Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Добро способно тягаться со злом

Слушать новость
Добро способно тягаться со злом. .

Статья «Плоды 90-х, или Школьный вальс XXI века» (№ 82 за 13 мая 2010 г.) вызвала интерес у читателей. И неудивительно: школа — тот самый социальный институт, через который проходят все. Ее часто называют «срезом жизни». С этим нетрудно согласиться, когда речь идет о реальном образовательном учреждении. Но «срез», предложенный в недавно показанном по Первому каналу фильме «Школа» режиссера Валерии Гай Германики, у многих вызвал протест. Перед вами — размышления педагога со стажем.


Хочу поделиться некоторыми своими впечатлениями о сериале. Начну с того, что во многом согласна с автором статьи Людмилой Филатовой, которая предполагает, что обилие нагнетенного в фильме негатива — употребление алкоголя, скандалы, драки, «школьная» беременность, ненормативная лексика — можно было бы объяснить намерением режиссера поднять все эти проблемы разом, на примере одной школы, и даже вызвать у зрителя ошеломляющее чувство абсурдности.


Оно и возникло!


И вывод автора статьи не лишен смысла: «У таких взрослых — такие и дети...» А кто эти «взрослые»? Это — мы с вами... Задевает? Да, конечно, ведь речь — о нашем обществе, времени, эпохе. Оттого и столько различных откликов, мнений. Но мне кажется, стоит обсуждать не сам фильм, а поднятые в нем проблемы.


Семья и школа


Окружающие взрослые во многом формируют характер и личность любого ребенка, тем более подростка. Но я согласна и с директором школы № 70 г. Тюмени Лидией Русаковой: фильм учит детей, особенно тех, кто не утруждает себя усвоением учебных программ, заниматься безобразиями, что показаны в фильме. Если из серии в серию акцентировать негатив, то из трехсот детей всегда отыщется десяток-два для повторения «экспериментов».


Уже сейчас дети, по возрасту — ученики 4—5-х классов, прячутся за остановкой, закуривая. А ученики постарше даже и не прячутся. Спокойно курят, ожидая автобус...


Может, равнодушны окружа-ющие? В том-то и дело, что нет! Они делают замечания, стыдят, увещевают... Но кто они данному курящему или пьющему пиво подростку? Никто. Чужие дяденьки и тетеньки, которых можно игнорировать!


А дома? Неужели не замечают? Подростки уверены, что нет. Пришел домой, руки вымыл, зубы почистил — и назиданий нет. Когда классный руководитель говорит о факте курения родителям, те удивляются так, будто им сообщают, что их ребенок — инопланетянин...


Можно закрыть глаза и не видеть эту проблему. Ведь не все же ученики такие! Причем многие курят и пьют пиво не в школе! Видимость приличия, благополучия соблюдается. Но кто при таком отношении в выигрыше? Педагоги? Нет. Родители? Нет. Может, сами дети? Тоже нет. Напротив, они оказываются самыми уязвимыми: и здоровье может пострадать, и физиологические процессы растущего организма, и зрение...


Так, значит, говорить об этом надо? Несомненно.


Сейчас по большому счету воспитывает семья, а школа — учит. Но никогда эти процессы искусственно разделить не удастся. И школа будет воспитывать, и семья, хочет или не хочет, будет обучать. Пусть не дробям и переносу слов, но ответственному отношению к учебе, к поручениям; дисциплине, желанию читать, посещать факультативы, спортзал; учить подростка вести трезвый и здоровый образ жизни и многому другому.


Семья и школа должны быть в «одной упряжке». В первый класс ученик поступает, воспитанный семьей и, как правило, детским садом. Он находится в коллективе и в стенах школы всего четыре часа, намного меньше, чем в детском саду. Остальное время, чтобы ребенок не был предоставлен самому себе и улице, его должна воспитывать, наблюдать, чему-либо обучать семья. Это очень важно, чтобы ребенок с первого класса не оставался один большую часть дня. Поэтому воспитание, особенно семейное, должно стоять на первом месте.


«Жгучие» вопросы


Положительный аспект полного негативных ситуаций фильма хотя бы в том, что он напугал: «О, ужас! Да полно! У нас такого нет! А если и есть, так это единичные случаи, о которых не стоит говорить «с высоких трибун»... Все эти проб-лемы искусственно придуманы, а главное — нетипичны...»


Примерно так мы стараемся сгладить острые вопросы из боязни потерять авторитет школы, коллектива. Нам ведь, чтобы обсудить эти жгучие вопросы, нужно понятие «типичности».


А как в жизни? Родила ученица 9-го или 10-го класса ребенка... ЧП? Кажется, да... Но в некоторых школах относятся к этому иначе. «Ну уж нет! Просто частный случай. Это для родителей пусть будет ЧП! Ведь школа не раз предупреждала их, что у девочки ослаблен интерес к учебе, а гуляет — много, и с сигаретой ее увидеть — не редкость. Не вняли родители предупреждению».


Другой подобный случай — вообще загадка и для родителей, и для педагогов. Девочка серьезная, могла стать медалисткой, родители порядочные. Что же ее заставило так рано стать мамой?


Хорошо, если это просто ранняя любовь, с настоящим обоюдным желанием создать семью, быть всегда вместе — и в беде и в радости, укрепляя в трудностях свои чувства. И правильно, если в школе о такой паре говорят не «к стыду нашему...», а «к сожалению, рановато они решили создать семью...»


Если проявилась ранняя любовь, тут горя нет. Когда есть любовь, мы можем подосадовать, что мало еще лет молодым, что трудности возникнут в приобретении жилья, что не успели приобрести профессию... Но молодой папа решил поработать, пока ребенок подрастет. А учиться можно и позже, заочно, лишь бы любовь жила... И в такой ситуации взрослым остается лишь порадоваться созданию новой семьи, помочь по возможности окончить школу, а родителям — помочь становлению новой семьи, в воспитании ребеночка.


Вот если ребенок — результат необдуманного секса, и это в школе не первый случай, тогда уже проблема. Тогда тем более надо вести в старших классах беседы о том, что ребенок, рожденный без глубокой любви, чаще растет крикливым, нервным, легко возбудимым, даже агрессивным, позже плохо уживается в коллективе, часто ссорится со сверстниками, обижается, плачет, болеет. Неприятности преследуют в таких семьях и пап, и мам.


Мы разучились хвалить


И это проблема не одной семьи, а всего общества, государства в целом, включая депутатов. Они тоже должны думать, что сделать, чтобы всем было интересно учиться в школе. Конечно, учителя внедряют свои новшества, но этого мало. Учебники написаны «заумным» языком, не сразу разберешься, мало объяснений...


Шла как-то по телевидению передача о подготовке к ЕГЭ. Слышу из кухни, как одна родительница говорит:


— Стала я проверять, выучил сын вопросы или нет. Искала ответы, темы в учебнике, перелистала его и бросила. Полезла на антресоли, достала учебник, по которому сама училась, быстро нашла то, что нужно, прочла вслух, и даже объяснять не пришлось: сын сказал, что все понял...


Так зачем обновляют учебники, создают множество их вариантов?


Лучше бы в прежних учебниках, если уж те устарели, привели новые примеры, и достаточно. Совершенствование учебников — дело необходимое. Но надо сделать их простыми для усвоения, высоко эстетичными и научными по оформлению и содержанию, легкими для быстрого запоминания, доступными по цене. То есть этой проблемой надо заниматься. Тогда дети будут думать не о том, чтобы купить пива и сигарет, а о том, кто больше решит уравнений, задач и упражнений.


Проблем в школе много. Но это не значит, что там все так плохо. Хочется согласиться в итоге с теми, кто говорит: «Стоп! Есть же и хорошее! И его гораздо больше!» Дети с первых классов принимают участие в конкурсах — музыкальных, кружков по интересам, занимают призовые места на олимпиадах, пишут интересные сочинения, вносят много новых идей.


Мы немножко разучились хвалить детей и говорить о хорошем. Мы даже начинаем скучать, если говорим о достижениях. Почему?! Даже в таком маленьком селе, как Мальково, силами коллектива и родителей делается для ребят много полезного, результативного.


Да, и в этой школе есть прогульщики, хулиганы, есть свои проблемы. Но то и настораживает, когда видим фильм о школе со множеством негативных сюжетов: ощущается «подвох», подрывающий авторитет школы. Но не надо отчаиваться! Не надо обижаться. На такие фильмы надо смотреть как на прививку, которая дает нам иммунитет. Если ребенок получает за свой особенный, внеурочный труд награду и, как наш Кирилл Плотников, встречается с руководителями страны, то это, безусловно, окажет на него такое влияние, что хоть десяток раз прокрути перед ним фильм, подобный обсуждаемому, он останется чист, потому что добро имеет такую силу, что может легко потягаться со злом, вызывая в душе человека неприятие зла.


Все же предпочтительнее говорить о добром, хорошем. И писать о детях — умниках и умницах. Ребенку приятно прочесть о своей школе, увидеть в какой-то строчке свою фамилию, он чаще будет «заглядывать» в газету, а главное, будет больше стараться, стремиться к новым успехам. Школа — умница, труженица, и этого не отнять.


Но уж если он есть, этот фильм, и раз подобные факты, пусть не повсеместно, но имеются, что ж, воспримем тогда «острые» вопросы как импульс еще активнее бороться за души наших ребятишек, за поворот всех детей к свету, солнцу, теплу. Они такие талантливые, умные, хотя и ершистые, неуемные, непоседливые, но способные воспринимать своей развивающейся душой много хорошего из жизни, делать рациональные выводы, заниматься творчеством, стремиться к своим целям и преодолевать трудности!


От редакции: Уважаемые читатели! Педагоги, родители и школьники! Поделитесь своими мыслями о современной школе, о том, что вас в ней не устраивает и какой вы хотели бы ее видеть. Ждем ваших писем.


Нина ВЕРКУЛЕЕВА, бывший педагог школы, ветеран труда, с. Мальково, Тюменский район


Статья «Плоды 90-х, или Школьный вальс XXI века» (№ 82 за 13 мая 2010 г.) вызвала интерес у читателей. И неудивительно: школа — тот самый социальный институт, через который проходят все. Ее часто называют «срезом жизни». С этим нетрудно согласиться, когда речь идет о реальном образовательном учреждении. Но «срез», предложенный в недавно показанном по Первому каналу фильме «Школа» режиссера Валерии Гай Германики, у многих вызвал протест. Перед вами — размышления педагога со стажем.


Хочу поделиться некоторыми своими впечатлениями о сериале. Начну с того, что во многом согласна с автором статьи Людмилой Филатовой, которая предполагает, что обилие нагнетенного в фильме негатива — употребление алкоголя, скандалы, драки, «школьная» беременность, ненормативная лексика — можно было бы объяснить намерением режиссера поднять все эти проблемы разом, на примере одной школы, и даже вызвать у зрителя ошеломляющее чувство абсурдности.


Оно и возникло!


И вывод автора статьи не лишен смысла: «У таких взрослых — такие и дети...» А кто эти «взрослые»? Это — мы с вами... Задевает? Да, конечно, ведь речь — о нашем обществе, времени, эпохе. Оттого и столько различных откликов, мнений. Но мне кажется, стоит обсуждать не сам фильм, а поднятые в нем проблемы.


Семья и школа


Окружающие взрослые во многом формируют характер и личность любого ребенка, тем более подростка. Но я согласна и с директором школы № 70 г. Тюмени Лидией Русаковой: фильм учит детей, особенно тех, кто не утруждает себя усвоением учебных программ, заниматься безобразиями, что показаны в фильме. Если из серии в серию акцентировать негатив, то из трехсот детей всегда отыщется десяток-два для повторения «экспериментов».


Уже сейчас дети, по возрасту — ученики 4—5-х классов, прячутся за остановкой, закуривая. А ученики постарше даже и не прячутся. Спокойно курят, ожидая автобус...


Может, равнодушны окружа-ющие? В том-то и дело, что нет! Они делают замечания, стыдят, увещевают... Но кто они данному курящему или пьющему пиво подростку? Никто. Чужие дяденьки и тетеньки, которых можно игнорировать!


А дома? Неужели не замечают? Подростки уверены, что нет. Пришел домой, руки вымыл, зубы почистил — и назиданий нет. Когда классный руководитель говорит о факте курения родителям, те удивляются так, будто им сообщают, что их ребенок — инопланетянин...


Можно закрыть глаза и не видеть эту проблему. Ведь не все же ученики такие! Причем многие курят и пьют пиво не в школе! Видимость приличия, благополучия соблюдается. Но кто при таком отношении в выигрыше? Педагоги? Нет. Родители? Нет. Может, сами дети? Тоже нет. Напротив, они оказываются самыми уязвимыми: и здоровье может пострадать, и физиологические процессы растущего организма, и зрение...


Так, значит, говорить об этом надо? Несомненно.


Сейчас по большому счету воспитывает семья, а школа — учит. Но никогда эти процессы искусственно разделить не удастся. И школа будет воспитывать, и семья, хочет или не хочет, будет обучать. Пусть не дробям и переносу слов, но ответственному отношению к учебе, к поручениям; дисциплине, желанию читать, посещать факультативы, спортзал; учить подростка вести трезвый и здоровый образ жизни и многому другому.


Семья и школа должны быть в «одной упряжке». В первый класс ученик поступает, воспитанный семьей и, как правило, детским садом. Он находится в коллективе и в стенах школы всего четыре часа, намного меньше, чем в детском саду. Остальное время, чтобы ребенок не был предоставлен самому себе и улице, его должна воспитывать, наблюдать, чему-либо обучать семья. Это очень важно, чтобы ребенок с первого класса не оставался один большую часть дня. Поэтому воспитание, особенно семейное, должно стоять на первом месте.


«Жгучие» вопросы


Положительный аспект полного негативных ситуаций фильма хотя бы в том, что он напугал: «О, ужас! Да полно! У нас такого нет! А если и есть, так это единичные случаи, о которых не стоит говорить «с высоких трибун»... Все эти проб-лемы искусственно придуманы, а главное — нетипичны...»


Примерно так мы стараемся сгладить острые вопросы из боязни потерять авторитет школы, коллектива. Нам ведь, чтобы обсудить эти жгучие вопросы, нужно понятие «типичности».


А как в жизни? Родила ученица 9-го или 10-го класса ребенка... ЧП? Кажется, да... Но в некоторых школах относятся к этому иначе. «Ну уж нет! Просто частный случай. Это для родителей пусть будет ЧП! Ведь школа не раз предупреждала их, что у девочки ослаблен интерес к учебе, а гуляет — много, и с сигаретой ее увидеть — не редкость. Не вняли родители предупреждению».


Другой подобный случай — вообще загадка и для родителей, и для педагогов. Девочка серьезная, могла стать медалисткой, родители порядочные. Что же ее заставило так рано стать мамой?


Хорошо, если это просто ранняя любовь, с настоящим обоюдным желанием создать семью, быть всегда вместе — и в беде и в радости, укрепляя в трудностях свои чувства. И правильно, если в школе о такой паре говорят не «к стыду нашему...», а «к сожалению, рановато они решили создать семью...»


Если проявилась ранняя любовь, тут горя нет. Когда есть любовь, мы можем подосадовать, что мало еще лет молодым, что трудности возникнут в приобретении жилья, что не успели приобрести профессию... Но молодой папа решил поработать, пока ребенок подрастет. А учиться можно и позже, заочно, лишь бы любовь жила... И в такой ситуации взрослым остается лишь порадоваться созданию новой семьи, помочь по возможности окончить школу, а родителям — помочь становлению новой семьи, в воспитании ребеночка.


Вот если ребенок — результат необдуманного секса, и это в школе не первый случай, тогда уже проблема. Тогда тем более надо вести в старших классах беседы о том, что ребенок, рожденный без глубокой любви, чаще растет крикливым, нервным, легко возбудимым, даже агрессивным, позже плохо уживается в коллективе, часто ссорится со сверстниками, обижается, плачет, болеет. Неприятности преследуют в таких семьях и пап, и мам.


Мы разучились хвалить


И это проблема не одной семьи, а всего общества, государства в целом, включая депутатов. Они тоже должны думать, что сделать, чтобы всем было интересно учиться в школе. Конечно, учителя внедряют свои новшества, но этого мало. Учебники написаны «заумным» языком, не сразу разберешься, мало объяснений...


Шла как-то по телевидению передача о подготовке к ЕГЭ. Слышу из кухни, как одна родительница говорит:


— Стала я проверять, выучил сын вопросы или нет. Искала ответы, темы в учебнике, перелистала его и бросила. Полезла на антресоли, достала учебник, по которому сама училась, быстро нашла то, что нужно, прочла вслух, и даже объяснять не пришлось: сын сказал, что все понял...


Так зачем обновляют учебники, создают множество их вариантов?


Лучше бы в прежних учебниках, если уж те устарели, привели новые примеры, и достаточно. Совершенствование учебников — дело необходимое. Но надо сделать их простыми для усвоения, высоко эстетичными и научными по оформлению и содержанию, легкими для быстрого запоминания, доступными по цене. То есть этой проблемой надо заниматься. Тогда дети будут думать не о том, чтобы купить пива и сигарет, а о том, кто больше решит уравнений, задач и упражнений.


Проблем в школе много. Но это не значит, что там все так плохо. Хочется согласиться в итоге с теми, кто говорит: «Стоп! Есть же и хорошее! И его гораздо больше!» Дети с первых классов принимают участие в конкурсах — музыкальных, кружков по интересам, занимают призовые места на олимпиадах, пишут интересные сочинения, вносят много новых идей.


Мы немножко разучились хвалить детей и говорить о хорошем. Мы даже начинаем скучать, если говорим о достижениях. Почему?! Даже в таком маленьком селе, как Мальково, силами коллектива и родителей делается для ребят много полезного, результативного.


Да, и в этой школе есть прогульщики, хулиганы, есть свои проблемы. Но то и настораживает, когда видим фильм о школе со множеством негативных сюжетов: ощущается «подвох», подрывающий авторитет школы. Но не надо отчаиваться! Не надо обижаться. На такие фильмы надо смотреть как на прививку, которая дает нам иммунитет. Если ребенок получает за свой особенный, внеурочный труд награду и, как наш Кирилл Плотников, встречается с руководителями страны, то это, безусловно, окажет на него такое влияние, что хоть десяток раз прокрути перед ним фильм, подобный обсуждаемому, он останется чист, потому что добро имеет такую силу, что может легко потягаться со злом, вызывая в душе человека неприятие зла.


Все же предпочтительнее говорить о добром, хорошем. И писать о детях — умниках и умницах. Ребенку приятно прочесть о своей школе, увидеть в какой-то строчке свою фамилию, он чаще будет «заглядывать» в газету, а главное, будет больше стараться, стремиться к новым успехам. Школа — умница, труженица, и этого не отнять.


Но уж если он есть, этот фильм, и раз подобные факты, пусть не повсеместно, но имеются, что ж, воспримем тогда «острые» вопросы как импульс еще активнее бороться за души наших ребятишек, за поворот всех детей к свету, солнцу, теплу. Они такие талантливые, умные, хотя и ершистые, неуемные, непоседливые, но способные воспринимать своей развивающейся душой много хорошего из жизни, делать рациональные выводы, заниматься творчеством, стремиться к своим целям и преодолевать трудности!


От редакции: Уважаемые читатели! Педагоги, родители и школьники! Поделитесь своими мыслями о современной школе, о том, что вас в ней не устраивает и какой вы хотели бы ее видеть. Ждем ваших писем.


Нина ВЕРКУЛЕЕВА, бывший педагог школы, ветеран труда, с. Мальково, Тюменский район




Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта