайский шелк, грибы, клюква, орехи, рыба – откуда только не везли товар… Свои промысловики-ремесленники непременно в них участвовали: кожи и валенки-самокаты, самотканые ковры, кружева и многое другое. Село считалось богатым: земская управа, три каменных купеческих дома, своя чайная и кондитерская. Знаменитые ярмарки собирали тысячи людей.


Но более всего село известно своей Покровительницей.


Чудо Тюменской области


Такое звание чудотворная Суерско-Смоленская икона Божией Матери получила в прошлом году по итогам зрительского голосования, участвуя в фестивале телекомпании «Регион-Тюмень».


Ее история восходит к первой половине восемнадцатого века.


11 марта 1733 года священнослужители Павел и Тимофей Васильевы от имени прихожан обращаются к архипастырю с просьбой разрешить в Суерке строительство церкви с двумя престолами: главным, «во имя Богородицы нарицаемыя Ея чудотворныя иконы Смоленския, а второй предел во имя святителей Александрийских. На второе прошение грамотой повелевалось, если прежняя церковь обветшала, заложить церковь с двумя престолами и «строение ея совершить не вящее единолетняго времени». «Единолетно», то есть в одно лето, как было указано в грамоте, храм не устроился. Заложен он 9 мая 1733 года и освящен 25 сентября 1736 года.


Это первое упоминание о Суерской чудотворной иконе Божией Матери.


Тогда в этих краях свирепствовала моровая язва. По преданию, одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать Смоленскую икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что  и было сделано затворником-иеромонахом Макарием.


По написании икону принесли в Суерку, после отслуженного перед нею молебна бедствия прекратились.


Икона была украшена серебряной ризой и драгоценными камнями. Благодарные прихожане не жалели средств, пытаясь хоть как-то выразить признательность за благодатную помощь, исходившую от нее, по числу многих подвесок-подарков можно судить о том, как много людей, веривших в ее чудесную помощь, получали просимое.


Лето 1770 года выдалось засушливым. Весна тоже началась засухой. Жители города Ялуторовска обратились с прошением к епархиальному начальству, и Ялуторовское духовное правление постановило в 1771 году принести икону 14 сентября, а в будущем приносить ее  в первое воскресенье Петрова поста. В следующем 1772 году, когда святая икона была поднята из Суерки в девятую пятницу после Пасхи, пошел сильный дождь, про-длившийся трое суток. От этого дождя хлеба и травы, к радости жителей, ожили. С тех пор на девятую пятницу в Суерку собирались тысячи паломников. Вот как встречали чудотворный образ Божией Матери у деревни Памятной Ялуторовского района: «На берегу от деревни Памятной бывает множество всякого пола, возраста и звания народа и многие с возженными в руках свечами. Все  с молитвою на устах ожидают приближение святыни. При вечерней заре величественна картина немого ожидания; священны и торжественны эти минуты. Лишь только икона ступит на берег, как усердствующие с благоговением стараются, кто приложиться к ней, кто взять ее на свои руки, и смена при несении святой иконы одних другими продолжается до самой часовни беспрерывно». В Ялуторовске икона находилась нередко на протяжении двух седмиц: в Вознесенской церкви и Сретенском соборе. По просьбе жителей служились молебны перед чудотворным образом в их домах. Возвращалась икона в Суерку обычно через Заводоуковск, а иногда доносили ее вплоть до Юргинского.


В 1901 году в Суерке было получено разрешение на строительство храма на месте старой кладбищенской церкви, поскольку берег, где стояла двухэтажная, размывался, и церковь могла от этого пострадать. Строился новый храм на средства прихожан, в том числе и купечества, освящен был  в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского.


Он стал красивейшим памятником архитектуры начала XIX века: высота колокольни – 29 метров, точеный иконостас покрыт сусальным золотом, стены украшены фресками.


В 30е годы прошлого столетия, в годы жестоких репрессий были высланы из села и расстреляны два священника, здесь служившие. Среди репрессированных служителей церкви с. Суерка – дьякон Александр Николаевич Пономарев, 1876 г. р. Арестован в 1937 году. Осужден тройкой Омского УНКВД 29.10.1937 г. Расстрелян в г. Тюмени 20.03.1938 г. В с. Суерке в семье священника Николая Лапина родился ставший впоследствии епископом Евфимий Лапин. Выпускник Тобольской духовной семинарии, он также подвергся репрессиям в тридцатые годы.


Во время Великой Отечественной войны церковь закрыли, в ней хранили зерно. Чудотворную икону Божией Матери перенесли в Ялуторовск, в Успенско-Никольский храм. Ее возвращение в родную Суерку сопровождалось событиями, уже ставшими легендой. Кстати, впервые об этих событиях рассказала в 2004 году газета «Тюменская область сегодня»:


«Засушливой весной, когда в Упоровском районе пожары полыхали со всех сторон, особенная угроза возникла для деревни Старая Шадрина. Ее окружало пламя пожара, пришедшего сюда со стороны села Чимеево Курганской области. Подобная история происходила сто пятьдесят четыре года назад. Тогда спасительницей деревни стала Смоленско-Суерская чудотворная икона Божией Матери, которую по просьбе населения пустили по реке на пароме. Едва это случилось – ветер утих, пожар прекратился. Но  и полтора века спустя, несмотря на большие технические возможности, не было силы, способной усмирить стихию. Суерские прихожане обратились с просьбой к протоиерею Сергию Швалеву, благочинному, который в это время исполнял обязанности настоятеля храма преподобного Серафима Саровского, и по благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского, Суерская икона была с молитвой поднята в Успенско-Никольском храме города Ялуторовска. В Ялуторовске служили молебен – в Шадриной боролись со стихией. И так же, как когда-то, ветер вновь изменил направление. Когда икона прибыла в деревню, главная угроза осталась позади. Вместе с местными жителями и рабочими лесхоза, работниками службы ГО  и ЧС протоиерей Сергий Швалев и иерей Георгий Санников, настоятель Успенско-Никольского храма г. Ялуторовска отслужили молебен. Облегченно вздохнули люди, следом на отдых потянулась усталая техника».


С тех пор чудотворная икона Божией Матери находится в храме Серафима Саровского. В девятую пятницу после Пасхи сюда приезжают паломники из городов и сел нашей области.


Век нынешний и век минувший


Прошлое и настоящее тесно переплелись в жизни этого удивительного села. Не миновала его ни братоубийственная гражданская, напоминанием о которой стоит у дороги белый обелиск, ни Великая Отечественная. В сороковые-роковые 160 детей из блокадного Ленинграда нашло здесь приют. Вот как об этом вспоминает жительница Санкт-Петербурга Нирса Павловна Антонова: «Привезли нас  в теплый дом  с чистыми постелями, вымыли в бане, накормили обедом. Местные жители окружили заботой и вниманием, даже из других деревень привозили нам лакомства: бруснику, мед, шаньги, яйца. Наши малыши из бледных дистрофиков постепенно стали превращаться в веселых шалунов…»


Дружба между Ленинградом и Суеркой сохранилась и по сей день. Летом прошлого года ленинградцы вновь побывали в здешних краях.


…По-прежнему утопают в цвету черемухи по весне опустевшие больничные корпуса, в одном из которых находился роддом. Там появлялись на белый свет те, кто потом осваивал Тюменский север, строил гидроэлектростанции на Ангаре. Кто стал хлеборобом, педагогом, медиком, ученым, военным, инженером, журналистом. Одни живут теперь вдалеке, другие возвращаются домой спустя годы, третьи никогда его не покидали. Для их малой родины, селу, которому 10 июля исполняется 400 лет, все они – любимые дети. Назвать каждого – газеты не хватит. Есть у Суерки собственный чемпион мира – спортсмен-гиревик Владимир Дубровин, воспитанник своего отца – тренера Юрия. Сегодняшний глава поселения – кандидат сельскохозяйственных наук Виктор Полков, житель соседней деревни Старой Шадриной. Той самой, которая была спасена от пожара Суерско-Смоленской иконой. Кстати, заседание Думы, на котором его избрали, тоже пришлось на день празднования Смоленской.


В Суерке родился и вырос генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Земляки с благодарностью говорят о нем – ведь именно на средства, пожертвованные им, восстановлен храм. Храм, где он крестился в детстве, храм, рядом с которым на сельском погосте похоронен его отец. В селе, где до сих пор живет его мама.


В веке нынешнем на территории Суерского сельского поселения нет крупных предприятий. Но живет и здравствует ООО «Круиз», занимаясь в основном переработкой древесины. Часть сельскохозяйственных угодий принадлежит агрофирме КРиММ, часть – ООО «Тобол» и ООО «Стерх».


Суерка в свои 400 лет – село многонациональное: немцы, казахи, белорусы, украинцы, русские встретят день рождения села как свой собственный.


Фото автора, Александра АНТИПИНА и из архива Суерской сельской администрации


[gallery columns="7"]
Автор фото: Фото автора, Александра АНТИПИНА и из архива Суерской сельской администрации

июля селу Суерка Упоровского района Тюменской области исполняется 400 лет

10 июля селу Суерка Упоровского района Тюменской области исполняется 400 лет

Тихая малая Родина. Она у меня есть – и в этом мое спасение. Проходят годы, десятилетия. Меняет русло Тобол, стареют раскидистые ивы, полоска песчаного берега, где загорает детвора, становится все уже от занимаемой им юной поросли тальника. Меняют облик ее улицы, меняются лица. Но она все та же.


Преданья старины глубокой


Суерка возникла как один из острогов на крутом берегу реки Тобол, построенных беломестными (строевыми, освобожденными от податей) казаками. Название острогу дали по имени небольшой реки Суерь, протекающей неподалеку, в Курганской области. Вслед за казаками шли переселенцы из России. По имени одного из них, Осипа Николаевича Давыдова, пришедшего сюда из Великого Устюга, село долгие годы называлось еще  и Осиповой.


Суерка еще  в девятнадцатом веке являлась волостным селом, до тридцатых годов прошлого столетия оставалась районным центром. В Суерский район входило ни много ни мало 18 сельсоветов. Оно  и неудивительно – здесь проходил Сибирский тракт. По нему до открытия железной дороги шли обозы из европейской части России в Сибирь. Суерка славилась своими ярмарками, которые проходили четыре раза в год. Оренбургские пуховые платки, знаменитый китайский шелк, грибы, клюква, орехи, рыба – откуда только не везли товар… Свои промысловики-ремесленники непременно в них участвовали: кожи и валенки-самокаты, самотканые ковры, кружева и многое другое. Село считалось богатым: земская управа, три каменных купеческих дома, своя чайная и кондитерская. Знаменитые ярмарки собирали тысячи людей.


Но более всего село известно своей Покровительницей.


Чудо Тюменской области


Такое звание чудотворная Суерско-Смоленская икона Божией Матери получила в прошлом году по итогам зрительского голосования, участвуя в фестивале телекомпании «Регион-Тюмень».


Ее история восходит к первой половине восемнадцатого века.


11 марта 1733 года священнослужители Павел и Тимофей Васильевы от имени прихожан обращаются к архипастырю с просьбой разрешить в Суерке строительство церкви с двумя престолами: главным, «во имя Богородицы нарицаемыя Ея чудотворныя иконы Смоленския, а второй предел во имя святителей Александрийских. На второе прошение грамотой повелевалось, если прежняя церковь обветшала, заложить церковь с двумя престолами и «строение ея совершить не вящее единолетняго времени». «Единолетно», то есть в одно лето, как было указано в грамоте, храм не устроился. Заложен он 9 мая 1733 года и освящен 25 сентября 1736 года.


Это первое упоминание о Суерской чудотворной иконе Божией Матери.


Тогда в этих краях свирепствовала моровая язва. По преданию, одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать Смоленскую икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что  и было сделано затворником-иеромонахом Макарием.


По написании икону принесли в Суерку, после отслуженного перед нею молебна бедствия прекратились.


Икона была украшена серебряной ризой и драгоценными камнями. Благодарные прихожане не жалели средств, пытаясь хоть как-то выразить признательность за благодатную помощь, исходившую от нее, по числу многих подвесок-подарков можно судить о том, как много людей, веривших в ее чудесную помощь, получали просимое.


Лето 1770 года выдалось засушливым. Весна тоже началась засухой. Жители города Ялуторовска обратились с прошением к епархиальному начальству, и Ялуторовское духовное правление постановило в 1771 году принести икону 14 сентября, а в будущем приносить ее  в первое воскресенье Петрова поста. В следующем 1772 году, когда святая икона была поднята из Суерки в девятую пятницу после Пасхи, пошел сильный дождь, про-длившийся трое суток. От этого дождя хлеба и травы, к радости жителей, ожили. С тех пор на девятую пятницу в Суерку собирались тысячи паломников. Вот как встречали чудотворный образ Божией Матери у деревни Памятной Ялуторовского района: «На берегу от деревни Памятной бывает множество всякого пола, возраста и звания народа и многие с возженными в руках свечами. Все  с молитвою на устах ожидают приближение святыни. При вечерней заре величественна картина немого ожидания; священны и торжественны эти минуты. Лишь только икона ступит на берег, как усердствующие с благоговением стараются, кто приложиться к ней, кто взять ее на свои руки, и смена при несении святой иконы одних другими продолжается до самой часовни беспрерывно». В Ялуторовске икона находилась нередко на протяжении двух седмиц: в Вознесенской церкви и Сретенском соборе. По просьбе жителей служились молебны перед чудотворным образом в их домах. Возвращалась икона в Суерку обычно через Заводоуковск, а иногда доносили ее вплоть до Юргинского.


В 1901 году в Суерке было получено разрешение на строительство храма на месте старой кладбищенской церкви, поскольку берег, где стояла двухэтажная, размывался, и церковь могла от этого пострадать. Строился новый храм на средства прихожан, в том числе и купечества, освящен был  в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского.


Он стал красивейшим памятником архитектуры начала XIX века: высота колокольни – 29 метров, точеный иконостас покрыт сусальным золотом, стены украшены фресками.


В 30е годы прошлого столетия, в годы жестоких репрессий были высланы из села и расстреляны два священника, здесь служившие. Среди репрессированных служителей церкви с. Суерка – дьякон Александр Николаевич Пономарев, 1876 г. р. Арестован в 1937 году. Осужден тройкой Омского УНКВД 29.10.1937 г. Расстрелян в г. Тюмени 20.03.1938 г. В с. Суерке в семье священника Николая Лапина родился ставший впоследствии епископом Евфимий Лапин. Выпускник Тобольской духовной семинарии, он также подвергся репрессиям в тридцатые годы.


Во время Великой Отечественной войны церковь закрыли, в ней хранили зерно. Чудотворную икону Божией Матери перенесли в Ялуторовск, в Успенско-Никольский храм. Ее возвращение в родную Суерку сопровождалось событиями, уже ставшими легендой. Кстати, впервые об этих событиях рассказала в 2004 году газета «Тюменская область сегодня»:


«Засушливой весной, когда в Упоровском районе пожары полыхали со всех сторон, особенная угроза возникла для деревни Старая Шадрина. Ее окружало пламя пожара, пришедшего сюда со стороны села Чимеево Курганской области. Подобная история происходила сто пятьдесят четыре года назад. Тогда спасительницей деревни стала Смоленско-Суерская чудотворная икона Божией Матери, которую по просьбе населения пустили по реке на пароме. Едва это случилось – ветер утих, пожар прекратился. Но  и полтора века спустя, несмотря на большие технические возможности, не было силы, способной усмирить стихию. Суерские прихожане обратились с просьбой к протоиерею Сергию Швалеву, благочинному, который в это время исполнял обязанности настоятеля храма преподобного Серафима Саровского, и по благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского, Суерская икона была с молитвой поднята в Успенско-Никольском храме города Ялуторовска. В Ялуторовске служили молебен – в Шадриной боролись со стихией. И так же, как когда-то, ветер вновь изменил направление. Когда икона прибыла в деревню, главная угроза осталась позади. Вместе с местными жителями и рабочими лесхоза, работниками службы ГО  и ЧС протоиерей Сергий Швалев и иерей Георгий Санников, настоятель Успенско-Никольского храма г. Ялуторовска отслужили молебен. Облегченно вздохнули люди, следом на отдых потянулась усталая техника».


С тех пор чудотворная икона Божией Матери находится в храме Серафима Саровского. В девятую пятницу после Пасхи сюда приезжают паломники из городов и сел нашей области.


Век нынешний и век минувший


Прошлое и настоящее тесно переплелись в жизни этого удивительного села. Не миновала его ни братоубийственная гражданская, напоминанием о которой стоит у дороги белый обелиск, ни Великая Отечественная. В сороковые-роковые 160 детей из блокадного Ленинграда нашло здесь приют. Вот как об этом вспоминает жительница Санкт-Петербурга Нирса Павловна Антонова: «Привезли нас  в теплый дом  с чистыми постелями, вымыли в бане, накормили обедом. Местные жители окружили заботой и вниманием, даже из других деревень привозили нам лакомства: бруснику, мед, шаньги, яйца. Наши малыши из бледных дистрофиков постепенно стали превращаться в веселых шалунов…»


Дружба между Ленинградом и Суеркой сохранилась и по сей день. Летом прошлого года ленинградцы вновь побывали в здешних краях.


…По-прежнему утопают в цвету черемухи по весне опустевшие больничные корпуса, в одном из которых находился роддом. Там появлялись на белый свет те, кто потом осваивал Тюменский север, строил гидроэлектростанции на Ангаре. Кто стал хлеборобом, педагогом, медиком, ученым, военным, инженером, журналистом. Одни живут теперь вдалеке, другие возвращаются домой спустя годы, третьи никогда его не покидали. Для их малой родины, селу, которому 10 июля исполняется 400 лет, все они – любимые дети. Назвать каждого – газеты не хватит. Есть у Суерки собственный чемпион мира – спортсмен-гиревик Владимир Дубровин, воспитанник своего отца – тренера Юрия. Сегодняшний глава поселения – кандидат сельскохозяйственных наук Виктор Полков, житель соседней деревни Старой Шадриной. Той самой, которая была спасена от пожара Суерско-Смоленской иконой. Кстати, заседание Думы, на котором его избрали, тоже пришлось на день празднования Смоленской.


В Суерке родился и вырос генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Земляки с благодарностью говорят о нем – ведь именно на средства, пожертвованные им, восстановлен храм. Храм, где он крестился в детстве, храм, рядом с которым на сельском погосте похоронен его отец. В селе, где до сих пор живет его мама.


В веке нынешнем на территории Суерского сельского поселения нет крупных предприятий. Но живет и здравствует ООО «Круиз», занимаясь в основном переработкой древесины. Часть сельскохозяйственных угодий принадлежит агрофирме КРиММ, часть – ООО «Тобол» и ООО «Стерх».


Суерка в свои 400 лет – село многонациональное: немцы, казахи, белорусы, украинцы, русские встретят день рождения села как свой собственный.


Фото автора, Александра АНТИПИНА и из архива Суерской сельской администрации


[gallery columns="7"]
Автор фото: Фото автора, Александра АНТИПИНА и из архива Суерской сельской администрации


В Тюмени состоится «Ночь конторы»: выставка, киноклуб, гаражная распродажа и перформанс

03 мая

В Викуловском районе зафиксирован рекордный подъем реки Ишим

03 мая