Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Избирком: на страже принципов народовластия

Слушать новость
Избирком: на страже принципов народовластия. .

12 июня исполняется двадцать лет со дня принятия Декларации о государственном суверенитете России. В разные годы по-разному называли этот день, но суть его осталась одна: он был и остается праздником народовластия.

Согласно Конституции Российской Федерации, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

В любом государстве необходим механизм обеспечения демократических выборов в органы власти. Одним из важнейших государственных институтов, обеспечивающих право граждан на свободные выборы, являются избирательные комиссии. В канун Дня России гостем клуба «От первого лица» стал председатель избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин.

------

✍ Александр Скорбенко:
– Для встречи есть несколько актуальных поводов: День России, предстоящее 15-летие областной избирательной комиссии. Кроме того, осенью состоятся выборы в органы представительной власти в ряд муниципалитетов Тюменской области. Первый вопрос: тяжело ли работать председателем областной избирательной комиссии?
Игорь Халин:

– Планирование избирательной кампании, ее развитие, предвыборная агитация, непосредственное голосование и подсчет результатов – все этапы выборов достаточно сложны. Иногда приходится работать почти сутки напролет.

✍ Александр Скорбенко:
– Для обывателей облизбирком – это место, куда привозят урны с бюллетенями, где ведется подсчет голосов... Но выборы проходят не часто. Что делают в облизбиркоме в перерывах между кампаниями?
Игорь Халин:

– Статья № 3 Конституции РФ говорит, что высшим непосредственным выражением народовластия является референдум и свободные выборы. Данными вопросами занимается целая система избирательных комиссий. Действительно, бытует мнение, что весь процесс голосования – опустить бюллетень в урну и написать протокол. Доходит до анекдотических случаев.

Рассказывают, будто один из жителей Тюмени позвонил в справочную службу и спросил номер телефона областной избирательной комиссии. На что диспетчер, не сдержавшись, ответила: какой телефон? Ведь выборов пока нет! Если говорить серьезно, то работы хватает и в межвыборный период. Развитие законодательства, политической жизни ставит много задач, которые необходимо разрешить. В электронной базе облизбиркома ведется регистр избирателей. Ежеквартально принимается финансовый отчет от политических партий. К концу 2010 года планируется принять закон о проведении мониторинга, позволяющего установить, как освещается деятельность парламентских партий на региональном уровне. Ни одно общественное объединение не должно быть ущемлено в своих правах. Кроме того, проводим учебу коллег из участковых территориальных комиссий, стараемся повысить правовую культуру избирателей, участвуем в законопроектной работе и работе Тюменской областной Думы, взаимодействуем с департаментами.

✍ Константин Елисеев:
– В каких взаимоотношениях находятся областная, территориальные и участковые избирательные комиссии?
Игорь Халин:

– Система работы четко налажена и закреплена в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан РФ», также в статьях №№ 13, 14 Избирательного кодекса, где говорится, что главная задача избирательных комиссий всех уровней – организация и подготовка выборов, защита и обеспечение избирательных прав граждан. Если говорить о системе, то существует Центральная избирательная комиссия, в состав которой по пять человек выдвигают президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации. Далее идут субъектные комиссии. Всего их 83, по количеству субъектов РФ. Они отвечают за проведение выборов на своей территории. Непосредственно им подчиняются территориальные избирательные. В Тюменской области их 29. Срок полномочий всех уровней комиссий – четыре года. Правда, принят законопроект, увеличивающий период полномочий до пяти лет.

В свою очередь, количество участковых комиссий обычно варьируется в зависимости от численности избирателей и от местонахождения  избирательных  участков. Например, на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2 декабря 2007 года сформировано 1 154 участковые комиссии. На выборах президента РФ 2 марта 2008 года – 1 148 комиссий. Выборы депутатов Тюменской областной Думы в марте 2007 года потребовали создания 1 136 участковых комиссий.

Система избирательных комиссий четко построена и в то же время является достаточно гибкой и способной к трансформации в соответствии с задачами. Так, полномочия участковой комиссии могут быть возложены на муниципальную, территориальную.

✍ Александр Скорбенко:
– Чем это вызвано?
Игорь Халин:

– Экономией, причем не только финансовых средств, но и кадрового, организационного ресурсов.   Коллеги на местах определяют, как в территориях  лучше выстроить данную систему. Зачем, например, создавать окружную комиссию, набирать двенадцать человек в ее состав, когда такой необходимости нет и с работой справится территориальная комиссия? Да, при этом увеличивается нагрузка на сотрудников комиссии, имеются технические, организационные особенности. Но тем не менее, повторю, данная система проверена на практике, она работает четко и при этом гибко трансформируется.

✍ Екатерина Семенова, депутат Государственной Думы РФ (Москва):
– Уважаемый Игорь Николаевич, добрый день! Мне хотелось бы поздравить вас и ваших коллег с замечательным днем – 15-летием избирательной комиссии Тюменской области.

Работа, которую вы выполняете, важна и для избирателей, и для страны, она достойна глубочайшего уважения. Желаю здоровья, успехов, всего самого доброго!

✍ Александр Скорбенко:
– Екатерина Юрьевна, как, на ваш взгляд из Москвы, смотрится тюменский облизбирком на фоне других регионов России?
Екатерина Семенова:
– Работаю в комиссии, которая собирает, к сожалению, не очень-то приятные новости по прошедшим в октябре и марте выборам, но хочу сказать, что к тюменскому облизбиркому нет претензий – он работает на высоком уровне благодаря тем усилиям, которые предпринимают Игорь Николаевич, его сотрудники и коллеги.
Игорь Халин:

– Спасибо за теплые слова, обязательно передам их коллегам.

✍ Александр Скорбенко:
– У вас большой коллектив?
Игорь Халин:

– Всего в областной избирательной комиссии работает 42 человека, в том числе в Тюмени – более десяти человек.

✍ Ольга Табанакова:
– Игорь Николаевич, вы  восемь лет являетесь председателем областной избирательной комиссии. Помните, как начинали работать на этом посту? Какие из состоявшихся выборных кампаний считаете наиболее сложными?
Игорь Халин:

– Честно скажу: вначале был определенный психологический шок, приходилось перестраиваться, так как ранее в течение восьми лет работал в органах прокуратуры. Затем был небольшой переходный период деятельности в банковской сфере и, наконец, судьба привела меня в областную избирательную комиссию, а с 2002 года я ее возглавил. Пришлось познакомиться с партийным строительством, выборным процессом, осваивать большой массив нормативного материала, документации. Хочу сказать большое спасибо за помощь коллегам, бывшему председателю областной избирательной комиссии Валерию Серкову, который в настоящее время возглавляет правовое управление Тюменской областной Думы.

Что касается избирательных кампаний, то у каждой «свое лицо» и свой характер, не могу сказать, что одна прошла проще, другая – сложнее. Особо отмечу кампании по выборам губернатора, депутатов областной Думы. Не менее сложными явились выборы депутатов по смешанной системе (по одномандатным округам и партийным спискам), мажоритарной и пропорциональной системе – были для нас внове, к тому же политические партии пока не доросли до уровня грамотного оформления юридической документации, имелись и кадровые проблемы.

Запомнились выборы депутатов Госдумы РФ по пропорциональной системе, когда не было депутатов-одномандатников, а в кампании участвовали только политические партии. Напомню о референдумах и муниципальной реформе в 2005 году, когда впервые в истории региона и страны избирательная комиссия области выступила в роли комиссии-референдума. Мы тогда провели около 260 референдумов сельских поселений и 12 в Уватском районе.

✍ Александр Скорбенко:
– Что вы могли бы сказать об активности избирателей?
Игорь Халин:

– Она зависит от характера самой избирательной кампании. Например, очень сложно проводить дополнительные выборы, как, например, в 2004 году. Тогда прошли довыборы депутата по 11-му избирательному округу, это часть города Сургута, Сургутский район, труднодоступная местность. Для проведения голосования членам участковой избирательной комиссии пришлось добираться на вертолете, лодке.

✍ Александр Скорбенко:
– Как относитесь к таким результатам голосования, как явка на избирательные участки в 99,9 процента?
Игорь Халин:

– Что касается сельских районов – соглашусь и скажу, что это вполне реальные цифры, но они встречаются не повсеместно. Селяне традиционно голосуют активнее горожан. Например, Ялуторовский, Ишимский, Нижнетавдинский районы – лидеры по высокой активности избирателей.

✍ Константин Елисеев:
– Игорь Николаевич, в октябре нынешнего года состоятся выборы в органы представительной власти ряда муниципалитетов юга Тюменской области. Как оцените уровень сложности осенней выборной кампании? Какие мероприятия планируются облизбиркомом для привлечения  населения к данным выборам?
Игорь Халин:

– Предстоит целый электоральный цикл, и мы к нему готовимся. В настоящее время завершаем «нарезку» одномандатных округов. Выборы состоятся в единый день голосования – 10 октября 2010 года, или 10.10.10. Красивая цифра!

Думаю, они будут достаточно сложными: на это указывают и состоявшиеся 14 марта этого года дополнительные выборы муниципального уровня в Тюмени и двух округах Викуловского района.

Картина тех выборов была интересной и получилась, я бы сказал, несколько «пестрой». Так, мартовские выборы отмечены уникальным обстоятельством:  ни одному из кандидатов не было отказано в регистрации. Выдвинулись по четыре кандидата на каждый избирательный округ.  Вместе с тем, если в Викуловском районе явка избирателей превысила 70 процентов, то в областном центре ситуация была совершенно иная. Во-первых, в Тюмени выдвигались только представители политических партий. Кандидаты, первоначально зарегистрировавшиеся в качестве самовыдвиженцев, отозвали заявление на участие в выборах. Остались только четыре кандидата от партий – получились своеобразные  «мини-выборы в Государственную Думу РФ».

Во-вторых, в Викуловском районе и Тюмени ситуация с предвыборной агитацией была практически полярной.  Кандидаты в избирательных округах Викуловского района лично и не по разу посетили практически каждого  избирателя, приглашая на выборы и разъясняя свои программы.

В Тюмени же кандидаты от политических партий ограничились разовыми публикациями в газетах, и то не во всех, а также редкими агитационными листовками. В результате значительный вес на минувших дополнительных выборах в областном центре получил «черный пиар»: появлялись «подметные листки» с информацией, кто из кандидатов «живет неправильно». Это, естественно, вызвало отторжение со стороны избирателей.

В результате явка в Тюмени составила немногим более 12 процентов, за счет чего  средняя явка по Тюменской области получилась низкой – всего 19,99 процента. В целом можно сказать, что  мартовские выборы в областном центре проходили очень сложно. Они обозначили, что дополнительные выборы в муниципалитетах являются самыми тяжелыми.

Что касается дальнейшего развития выборной практики, то здесь важным я бы назвал то обстоятельство, что с 1 января 2011 года вступает в силу положение о новых принципах выбора представителей в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. В соответствии с данной новеллой, членом Совета Федерации может стать только депутат либо регионального, либо муниципального уровней. Как вы понимаете, муниципальные выборы становятся для ряда кандидатов  потенциальным «мостом» для последующего избрания в Совет Федерации РФ.
Депутаты муниципальных Дум являются теми, кто непосредственно, «в пределах шаговой доступности»,  представляют интересы населения и решают жизненные вопросы, исходя из полномочий, данных 131 Законом РФ, –  бюджет, благоустройство территорий и многое другое. Ко всему прочему, на муниципальных выборах неуклонно растет активность политических партий, и эта тенденция также наложит серьезный отпечаток на характер выборов муниципального уровня.

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– Как будут проходить выборы и состоят ли члены избирательной комиссии в какой-либо партии?
Игорь Халин:

– Действующий в настоящее время закон гласит, что представители всех политических партий имеют право назначать по одному человеку в составы избирательных комиссий. В настоящее время в стране семь политических партий: четыре парламентских («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ) и три так называемых малых партии («Яблоко», «Правое дело», «Патриоты Росии»).

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– Может ли войти в комиссию беспартийный?
Игорь Халин:

– В законе прописано, что назначить такую кандидатуру могут представители Дум муниципальных образований, собрание избирателей по месту работы, службы, учебы, а также общественные организации.

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– Игорь Николаевич, еще вопрос: может быть, стоит отказаться от организации лотерей в день голосования?
Игорь Халин:

– Ваша точка зрения будет учтена. Должен сказать: подобная практика не нарушает законодательства, в дни голосования проводится не лотерея, а розыгрыш призов, причем, подчеркну, за пределами избирательных участков. От людей поступают нарекания по поводу проведения таких розыгрышей, возможно, в будущем откажемся от их организации. Вместе с тем опросы граждан свидетельствуют: очень многим людям нравится то, что в дни голосования проводятся праздничные мероприятия, в том числе и с розыгрышем призов. Так что единого мнения по этому поводу пока нет.

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– У меня вызывает сомнения честность при подсчете голосов, отданных избирателями на выборах в поддержку того или иного кандидата. Что делается областной избирательной комиссией для обеспечения честных выборов?
Игорь Халин:

– Согласен, что над обеспечением открытости и честности выборов всем, в том числе и избирательным комиссиям,  необходимо еще работать.  Должен отметить, что ныне на избирательных участках, в том числе и при подсчете голосов, присутствует множество наблюдателей от кандидатов и политических партий. Малейшее нарушение не ускользнуло бы от их внимания. В качестве примера приведу дополнительные выборы в Тюменскую городскую Думу, состоявшиеся  14 марта нынешнего года. На избирательном участке в поселке Войновка практически весь выборный день велась видеосъемка – все действия избирательной комиссии тщательно фиксировались наблюдателями от кандидатов. В дальнейшем  продолжим подобную практику.

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– Возможны ошибки во время подсчета голосов? Где  после выборов хранятся  заполненные бюллетени?
Игорь Халин:

Каждый бюллетень во время подсчета показывается для обозрения членам комиссии и наблюдателям так, чтобы была видна отметка. Затем он кладется под табличку с именем кандидата. Ведется еще один контрольный подсчет для того, чтобы совпадали все математические и логические соотношения между общим количеством выданных и заполненных избирателями бюллетеней, а также количеством голосов, поданных за того или иного кандидата.

Затем все бюллетени складываются в коробки и мешки,  опечатываются и хранятся до следующих выборов. Их легко можно поднять, вновь пересчитать и определить возможные ошибки в первоначальном подсчете голосов.

Контрольный подсчет ведется по протоколу, который заполняется с помощью компьютерной системы «ГАС-Выборы» под руководством председателя избирательной комиссии при непременном присутствии остальных членов.

✍ Анна Щербинина, г. Тобольск:
– Игорь Николаевич, как на осенних муниципальных выборах будет обеспечиваться защита личных данных избирателей и данных о результатах выборов? В целом ожидаются ли какие-либо нововведения в техническом обеспечении выборов в ближайший год?
Игорь Халин:

– Это два больших блока вопросов, но я постараюсь ответить кратко.  В областной избирательной комиссии имеется регистр избирателей. Иными словами, это база данных, которая защищена всеми структурами, в том числе и федеральными. Она полностью изолирована от сети Интернет. Регистр избирателей ведется сертифицированными специалистами на профессиональном оборудовании, его защита технически не позволяет каким-либо образом похитить информацию для использования в незаконных целях. Кроме того, существует постоянная проверка как степеней защиты, так  и использования избирательными комиссиями регистра данных. В частности, областную избирательную комиссию инспектируют службы по защите информации из Екатеринбурга.  Могу поручиться, что за все время деятельности избирательной комиссии Тюменской области не было ни одной утечки информации о личных данных избирателей, ни одного случая ее незаконного  использования.

Согласно действующему законодательству любой гражданин Российской Федерации может получить информацию о том, где хранятся его личные данные и в каких целях  используются.

Что касается новаций в техническом обеспечении выборов, то должен сказать, что в Послании президента России Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года изложена серьезная программа модернизации избирательной системы и политической практики в целом. Вопросы технического совершенствования избирательного процесса обсуждались и на заседании Государственного Совета в январе этого года.

В результате на федеральном уровне  создана рабочая группа, от Центральной избирательной комиссии ее возглавляет наш земляк – Геннадий Райков. Результатом деятельности рабочей группы стал проект программы технического перевооружения избирательных комиссий, который направлен  в правительство РФ.

Сверхцелью данной программы является оборудование каждого избирательного участка современными техническими средствами. Поскольку программа еще не принята, трудно сказать: будут ли это комплексы обработки избирательных бюллетеней или системы электронного голосования на сенсорном принципе действия – оба проекта основаны на безбумажной технологии.

Не поручусь за то, что подобные технические новшества появятся у избирательных комиссий в течение года, поскольку внедрение указанных технических средств – дорогостоящий проект, тем более, учитывая масштабы России. Но продвигаться в данном направлении, несомненно, будем.

Кроме того, рассматривается использование технических возможностей, которые опробованы на выборах федерального уровня 2007–2008 годов. Тогда данные по участвующим в выборах политическим партиям, по предварительным результатам голосования можно было получить с помощью   SMS-рассылки. Услуга была платной, тем не менее в Тюменской области люди ей пользовались, пусть не так активно, как в Екатеринбурге или  Москве.

Планируем использовать эту возможность получения гражданами информации о выборах, хотя предстоит решить ряд организационных, технических вопросов. Также   используется система ГЛОНАСС, чтобы  знать  местонахождение автомобиля избирательной комиссии, на него ставится маячок. Информация оперативно передается в ЦИК.

✍ Александр Скорбенко:
– Игорь Николаевич,  буквально на днях газета «Тюменская область сегодня» рассказывала о Сладковской школе, в которой   установлено оборудование  идентификации школьников. Ученик, придя на занятия,  прикладывает  палец к специальному устройству, а родители знают, что ребенок в школе и даже  могут видеть  его электронный дневник. Не планируется ли внедрить нечто подобное  в  избирательной процедуре,  чтобы  отказаться  от бюллетеней и избирательных урн?
Игорь Халин:

– Сенсорное оборудование будет внедряться, осенью ЦИК России запланирован семинар, где подробнее  расскажут об оборудовании и сроках  его внедрения.

✍ Аркадий Кузнецов:
– Как осуществляется взаимодействие областной избирательной комиссии  с избиркомами автономных округов?
Игорь Халин:

– Отношения с председателями избирательных комиссий автономных округов Владимиром Змановским (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) и Андреем Гибертом (Ямало-Ненецкий автономный округ)  сложились  конструктивные, деловые, выстроены на взаимопомощи и поддержке. Знакомы много лет, часто встречаемся, обмениваемся мнениями. Особенно тесно взаимодействуем в период проведения избирательных кампаний по выборам депутатов в Тюменскую областную Думу.

В 2004 году Тюменской избирательной комиссии пришлось организовывать и проводить  дополнительные выборы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по Сургутскому округу,  в марте 2009 года  проводили дополнительные выборы по Ноябрьскому одномандатному избирательному  округу. В период проведения совместных выборов, кроме консультаций и обсуждений, взаимодействия в составе рабочих групп, заключаются специальные  соглашения между тюменской областной избирательной комиссией  и  соответствующей автономного округа, где четко прописаны полномочия,  порядок  действий и ответственность сторон.

✍ Галина Сентемова, п. Голышманово:
– Законодательство постоянно совершенствуется, и избирателю порой бывает трудно уследить за изменениями правил предвыборного соперничества. Как областная  комиссия работает над повышением правовой грамотности населения?
Игорь Халин:

– Вопрос непростой.  Во-первых, избирательная комиссия Тюменской области все изменения в законодательстве публикует в  областных газетах: «Тюменская область сегодня», «Тюменская правда», «Тюменские известия» и «Тюменский курьер». Во-вторых,  даются рекомендации   коллегам из территориальных избирательных комиссий размещать документы в СМИ, выступать с разъяснениями законодательства, в том числе  и в Голышмановском районе. В-третьих, есть сайт избирательной комиссии Тюменской области, где имеется специальный раздел с  текстами нормативных актов. Кроме того, сотрудники избирательных комиссий ведут личные приемы граждан, дают консультации и  отвечают на вопросы избирателей по телефону. Такая работа проводится постоянно.

Могу привести пример:  в последнее время в ряде случаев отменены результаты досрочного голосования, есть вопросы по предоставлению помещения для проведения агитационных мероприятий, по продлению срока полномочий избирательных комиссий, который изменен до пяти лет.  Обязательно об этом будут опубликованы разъяснения, проведены обучающие семинары  для  кандидатов, членов избирательных комиссий и представителей СМИ.

✍ Наталья Худорожкова:
– Игорь Николаевич,  по вашему мнению, не  произойдет ли в будущем отмена одномандатных округов?
Игорь Халин:

– Очень дискуссионный вопрос. Вспомните, какие жаркие споры и дискуссии шли  на уровне выборов депутатов  Государственной Думы РФ. С одной стороны, кандидаты от партий утрачивают связь с избирателями,  которые  уже не придут к ним со своими проблемами  и  вопросами. С другой стороны, депутаты не должны заниматься решением  коммунально-бытовых вопросов,  для этого есть городская администрация, чтобы строить дороги,  ремонтировать крыши,  водопровод и  канализацию.     В настоящее время  дискуссия продолжается уже на региональном и муниципальном уровнях.

На состоявшемся 19 мая этого года в г. Владивостоке организованном ЦИК  России совещании, в котором приняли участие  представители избирательных комиссий Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов,  эти  вопросы затрагивались, но единого решения  предложено не было. Светлана Гулькевич, возглавляющая Курганскую региональную  избирательную комиссию, и ее коллеги выступили категорически против  введения  пропорциональной системы  партийных списков, отмены одномандатных округов.  Одна из причин – кадровый «голод». Где  политические партии  найдут такое количество кандидатов в партийный список? Во-вторых,  все средства уйдут на партийное строительство, люди не смогут решить конкретные животрепещущие  проблемы.

Некоторые участники  совещания высказывали  мнение о том, что  не стоит начинать реформу  с сельских   поселений,  нужно начать хотя бы с административных центров – городов и поселков, тоже муниципалитетов. Вопрос многогранный и дискуссионный, своего решения пока не имеет.  Лично я склоняюсь к тому, что для отмены одномандатных округов  политические партии пока не достаточны зрелы.

✍ Маргарита Шаманенко:
– В составе областной избирательной комиссии работают представители различных, в том числе и противоборствующих на выборах, партий. Политические взгляды не мешают членам облизбиркома слаженно работать?
Игорь Халин:

– Безусловно, противоречия заложены изначально.  В соответствии с законодательством политическая партия  предлагает кандидатуру своего представителя – члена избирательной комиссии, который, если отвечает  выдвигаемым требованиям,  обязательно   должен быть назначен в состав избирательной комиссии. В настоящее время  в комиссии работают  представители от каждой парламентской политической партии с правом решающего голоса. Более того, в регламент  внесены изменения, и  в работе комиссии могут принимать участие  представители так называемых малых партий: «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело».

Как  поступить представителю партии – члену комиссии в момент принятия решения? С одной стороны  – партийная дисциплина, с другой – требования закона. Горжусь тем, что у нас пока  не было случаев отказов от подписания документов, не  принимались  «особые» мнения, хотя дискуссии  и споры на заседаниях  жаркие, случаются  и резкие высказывания. Но  на первое место выходит ответственность перед коллективом,  наработанные традиции и имидж комиссии, когда нельзя подводить ни себя, ни коллег.

✍ Наталья Худорожкова:
– Обращаются ли жители Тюменской области с жалобами на нарушения конституционных прав? На ваш взгляд, есть ли необходимость создания Уставного суда Тюменской области?
Игорь Халин:

– В принципе, Уставный суд – это Конституционный суд в миниатюре. Он создан не во всех субъектах РФ. Практика показывает, что время от времени вводятся новые должности, например, уполномоченный по делам ребенка. Не исключаю, что Уставный суд может быть создан в Тюменской области. Но на данный момент такой необходимости нет. Что касается жалоб: когда нет порога явки, когда нет протестного голосования (против всех), это является одним из основных критериев работы областной избирательной комиссии. Какие тенденции? Жалоб стало меньше. Обращаются представители политических партий, избиратели. Стали подавать жалобы сразу нескольким адресатам: избирательной комиссии, губернатору, к президенту не стесняются обратиться. Претензии стали более аргументированными, обоснованными. Не радует, что пошло больше жалоб партий друг на друга. Приносят вопросы бытового, коммунального, жилищного характера, потом переадресуем их тем, в чьей компетенции они находятся. Народ шутит: «Выборы – это всегда хорошо. Кому крышу починят, кому дорогу проложат, кому зубы вставят».

Александр Скорбенко:
– Насколько мне известно, силами облизбиркома в настоящий момент проводится конкурс «Кадровый резерв избирательной комиссии Тюменской области». Расскажите, каковы его итоги? Есть ли кандидатуры на должность сотрудника избиркома, отвечающие всем требованиям?
Игорь Халин:

– Вы упомянули об уникальном проекте, которому нет аналогов ни в других субъектах РФ, ни на уровне Федерации. Хотя есть другие проекты: где-то формируются молодежные избирательные комиссии, где-то молодежные парламенты. Кстати, в Тюменской области хорошо себя зарекомендовала общественная молодежная палата. Она известна и Центральной избирательной комиссии, и Государственной Думе. Что касается «Кадрового резерва», проект родился благодаря совместным усилиям областной избирательной комиссии, Тюменской областной Думы, «Молодой Гвардии Единой России» и политических партий. Подошли к делу очень серьезно. По поручению Тюменской областной Думы проект курирует депутат Виктор Буртный. Состоялось несколько этапов: тестирование, выдвижение проектов, отбор кандидатов. Из 209 претендентов нужно отобрать 63: по два человека в каждую территориальную комиссию и по три в города Тобольск, Ишим, Ялуторовск, административные округа Тюмени. Считаем, что проект удался. Когда введем молодых коллег в состав избирательных комиссий, будем считать миссию выполненной.

Андрей, студент, г. Тюмень:
– Президент РФ выступил с инициативой постепенной отмены института досрочного голосования. Как в таком случае смогут участвовать в выборах жители труднодоступных районов?
Игорь Халин:

– Действительно, 1 июня Дмитрий Медведев подписал закон, устанавливающий порядок досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления. Труднодоступных и отдаленных местностей, транспортное сообщение с которыми затруднено или отсутствует, изменения не коснутся. Досрочное голосование проводится там, как обычно.

✍ Александр Скорбенко:
– Игорь Николаевич, от имени большой читательской аудитории газеты «Тюменская область сегодня» благодарим вас за участие в работе клуба «От первого лица». Надеемся, что ваша деятельность на посту председателя облизбиркома, равно как и работа избирательных комиссий, будет и в дальнейшем  эффективно обеспечивать соблюдение принципов представительной демократии в нашем регионе.
[gallery link="file" columns="7"]

Далее в сюжете: У истоков важных дел региона и страны

12 июня исполняется двадцать лет со дня принятия Декларации о государственном суверенитете России. В разные годы по-разному называли этот день, но суть его осталась одна: он был и остается праздником народовластия.

Согласно Конституции Российской Федерации, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

В любом государстве необходим механизм обеспечения демократических выборов в органы власти. Одним из важнейших государственных институтов, обеспечивающих право граждан на свободные выборы, являются избирательные комиссии. В канун Дня России гостем клуба «От первого лица» стал председатель избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин.

------

✍ Александр Скорбенко:
– Для встречи есть несколько актуальных поводов: День России, предстоящее 15-летие областной избирательной комиссии. Кроме того, осенью состоятся выборы в органы представительной власти в ряд муниципалитетов Тюменской области. Первый вопрос: тяжело ли работать председателем областной избирательной комиссии?
Игорь Халин:

– Планирование избирательной кампании, ее развитие, предвыборная агитация, непосредственное голосование и подсчет результатов – все этапы выборов достаточно сложны. Иногда приходится работать почти сутки напролет.

✍ Александр Скорбенко:
– Для обывателей облизбирком – это место, куда привозят урны с бюллетенями, где ведется подсчет голосов... Но выборы проходят не часто. Что делают в облизбиркоме в перерывах между кампаниями?
Игорь Халин:

– Статья № 3 Конституции РФ говорит, что высшим непосредственным выражением народовластия является референдум и свободные выборы. Данными вопросами занимается целая система избирательных комиссий. Действительно, бытует мнение, что весь процесс голосования – опустить бюллетень в урну и написать протокол. Доходит до анекдотических случаев.

Рассказывают, будто один из жителей Тюмени позвонил в справочную службу и спросил номер телефона областной избирательной комиссии. На что диспетчер, не сдержавшись, ответила: какой телефон? Ведь выборов пока нет! Если говорить серьезно, то работы хватает и в межвыборный период. Развитие законодательства, политической жизни ставит много задач, которые необходимо разрешить. В электронной базе облизбиркома ведется регистр избирателей. Ежеквартально принимается финансовый отчет от политических партий. К концу 2010 года планируется принять закон о проведении мониторинга, позволяющего установить, как освещается деятельность парламентских партий на региональном уровне. Ни одно общественное объединение не должно быть ущемлено в своих правах. Кроме того, проводим учебу коллег из участковых территориальных комиссий, стараемся повысить правовую культуру избирателей, участвуем в законопроектной работе и работе Тюменской областной Думы, взаимодействуем с департаментами.

✍ Константин Елисеев:
– В каких взаимоотношениях находятся областная, территориальные и участковые избирательные комиссии?
Игорь Халин:

– Система работы четко налажена и закреплена в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан РФ», также в статьях №№ 13, 14 Избирательного кодекса, где говорится, что главная задача избирательных комиссий всех уровней – организация и подготовка выборов, защита и обеспечение избирательных прав граждан. Если говорить о системе, то существует Центральная избирательная комиссия, в состав которой по пять человек выдвигают президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации. Далее идут субъектные комиссии. Всего их 83, по количеству субъектов РФ. Они отвечают за проведение выборов на своей территории. Непосредственно им подчиняются территориальные избирательные. В Тюменской области их 29. Срок полномочий всех уровней комиссий – четыре года. Правда, принят законопроект, увеличивающий период полномочий до пяти лет.

В свою очередь, количество участковых комиссий обычно варьируется в зависимости от численности избирателей и от местонахождения  избирательных  участков. Например, на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2 декабря 2007 года сформировано 1 154 участковые комиссии. На выборах президента РФ 2 марта 2008 года – 1 148 комиссий. Выборы депутатов Тюменской областной Думы в марте 2007 года потребовали создания 1 136 участковых комиссий.

Система избирательных комиссий четко построена и в то же время является достаточно гибкой и способной к трансформации в соответствии с задачами. Так, полномочия участковой комиссии могут быть возложены на муниципальную, территориальную.

✍ Александр Скорбенко:
– Чем это вызвано?
Игорь Халин:

– Экономией, причем не только финансовых средств, но и кадрового, организационного ресурсов.   Коллеги на местах определяют, как в территориях  лучше выстроить данную систему. Зачем, например, создавать окружную комиссию, набирать двенадцать человек в ее состав, когда такой необходимости нет и с работой справится территориальная комиссия? Да, при этом увеличивается нагрузка на сотрудников комиссии, имеются технические, организационные особенности. Но тем не менее, повторю, данная система проверена на практике, она работает четко и при этом гибко трансформируется.

✍ Екатерина Семенова, депутат Государственной Думы РФ (Москва):
– Уважаемый Игорь Николаевич, добрый день! Мне хотелось бы поздравить вас и ваших коллег с замечательным днем – 15-летием избирательной комиссии Тюменской области.

Работа, которую вы выполняете, важна и для избирателей, и для страны, она достойна глубочайшего уважения. Желаю здоровья, успехов, всего самого доброго!

✍ Александр Скорбенко:
– Екатерина Юрьевна, как, на ваш взгляд из Москвы, смотрится тюменский облизбирком на фоне других регионов России?
Екатерина Семенова:
– Работаю в комиссии, которая собирает, к сожалению, не очень-то приятные новости по прошедшим в октябре и марте выборам, но хочу сказать, что к тюменскому облизбиркому нет претензий – он работает на высоком уровне благодаря тем усилиям, которые предпринимают Игорь Николаевич, его сотрудники и коллеги.
Игорь Халин:

– Спасибо за теплые слова, обязательно передам их коллегам.

✍ Александр Скорбенко:
– У вас большой коллектив?
Игорь Халин:

– Всего в областной избирательной комиссии работает 42 человека, в том числе в Тюмени – более десяти человек.

✍ Ольга Табанакова:
– Игорь Николаевич, вы  восемь лет являетесь председателем областной избирательной комиссии. Помните, как начинали работать на этом посту? Какие из состоявшихся выборных кампаний считаете наиболее сложными?
Игорь Халин:

– Честно скажу: вначале был определенный психологический шок, приходилось перестраиваться, так как ранее в течение восьми лет работал в органах прокуратуры. Затем был небольшой переходный период деятельности в банковской сфере и, наконец, судьба привела меня в областную избирательную комиссию, а с 2002 года я ее возглавил. Пришлось познакомиться с партийным строительством, выборным процессом, осваивать большой массив нормативного материала, документации. Хочу сказать большое спасибо за помощь коллегам, бывшему председателю областной избирательной комиссии Валерию Серкову, который в настоящее время возглавляет правовое управление Тюменской областной Думы.

Что касается избирательных кампаний, то у каждой «свое лицо» и свой характер, не могу сказать, что одна прошла проще, другая – сложнее. Особо отмечу кампании по выборам губернатора, депутатов областной Думы. Не менее сложными явились выборы депутатов по смешанной системе (по одномандатным округам и партийным спискам), мажоритарной и пропорциональной системе – были для нас внове, к тому же политические партии пока не доросли до уровня грамотного оформления юридической документации, имелись и кадровые проблемы.

Запомнились выборы депутатов Госдумы РФ по пропорциональной системе, когда не было депутатов-одномандатников, а в кампании участвовали только политические партии. Напомню о референдумах и муниципальной реформе в 2005 году, когда впервые в истории региона и страны избирательная комиссия области выступила в роли комиссии-референдума. Мы тогда провели около 260 референдумов сельских поселений и 12 в Уватском районе.

✍ Александр Скорбенко:
– Что вы могли бы сказать об активности избирателей?
Игорь Халин:

– Она зависит от характера самой избирательной кампании. Например, очень сложно проводить дополнительные выборы, как, например, в 2004 году. Тогда прошли довыборы депутата по 11-му избирательному округу, это часть города Сургута, Сургутский район, труднодоступная местность. Для проведения голосования членам участковой избирательной комиссии пришлось добираться на вертолете, лодке.

✍ Александр Скорбенко:
– Как относитесь к таким результатам голосования, как явка на избирательные участки в 99,9 процента?
Игорь Халин:

– Что касается сельских районов – соглашусь и скажу, что это вполне реальные цифры, но они встречаются не повсеместно. Селяне традиционно голосуют активнее горожан. Например, Ялуторовский, Ишимский, Нижнетавдинский районы – лидеры по высокой активности избирателей.

✍ Константин Елисеев:
– Игорь Николаевич, в октябре нынешнего года состоятся выборы в органы представительной власти ряда муниципалитетов юга Тюменской области. Как оцените уровень сложности осенней выборной кампании? Какие мероприятия планируются облизбиркомом для привлечения  населения к данным выборам?
Игорь Халин:

– Предстоит целый электоральный цикл, и мы к нему готовимся. В настоящее время завершаем «нарезку» одномандатных округов. Выборы состоятся в единый день голосования – 10 октября 2010 года, или 10.10.10. Красивая цифра!

Думаю, они будут достаточно сложными: на это указывают и состоявшиеся 14 марта этого года дополнительные выборы муниципального уровня в Тюмени и двух округах Викуловского района.

Картина тех выборов была интересной и получилась, я бы сказал, несколько «пестрой». Так, мартовские выборы отмечены уникальным обстоятельством:  ни одному из кандидатов не было отказано в регистрации. Выдвинулись по четыре кандидата на каждый избирательный округ.  Вместе с тем, если в Викуловском районе явка избирателей превысила 70 процентов, то в областном центре ситуация была совершенно иная. Во-первых, в Тюмени выдвигались только представители политических партий. Кандидаты, первоначально зарегистрировавшиеся в качестве самовыдвиженцев, отозвали заявление на участие в выборах. Остались только четыре кандидата от партий – получились своеобразные  «мини-выборы в Государственную Думу РФ».

Во-вторых, в Викуловском районе и Тюмени ситуация с предвыборной агитацией была практически полярной.  Кандидаты в избирательных округах Викуловского района лично и не по разу посетили практически каждого  избирателя, приглашая на выборы и разъясняя свои программы.

В Тюмени же кандидаты от политических партий ограничились разовыми публикациями в газетах, и то не во всех, а также редкими агитационными листовками. В результате значительный вес на минувших дополнительных выборах в областном центре получил «черный пиар»: появлялись «подметные листки» с информацией, кто из кандидатов «живет неправильно». Это, естественно, вызвало отторжение со стороны избирателей.

В результате явка в Тюмени составила немногим более 12 процентов, за счет чего  средняя явка по Тюменской области получилась низкой – всего 19,99 процента. В целом можно сказать, что  мартовские выборы в областном центре проходили очень сложно. Они обозначили, что дополнительные выборы в муниципалитетах являются самыми тяжелыми.

Что касается дальнейшего развития выборной практики, то здесь важным я бы назвал то обстоятельство, что с 1 января 2011 года вступает в силу положение о новых принципах выбора представителей в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. В соответствии с данной новеллой, членом Совета Федерации может стать только депутат либо регионального, либо муниципального уровней. Как вы понимаете, муниципальные выборы становятся для ряда кандидатов  потенциальным «мостом» для последующего избрания в Совет Федерации РФ.
Депутаты муниципальных Дум являются теми, кто непосредственно, «в пределах шаговой доступности»,  представляют интересы населения и решают жизненные вопросы, исходя из полномочий, данных 131 Законом РФ, –  бюджет, благоустройство территорий и многое другое. Ко всему прочему, на муниципальных выборах неуклонно растет активность политических партий, и эта тенденция также наложит серьезный отпечаток на характер выборов муниципального уровня.

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– Как будут проходить выборы и состоят ли члены избирательной комиссии в какой-либо партии?
Игорь Халин:

– Действующий в настоящее время закон гласит, что представители всех политических партий имеют право назначать по одному человеку в составы избирательных комиссий. В настоящее время в стране семь политических партий: четыре парламентских («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ) и три так называемых малых партии («Яблоко», «Правое дело», «Патриоты Росии»).

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– Может ли войти в комиссию беспартийный?
Игорь Халин:

– В законе прописано, что назначить такую кандидатуру могут представители Дум муниципальных образований, собрание избирателей по месту работы, службы, учебы, а также общественные организации.

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– Игорь Николаевич, еще вопрос: может быть, стоит отказаться от организации лотерей в день голосования?
Игорь Халин:

– Ваша точка зрения будет учтена. Должен сказать: подобная практика не нарушает законодательства, в дни голосования проводится не лотерея, а розыгрыш призов, причем, подчеркну, за пределами избирательных участков. От людей поступают нарекания по поводу проведения таких розыгрышей, возможно, в будущем откажемся от их организации. Вместе с тем опросы граждан свидетельствуют: очень многим людям нравится то, что в дни голосования проводятся праздничные мероприятия, в том числе и с розыгрышем призов. Так что единого мнения по этому поводу пока нет.

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– У меня вызывает сомнения честность при подсчете голосов, отданных избирателями на выборах в поддержку того или иного кандидата. Что делается областной избирательной комиссией для обеспечения честных выборов?
Игорь Халин:

– Согласен, что над обеспечением открытости и честности выборов всем, в том числе и избирательным комиссиям,  необходимо еще работать.  Должен отметить, что ныне на избирательных участках, в том числе и при подсчете голосов, присутствует множество наблюдателей от кандидатов и политических партий. Малейшее нарушение не ускользнуло бы от их внимания. В качестве примера приведу дополнительные выборы в Тюменскую городскую Думу, состоявшиеся  14 марта нынешнего года. На избирательном участке в поселке Войновка практически весь выборный день велась видеосъемка – все действия избирательной комиссии тщательно фиксировались наблюдателями от кандидатов. В дальнейшем  продолжим подобную практику.

✍ Александр Протасов, г. Тюмень:
– Возможны ошибки во время подсчета голосов? Где  после выборов хранятся  заполненные бюллетени?
Игорь Халин:

Каждый бюллетень во время подсчета показывается для обозрения членам комиссии и наблюдателям так, чтобы была видна отметка. Затем он кладется под табличку с именем кандидата. Ведется еще один контрольный подсчет для того, чтобы совпадали все математические и логические соотношения между общим количеством выданных и заполненных избирателями бюллетеней, а также количеством голосов, поданных за того или иного кандидата.

Затем все бюллетени складываются в коробки и мешки,  опечатываются и хранятся до следующих выборов. Их легко можно поднять, вновь пересчитать и определить возможные ошибки в первоначальном подсчете голосов.

Контрольный подсчет ведется по протоколу, который заполняется с помощью компьютерной системы «ГАС-Выборы» под руководством председателя избирательной комиссии при непременном присутствии остальных членов.

✍ Анна Щербинина, г. Тобольск:
– Игорь Николаевич, как на осенних муниципальных выборах будет обеспечиваться защита личных данных избирателей и данных о результатах выборов? В целом ожидаются ли какие-либо нововведения в техническом обеспечении выборов в ближайший год?
Игорь Халин:

– Это два больших блока вопросов, но я постараюсь ответить кратко.  В областной избирательной комиссии имеется регистр избирателей. Иными словами, это база данных, которая защищена всеми структурами, в том числе и федеральными. Она полностью изолирована от сети Интернет. Регистр избирателей ведется сертифицированными специалистами на профессиональном оборудовании, его защита технически не позволяет каким-либо образом похитить информацию для использования в незаконных целях. Кроме того, существует постоянная проверка как степеней защиты, так  и использования избирательными комиссиями регистра данных. В частности, областную избирательную комиссию инспектируют службы по защите информации из Екатеринбурга.  Могу поручиться, что за все время деятельности избирательной комиссии Тюменской области не было ни одной утечки информации о личных данных избирателей, ни одного случая ее незаконного  использования.

Согласно действующему законодательству любой гражданин Российской Федерации может получить информацию о том, где хранятся его личные данные и в каких целях  используются.

Что касается новаций в техническом обеспечении выборов, то должен сказать, что в Послании президента России Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года изложена серьезная программа модернизации избирательной системы и политической практики в целом. Вопросы технического совершенствования избирательного процесса обсуждались и на заседании Государственного Совета в январе этого года.

В результате на федеральном уровне  создана рабочая группа, от Центральной избирательной комиссии ее возглавляет наш земляк – Геннадий Райков. Результатом деятельности рабочей группы стал проект программы технического перевооружения избирательных комиссий, который направлен  в правительство РФ.

Сверхцелью данной программы является оборудование каждого избирательного участка современными техническими средствами. Поскольку программа еще не принята, трудно сказать: будут ли это комплексы обработки избирательных бюллетеней или системы электронного голосования на сенсорном принципе действия – оба проекта основаны на безбумажной технологии.

Не поручусь за то, что подобные технические новшества появятся у избирательных комиссий в течение года, поскольку внедрение указанных технических средств – дорогостоящий проект, тем более, учитывая масштабы России. Но продвигаться в данном направлении, несомненно, будем.

Кроме того, рассматривается использование технических возможностей, которые опробованы на выборах федерального уровня 2007–2008 годов. Тогда данные по участвующим в выборах политическим партиям, по предварительным результатам голосования можно было получить с помощью   SMS-рассылки. Услуга была платной, тем не менее в Тюменской области люди ей пользовались, пусть не так активно, как в Екатеринбурге или  Москве.

Планируем использовать эту возможность получения гражданами информации о выборах, хотя предстоит решить ряд организационных, технических вопросов. Также   используется система ГЛОНАСС, чтобы  знать  местонахождение автомобиля избирательной комиссии, на него ставится маячок. Информация оперативно передается в ЦИК.

✍ Александр Скорбенко:
– Игорь Николаевич,  буквально на днях газета «Тюменская область сегодня» рассказывала о Сладковской школе, в которой   установлено оборудование  идентификации школьников. Ученик, придя на занятия,  прикладывает  палец к специальному устройству, а родители знают, что ребенок в школе и даже  могут видеть  его электронный дневник. Не планируется ли внедрить нечто подобное  в  избирательной процедуре,  чтобы  отказаться  от бюллетеней и избирательных урн?
Игорь Халин:

– Сенсорное оборудование будет внедряться, осенью ЦИК России запланирован семинар, где подробнее  расскажут об оборудовании и сроках  его внедрения.

✍ Аркадий Кузнецов:
– Как осуществляется взаимодействие областной избирательной комиссии  с избиркомами автономных округов?
Игорь Халин:

– Отношения с председателями избирательных комиссий автономных округов Владимиром Змановским (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) и Андреем Гибертом (Ямало-Ненецкий автономный округ)  сложились  конструктивные, деловые, выстроены на взаимопомощи и поддержке. Знакомы много лет, часто встречаемся, обмениваемся мнениями. Особенно тесно взаимодействуем в период проведения избирательных кампаний по выборам депутатов в Тюменскую областную Думу.

В 2004 году Тюменской избирательной комиссии пришлось организовывать и проводить  дополнительные выборы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по Сургутскому округу,  в марте 2009 года  проводили дополнительные выборы по Ноябрьскому одномандатному избирательному  округу. В период проведения совместных выборов, кроме консультаций и обсуждений, взаимодействия в составе рабочих групп, заключаются специальные  соглашения между тюменской областной избирательной комиссией  и  соответствующей автономного округа, где четко прописаны полномочия,  порядок  действий и ответственность сторон.

✍ Галина Сентемова, п. Голышманово:
– Законодательство постоянно совершенствуется, и избирателю порой бывает трудно уследить за изменениями правил предвыборного соперничества. Как областная  комиссия работает над повышением правовой грамотности населения?
Игорь Халин:

– Вопрос непростой.  Во-первых, избирательная комиссия Тюменской области все изменения в законодательстве публикует в  областных газетах: «Тюменская область сегодня», «Тюменская правда», «Тюменские известия» и «Тюменский курьер». Во-вторых,  даются рекомендации   коллегам из территориальных избирательных комиссий размещать документы в СМИ, выступать с разъяснениями законодательства, в том числе  и в Голышмановском районе. В-третьих, есть сайт избирательной комиссии Тюменской области, где имеется специальный раздел с  текстами нормативных актов. Кроме того, сотрудники избирательных комиссий ведут личные приемы граждан, дают консультации и  отвечают на вопросы избирателей по телефону. Такая работа проводится постоянно.

Могу привести пример:  в последнее время в ряде случаев отменены результаты досрочного голосования, есть вопросы по предоставлению помещения для проведения агитационных мероприятий, по продлению срока полномочий избирательных комиссий, который изменен до пяти лет.  Обязательно об этом будут опубликованы разъяснения, проведены обучающие семинары  для  кандидатов, членов избирательных комиссий и представителей СМИ.

✍ Наталья Худорожкова:
– Игорь Николаевич,  по вашему мнению, не  произойдет ли в будущем отмена одномандатных округов?
Игорь Халин:

– Очень дискуссионный вопрос. Вспомните, какие жаркие споры и дискуссии шли  на уровне выборов депутатов  Государственной Думы РФ. С одной стороны, кандидаты от партий утрачивают связь с избирателями,  которые  уже не придут к ним со своими проблемами  и  вопросами. С другой стороны, депутаты не должны заниматься решением  коммунально-бытовых вопросов,  для этого есть городская администрация, чтобы строить дороги,  ремонтировать крыши,  водопровод и  канализацию.     В настоящее время  дискуссия продолжается уже на региональном и муниципальном уровнях.

На состоявшемся 19 мая этого года в г. Владивостоке организованном ЦИК  России совещании, в котором приняли участие  представители избирательных комиссий Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов,  эти  вопросы затрагивались, но единого решения  предложено не было. Светлана Гулькевич, возглавляющая Курганскую региональную  избирательную комиссию, и ее коллеги выступили категорически против  введения  пропорциональной системы  партийных списков, отмены одномандатных округов.  Одна из причин – кадровый «голод». Где  политические партии  найдут такое количество кандидатов в партийный список? Во-вторых,  все средства уйдут на партийное строительство, люди не смогут решить конкретные животрепещущие  проблемы.

Некоторые участники  совещания высказывали  мнение о том, что  не стоит начинать реформу  с сельских   поселений,  нужно начать хотя бы с административных центров – городов и поселков, тоже муниципалитетов. Вопрос многогранный и дискуссионный, своего решения пока не имеет.  Лично я склоняюсь к тому, что для отмены одномандатных округов  политические партии пока не достаточны зрелы.

✍ Маргарита Шаманенко:
– В составе областной избирательной комиссии работают представители различных, в том числе и противоборствующих на выборах, партий. Политические взгляды не мешают членам облизбиркома слаженно работать?
Игорь Халин:

– Безусловно, противоречия заложены изначально.  В соответствии с законодательством политическая партия  предлагает кандидатуру своего представителя – члена избирательной комиссии, который, если отвечает  выдвигаемым требованиям,  обязательно   должен быть назначен в состав избирательной комиссии. В настоящее время  в комиссии работают  представители от каждой парламентской политической партии с правом решающего голоса. Более того, в регламент  внесены изменения, и  в работе комиссии могут принимать участие  представители так называемых малых партий: «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело».

Как  поступить представителю партии – члену комиссии в момент принятия решения? С одной стороны  – партийная дисциплина, с другой – требования закона. Горжусь тем, что у нас пока  не было случаев отказов от подписания документов, не  принимались  «особые» мнения, хотя дискуссии  и споры на заседаниях  жаркие, случаются  и резкие высказывания. Но  на первое место выходит ответственность перед коллективом,  наработанные традиции и имидж комиссии, когда нельзя подводить ни себя, ни коллег.

✍ Наталья Худорожкова:
– Обращаются ли жители Тюменской области с жалобами на нарушения конституционных прав? На ваш взгляд, есть ли необходимость создания Уставного суда Тюменской области?
Игорь Халин:

– В принципе, Уставный суд – это Конституционный суд в миниатюре. Он создан не во всех субъектах РФ. Практика показывает, что время от времени вводятся новые должности, например, уполномоченный по делам ребенка. Не исключаю, что Уставный суд может быть создан в Тюменской области. Но на данный момент такой необходимости нет. Что касается жалоб: когда нет порога явки, когда нет протестного голосования (против всех), это является одним из основных критериев работы областной избирательной комиссии. Какие тенденции? Жалоб стало меньше. Обращаются представители политических партий, избиратели. Стали подавать жалобы сразу нескольким адресатам: избирательной комиссии, губернатору, к президенту не стесняются обратиться. Претензии стали более аргументированными, обоснованными. Не радует, что пошло больше жалоб партий друг на друга. Приносят вопросы бытового, коммунального, жилищного характера, потом переадресуем их тем, в чьей компетенции они находятся. Народ шутит: «Выборы – это всегда хорошо. Кому крышу починят, кому дорогу проложат, кому зубы вставят».

Александр Скорбенко:
– Насколько мне известно, силами облизбиркома в настоящий момент проводится конкурс «Кадровый резерв избирательной комиссии Тюменской области». Расскажите, каковы его итоги? Есть ли кандидатуры на должность сотрудника избиркома, отвечающие всем требованиям?
Игорь Халин:

– Вы упомянули об уникальном проекте, которому нет аналогов ни в других субъектах РФ, ни на уровне Федерации. Хотя есть другие проекты: где-то формируются молодежные избирательные комиссии, где-то молодежные парламенты. Кстати, в Тюменской области хорошо себя зарекомендовала общественная молодежная палата. Она известна и Центральной избирательной комиссии, и Государственной Думе. Что касается «Кадрового резерва», проект родился благодаря совместным усилиям областной избирательной комиссии, Тюменской областной Думы, «Молодой Гвардии Единой России» и политических партий. Подошли к делу очень серьезно. По поручению Тюменской областной Думы проект курирует депутат Виктор Буртный. Состоялось несколько этапов: тестирование, выдвижение проектов, отбор кандидатов. Из 209 претендентов нужно отобрать 63: по два человека в каждую территориальную комиссию и по три в города Тобольск, Ишим, Ялуторовск, административные округа Тюмени. Считаем, что проект удался. Когда введем молодых коллег в состав избирательных комиссий, будем считать миссию выполненной.

Андрей, студент, г. Тюмень:
– Президент РФ выступил с инициативой постепенной отмены института досрочного голосования. Как в таком случае смогут участвовать в выборах жители труднодоступных районов?
Игорь Халин:

– Действительно, 1 июня Дмитрий Медведев подписал закон, устанавливающий порядок досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления. Труднодоступных и отдаленных местностей, транспортное сообщение с которыми затруднено или отсутствует, изменения не коснутся. Досрочное голосование проводится там, как обычно.

✍ Александр Скорбенко:
– Игорь Николаевич, от имени большой читательской аудитории газеты «Тюменская область сегодня» благодарим вас за участие в работе клуба «От первого лица». Надеемся, что ваша деятельность на посту председателя облизбиркома, равно как и работа избирательных комиссий, будет и в дальнейшем  эффективно обеспечивать соблюдение принципов представительной демократии в нашем регионе.
[gallery link="file" columns="7"]



Ранее в сюжете

Тюменскии театр кукол наполняет души добротои

01

Тюменскии театр кукол наполняет души добротои

01

Лизинговая компания Тюменской области предлагает специальные условия для бизнеса

29 марта

Тюменская служба «Дети в семье» отмечает свой первый юбилей

29 марта