Как поддержать местного производителя?
Промежуточные итоги акции «Покупаем тюменское!» обсуждали на прошедшем в областном центре «круглом столе» представители торговли, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий региона.
В поисках компромисса
— Департамент информационной политики Тюменской области провел исследование о том, как повлияла на потребителей акция «Покупаем тюменское!», — отметил начальник управления по товарному рынку и услугам города Тюмени Анатолий Канов. — В итоге 92 процента опрошенных положительно оценило данный проект. Люди желали получать больше информации о продукции местных производителей. Например, старшее поколение доверяет качеству тюменского товара. Однако ему необходимы ориентиры, указывающие расположение местной продукции в крупных торговых сетях, ассортимент товаров в которых исчисляется десятками тысяч наименований. Поэтому специальные аншлаги, этикетки с символикой акции оказались весьма кстати.
Напомним, акция «Покупаем тюменское!» стартовала в ноябре прошлого года при поддержке областного правительства. Ее цель — стимулирование роста потребительского спроса на продукцию местных товаропроизводителей. За время проведения акции, благодаря консолидации организационных и информационных ресурсов, отмечен рост продаж продукции региональных производителей. Информирование населения о товаре велось посредством презентаций и дегустаций в магазинах сетевых компаний, размещения рекламных баннеров, публикации материалов в СМИ. Организовывались выезды представителей торговли на сельхозпредприятия. Сетевые компании смогли лично убедиться: в регионе есть хозяйствующие субъекты, способные производить и поставлять в заданных объемах качественную продукцию.
Второй этап проекта подразумевает активное участие непосредственно самих производителей. А именно: поставщики продукции будут предоставлять информацию о товаре, которая способна продвигать бренд на рынке. Ритейлеры в свою очередь разместят этот материал в торговых залах. Анатолий Канов также обратил внимание на обновление в магазинах плакатов, этикеток и другой промопродукции акции.
— Акция «Покупаем тюменское!» не только продвигает местные товары, но и играет важную социальную роль. Некоторое время назад сельхозпроизводители имели немало претензий к торговым сетям. Этот вопрос поставлен на контроль губернатора Владимира Якушева, — говорит руководитель ассоциации ритейла Тюменской области Мария Сутормина. — Торговые сети прикладывают максимум усилий для налаживания взаимовыгодных контактов с местными производителями. Необходимо соб-людение баланса интересов.
Ритейл готов поделиться с поставщиками секретами успешных продаж. Проведены семинары «Основные формы и методы продвижения товаров», цель которых — увеличение объемов сбыта. К чему и стремятся как производители продукции, так и ее продавцы. Однако наклеить этикетку с логотипом акции — как говорится, полдела. Главное, чтобы поставленный товар отвечал предъявляемым стандартам качества, соблюдались договоры его поставки (проще говоря, чтобы всегда был в наличии магазинов). В планах ритейлеров провести встречу, на которой поставщики смогли бы демонстрировать свою продукцию, предложить ее продегустировать всем желающим.
Кстати, о дегустации. Участники заседания отметили, что именно такая форма продвижения товара наиболее эффективно влияет на выбор потребителя. Однако далеко не все предприятия используют этот маркетинговый ход.
Знак качества
— Благодаря реализации акции «Покупаем тюменское!» объем продаж предприятий региона действительно увеличился, — подтверждает начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка по Тюменской области Андрей Пантелеев. — Потребители не просто получают качественный товар, но и проявляют патриотизм, поддерживая местных производителей. Но акция не может проводиться только за счет административного ресурса. Необходима инициатива и от самих производителей, торговли. Уверен, наступит момент, когда этот процесс станет самоокупаемым.
Уже не первый год в регионе проходит конкурс «Лучшие товары Тюменской области», который проводит управление лицензирования и регулирования потребительского рынка. С каждым годом возрастает количество участников и представляемых ими видов продукции и услуг. Если в 2002 году в конкурсе принимало участие 51 предприятие Тюменской области, то в 2009 — уже 90.
— Однако не все потребители проинформированы, что продукция именно этого производителя стала лауреатом или дипломантом конкурса, — продолжает Андрей Пантелеев. — В прошлом году разработан и зарегистрирован товарный знак качества. Победители конкурса вправе маркировать им предоставляемые товары и услуги на протяжении двух лет. Так покупатель будет знать лучших производителей. Поэтому конкурс и акция «Покупаем тюменское!» взаимодополняют друг друга, помогая продвинуть на рынке поставщиков местной продукции.
Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ