×
В социальных сетях
В печатной версии

Люди, создающие будущее

событие
Светлана КЛИМЕНКО

Судьба делает иногда подарки. Для учителей Тюменского региона бесценным даром стало общение с лучшими учителями России. В преддверии областного конкурса «Педагог года – 2010» они провели «Педагогический марафон», доказывая право называться экспертами и составить жюри конкурса.

------

Принцип мудрых – достояние одного является достоянием всех. Делясь собственными ноу-хау, семь Учителей с большой буквы вдохновляли на творческий поиск коллег из Тюмени и Тобольска, Тюменского, Тобольского, Вагайского, Уватского районов. Корреспондент редакции побывала на мастер-классах корифеев российской педагогики в тобольской школе № 15 и Туртасской средней школе Уватского района. Их уроки – это продуманные диалоги с учащимися, общение мудрое и увлекательное. Судите сами.

Олег Парамонов,


учитель русского языка и литературы школы № 57 г. Брянска, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года России – 1993», председатель Большого жюри областного конкурса «Педагог года – 2010».

Олег Геннадьевич руководствуется в педагогической деятельности принципом Суворова: «Удивил – значит победил». Главное – найти такие вопросы, чтобы вызвать удивление, считает он. На мастер-классе этот харизматичный педагог читал собственные весьма оригинальные стихи, эмоционально цитировал интригующие отрывки из произведений, не сообщая, откуда они  и кто автор, – догадаться должны ученики.

– Прежде всего интересно должно быть мне самому, тогда интересно будет ученикам, – говорит Олег Геннадьевич, поясняя принцип «разумного эгоизма», позаимствованный им  у героя Чернышевского Рахметова.

На уроках он давно перестал ставить «двойки», потому что тогда настроение ни  у кого не портится: с теми, кто готов работать, Олег Геннадьевич ведет диалог, а хулиганистые ученики слушают и хотя бы не мешают вести урок. Глядишь, и прочитают главу-другую. С нерадивыми, кто не готовит домашних заданий, он договаривается по-своему: предупреди до начала урока – и тебя не спросят. Но такой «номер» пройдет лишь три раза: на четвертый журнал украсит «двойка».

Владимир Кружалов,


учитель истории и обществознания гимназии № 1542 г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года России – 2009».

Все время учителю нужно придумывать, как заинтересовать учащихся. Одной из «придумок», как называет разработанные им приемы Владимир Владимирович, стала предложенная участникам мастер-класса «Стратегическая методика» составления определений.

У многих учеников вызывает сложности запоминание большого количества определений, которыми изобилуют история и обществознание (например, «династия», «государство»).

К тому же разная литература дает разные определения одного и того же понятия. Талантливый учитель научил старшеклас-сников самостоятельно выводить определения, предложив простой алгоритм. Вначале они должны уловить разницу между определением и описанием, затем понять, для чего имя нужно человеку. Для тех же целей нужно имя любому понятию. С помощью педагога ребята объясняют структуру определения: общая категория, к которой относится данное понятие, плюс его признаки. Все это, в отличие от описания, формулируется кратко и по-научному.

Сергей Циклов,


учитель биологии школы № 7 г. Кольчугино Владимирской области, победитель конкурса «Учитель года России – 2002».

Неисправимый оптимист, непосредственный в своей искренности, задался вопросом, почему учителя по собственной инициативе редко участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Потому что опасаются публичной оценки, хотя бояться нечего, утверждает Сергей Борисович.

– Если другим понравится то, что делаю, они смогут использовать мой опыт. Если не понравится, они скажут себе: «Так делать не буду». В любом случае я молодец!

Сергей Борисович показал, как строится исследовательский урок. С помощью загадочных рисунков на доске (растение в виде вопросительного знака, макароны с курицей, подразумеваемые под знаком «Инь-ян»), простых вопросов он подвел к тому, чтобы ученики сами сформулировали тему урока, поставили цель, определили способы ее достижения, отработали этапы урока и сделали вывод.

– Такой подход позволяет детям взглянуть на мир по-другому, и, конечно, тем, кто начинает жить, передается жизнелюбие учителя, – резюмирует проректор ТОГИРРО Марина Кускова.

Вадим Муранов,


учитель физики школы № 19 г. Ногинска Московской области, победитель конкурса «Учитель года России – 2009».

От опыта к мировоззрению – такую задачу поставил учитель физики. Школьники должны не просто освоить объем знаний, а понимать их, то есть соотносить с жизненной практикой.

Проведение простых, но наглядных опытов по физике широко практиковалось в советской школе. Педагог возродил такой подход – время от времени он проводит практические занятия, только придает им большую зрелищность. На мастер-классе по теме «Реактивное движение» он запустил пластмассовую ракету, научил тому же двоих желающих и предложил им передать эти знания другим, чтобы и у них взлетела ракета. Если дети могут повторить опыт и передать другим – это самое ценное, считает Вадим Александрович.

Когда понимание темы подкрепляется собственным опытом, просыпается интерес к учебе, который обычно снижается в подростковом возрасте, учащиеся начинают заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью и происходит формирование мировоззрения, выводит формулу Вадим Александрович.

Елена Володина,


учитель русского языка и литературы гимназии № 16 г. Тюмени, кандидат филологических наук, победитель конкурса «Учитель года России – 2008».

Прекрасная дама, тонко чувствующая прекрасное, настроила аудиторию на лирическую волну и пригласила поговорить о сокровенном – о вере. Елена Николаевна выбрала стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», потому что  у детей оно вызывает затруднения в понимании.

– Важно, чтобы на уроке произошло открытие, сделанное детьми, – объясняет педагог. – Пусть они думают, ощущают, высказывают свои мысли и чувства. В стихах выражается душа поэта, а у Блока – дар не только ощущать дух музыки, но  и наполнять ею слова. Я сама не знаю ответа, хотя это мое любимое стихотворение. Может быть, не смысл важнее, а музыка стиха, которая не нуждается в словесном оформлении?

Блок говорил: «Не нужно анализировать поэзию». Вот  и обсуждение творения поэта прошло не «хирургически-операционно», а так, что каждый почувствовал свободу оставаться собой рядом с великими.

Марианна Чуйкова,


учитель русского языка и литературы школы № 72 г. Тюмени, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Учитель года России – 2003».

Первая из тюменцев, победившая на всероссийском конкурсе «Учитель года», поделилась своим ноу-хау, как оживить урок по теме «Работа над ошибками». Дети приходят к выводу, что если нарушения языковых норм допускаются намеренно, они становятся средствами выразительности, создают комический эффект и ошибками не являются!
– Даю ребятам творческое задание: придумать новый контекст, чтобы допущенная ими  в письменной работе ошибка стала выразительным средством. Удивительное дело: количество ошибок уменьшается! Дети понимают, что все, что мы пишем, выражает определенный смысл.

Например, девочка в сочинении написала словосочетание «обоих сестер». Результатом ее работы над ошибками стала такая шутка: «Мама любила обоих дочерей и поэтому одного назвала Сергеем, а второго – Николаем».

Самое важное то, что  у ребят сформировалось другое отношение к ошибкам. Дети перестали их бояться – теперь они, смеясь, ищут путь к истине.

Светлана Мальцева,


учитель русского языка и литературы лицея № 34 г. Тюмени, победитель международного конкурса «Сотрудничество профессиональных объединений».

Давая урок литературы, педагог с широким кругозором вывела слушателей на уровень межпредметных связей и междисциплинарной интеграции. По мнению Светланы Сергеевны, между науками и предметами нет четко очерченных границ. Она считает, что выпускник школы должен владеть в равной степени грамотностью речи и коммуникативными навыками, высокой читательской культурой и аналитико-синтезирующими умениями. Учитель показал, как можно поддержать интерес учащихся к русской филологии с помощью системы аналитико-творческих заданий, интеллектуальных игр  и проектов, информационно-коммуникационных технологий. Пожалуй, ее методика не просто развивает познавательные и креативные способности ребят – она формирует мышление будущих ученых.

Фото Николая МЕНЬШИКОВА

Справка

=> Выездные мастер-классы членов Большого жюри конкурса «Учитель года» проходят лишь в трех субъектах РФ: Вологодской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. => «Педагогический марафон» проводится в Тюменской области в третий раз. В 2010 году организован в рамках Года учителя. Благодаря мероприятию повысили квалификацию более четырехсот педагогов области.
643Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Настасью Самбурскую видели на рынке "Михайловском".
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
«Целины» в это лето было предостаточно: Якутия, Ямал, Тюмень, Урал, Крым, Краснодар и даже Бангладеш. Подвести итоги в мультицентре «Моя территория» собралось около двух десятков студентов.
Второй год подряд делегация Тюменской области из числа активистов регионального отделения Всероссийского движения «Юнармия» посещает Внешние острова Финского залива.
Тюмень вновь радует горожан теплым солнцем.
Трудиться Галина Бенке начала в 1946 году, продолжая учиться в школе, и сейчас, несмотря на преклонный возраст, не мыслит себя без дела. 
Грант в размере 230 тысяч рублей направят на организацию в областной столице школы электронной музыки для молодых людей старше 16 лет.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи