Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как слово наше отзовется?

Общество, 08:53, 04 июня 2010,
Слушать новость
Как слово наше отзовется?. .

диалог
День славянской письменности, культуры и просвещения 24 мая в Тюмени отметили по традиции торжественно, широко. В Знаменском кафедральном соборе прошли литургия и молебен – дань  памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, принесших на славянскую землю письменность и приобщивших многомиллионные народы к мировой цивилизации и культуре (считается, что авторам азбуки на ее создание потребовалось долгих сорок месяцев).

------

● Духовные традиции славянских первоучителей живы и поныне


Образовательная тема «Личность учителя: гуманизм, просвещение, наставничество» присутствовала и в выступлениях участников Международной научной конференции, 33-й по счету, посвященной на сей раз Году учителя. Собравшихся тепло приветствовали президент ТюмГУ Геннадий Куцев, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, председатель областного комитета по делам национальностей Евгений Воробьев. Как и в предыдущие годы, организаторами праздника выступили комитет по делам национальностей, Тобольская духовная семинария, Общество русской культуры, Тюменский госуниверситет.

● О роли наставника-просветителя


Представляя доклад «Перспективы развития общего образования в современной России», ректор Тобольской православной духовной семинарии архиепископ Димитрий говорил о необходимости повышения роли современного учителя, о чистоте языка, о том, что слово – это уникальное, удивительное творение божье для человека, имеющее определенный заряд и порядок. «Слово, – отметил священнослужитель, – может быть правдивым, добрым, нежным, ласковым, радующим, несущим мир… или лукавым, обманчивым, ложным, злым, жестоким. Дело в том, говорится в священном писании, каково сердце человека».

Кандидат педагогических наук, председатель совета директоров общеобразовательных учреждений Тюмени, директор средней школы № 70, заслуженный учитель РФ Лидия Русакова высказала взгляд «изнутри, из повседневного школьного бытия». По ее наблюдениям, сегодня в языке торжествует так называ­емый низкий штиль, эра социальной безъязыкости, когда вместо нормальных слов – жаргон, ненормативная лексика. «Такой, с позволения сказать, язык закрывает путь к развитию и движению по пути культуры и гармоничной жизни, – с сожалением констатировала участница конференции. – Чтобы стать примером, учитель должен сам в совершенстве владеть русской речью. А ведь подчас он, имеющий высшее образование, вольно обращается с «великим и могучим», демонстрирует небрежение им. Между тем, роль учителя-просветителя со времен Кирилла и Мефодия не изменилась. Как и прежде, его задача – введение ребенка в храм Слова и через Слово – во храм Духа. Но как самому учителю обрести то, что он потерял в наше суетное время – единство слова и дела?».

Из выступления школьного педагога-практика следует однозначный вывод: от классного наставника-просветителя требуется самое настоящее подвижничество, служение высоким духовным целям, подкрепленным высокой культурой, эрудицией, позитивным отношением к миру, вдохновением и истинным творчеством, а в конечном счете – способностью вывести детей к добру и свету. Общество отводит учителю важную роль, делая его ответственным за все. Осталось только вернуть реальное уважение к педагогической работе, обеспечить ей подлинную престижность, а не декларативную.

● Слово или цифра?


Интересные аспекты просветительской и воспитательной природы художественного слова затронул доктор филологии, профессор Юрий Мешков. «Слово теряет былую силу, а причиной, скорее всего, являются пресловутые информационные технологии, содержательно меняющие духовное пространство общества, заполняющие все и вся, стремящиеся превратить в цифру в том числе и слово. – Боюсь, найдутся смельчаки, которые захотят «оцифровать» и душу человека», – подчеркнул ученый. Впрочем, профессор прибегнул в рассуждениях к спасительной логике: зло имеет число, а вот добро не оцифруешь. Хорошо бы. Однако исследователя-лингвиста все-таки не покидает ощущение, что информационная составля­ющая явно довлеет и вытесняет из обихода слово образное, художественное. Слово-общение, слово-мысль, слово интонированное и тем передающее оттенки смысла.

По поводу российской системы образования Юрий Мешков отметил: «Ей не хватает стабильности, здорового консерватизма, устойчивости учебных планов, программ, учебников».
В тот же день в Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Менделеева состоялся праздник «Славянский хоровод» с участием русских, украинских и белорусских фольк­лорных творческих коллективов. Участники встречи ознакомились с  выставкой «Свет разумения книжного», где была представлена литература на языках трех братских народов. Завершился  праздник гала-концертом на площади перед Дворцом национальных культур «Строитель».

диалог
День славянской письменности, культуры и просвещения 24 мая в Тюмени отметили по традиции торжественно, широко. В Знаменском кафедральном соборе прошли литургия и молебен – дань  памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, принесших на славянскую землю письменность и приобщивших многомиллионные народы к мировой цивилизации и культуре (считается, что авторам азбуки на ее создание потребовалось долгих сорок месяцев).

------

● Духовные традиции славянских первоучителей живы и поныне


Образовательная тема «Личность учителя: гуманизм, просвещение, наставничество» присутствовала и в выступлениях участников Международной научной конференции, 33-й по счету, посвященной на сей раз Году учителя. Собравшихся тепло приветствовали президент ТюмГУ Геннадий Куцев, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, председатель областного комитета по делам национальностей Евгений Воробьев. Как и в предыдущие годы, организаторами праздника выступили комитет по делам национальностей, Тобольская духовная семинария, Общество русской культуры, Тюменский госуниверситет.

● О роли наставника-просветителя


Представляя доклад «Перспективы развития общего образования в современной России», ректор Тобольской православной духовной семинарии архиепископ Димитрий говорил о необходимости повышения роли современного учителя, о чистоте языка, о том, что слово – это уникальное, удивительное творение божье для человека, имеющее определенный заряд и порядок. «Слово, – отметил священнослужитель, – может быть правдивым, добрым, нежным, ласковым, радующим, несущим мир… или лукавым, обманчивым, ложным, злым, жестоким. Дело в том, говорится в священном писании, каково сердце человека».

Кандидат педагогических наук, председатель совета директоров общеобразовательных учреждений Тюмени, директор средней школы № 70, заслуженный учитель РФ Лидия Русакова высказала взгляд «изнутри, из повседневного школьного бытия». По ее наблюдениям, сегодня в языке торжествует так называ­емый низкий штиль, эра социальной безъязыкости, когда вместо нормальных слов – жаргон, ненормативная лексика. «Такой, с позволения сказать, язык закрывает путь к развитию и движению по пути культуры и гармоничной жизни, – с сожалением констатировала участница конференции. – Чтобы стать примером, учитель должен сам в совершенстве владеть русской речью. А ведь подчас он, имеющий высшее образование, вольно обращается с «великим и могучим», демонстрирует небрежение им. Между тем, роль учителя-просветителя со времен Кирилла и Мефодия не изменилась. Как и прежде, его задача – введение ребенка в храм Слова и через Слово – во храм Духа. Но как самому учителю обрести то, что он потерял в наше суетное время – единство слова и дела?».

Из выступления школьного педагога-практика следует однозначный вывод: от классного наставника-просветителя требуется самое настоящее подвижничество, служение высоким духовным целям, подкрепленным высокой культурой, эрудицией, позитивным отношением к миру, вдохновением и истинным творчеством, а в конечном счете – способностью вывести детей к добру и свету. Общество отводит учителю важную роль, делая его ответственным за все. Осталось только вернуть реальное уважение к педагогической работе, обеспечить ей подлинную престижность, а не декларативную.

● Слово или цифра?


Интересные аспекты просветительской и воспитательной природы художественного слова затронул доктор филологии, профессор Юрий Мешков. «Слово теряет былую силу, а причиной, скорее всего, являются пресловутые информационные технологии, содержательно меняющие духовное пространство общества, заполняющие все и вся, стремящиеся превратить в цифру в том числе и слово. – Боюсь, найдутся смельчаки, которые захотят «оцифровать» и душу человека», – подчеркнул ученый. Впрочем, профессор прибегнул в рассуждениях к спасительной логике: зло имеет число, а вот добро не оцифруешь. Хорошо бы. Однако исследователя-лингвиста все-таки не покидает ощущение, что информационная составля­ющая явно довлеет и вытесняет из обихода слово образное, художественное. Слово-общение, слово-мысль, слово интонированное и тем передающее оттенки смысла.

По поводу российской системы образования Юрий Мешков отметил: «Ей не хватает стабильности, здорового консерватизма, устойчивости учебных планов, программ, учебников».
В тот же день в Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Менделеева состоялся праздник «Славянский хоровод» с участием русских, украинских и белорусских фольк­лорных творческих коллективов. Участники встречи ознакомились с  выставкой «Свет разумения книжного», где была представлена литература на языках трех братских народов. Завершился  праздник гала-концертом на площади перед Дворцом национальных культур «Строитель».



Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта