Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Великим человека делает путь

Слушать новость
Великим человека делает путь. .

Психология
В Тюмени прошла Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Психика и тело: научно-практические аспекты взаимодействия психического, физического, физиологического у человека в норме, при донозологических состояниях и патологии». Сразу оговоримся, что нас в данном случае интересует лишь человек в норме, остальное — профессиональный вопрос для специалистов. Что такое тело с его физиологией, в общих чертах известно и понятно.

Психика, напомню, — это эмоции, чувства, мышление и тому подобные процессы, которые руками не потрогаешь, но каждый их испытывает или наблюдает в себе.

Дух и душа


Разумеется, психика и тело постоянно взаимодействуют: от бурных эмоций может повыситься артериальное давление, постоянные стрессы способны привести к психосоматическим заболеваниям, и кому как не психологам поднимать эти вопросы для обсуждения.

А они, психологи, все ближе подходят к таким вечным понятиям, как душа и дух, правда, пока не решаются оперировать ими напрямую, отдавая их на откуп религии. (Хотя разве при таком положении дел душа и дух меньше присущи человеку? Да и название самой науки — психология — переводится с греческого как наука о душе.)

Своими рассуждениями на эту тему поделилась доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической и юридической психологии института психологии, педагогики, социального управления (ИППСУ) ТюмГУ Любовь Алексеева. Разбирая содержание производных от вышеупомянутых понятий — «душевность» и «духовность», Любовь Васильевна пришла к выводу: слова эти, несмотря на то, что зачастую употребляются как синонимы, на самом деле наполнены разным смыслом.

Душевность, по словам Любови Васильевны, мы связываем с сердечностью (соответственно, отсутствие ее — с черствостью), а духовность — с вечными ценностями (от менее высоких до возвышенных). Поскольку первая категория больше связана с окружающим миром: душевность или черствость в общении, в отношении к людям, к природе,  направление ее действия можно обозначить как горизонтальную ординату. Духовность же с ее высокими и высшими ценностями образует вертикальную ординату.

Субъективное отступление. Вот, кстати говоря, и «крест» образовался. В выступлении доктора психологии этот факт не акцентировался, но, согласитесь, нет-нет, да и притягиваются наука и религия друг к другу, порой невольно. Вопрос лишь в том, когда произойдет их эпохальное соединение, чтобы состоялся-таки эволюционный скачок. Ну не может же наука, созданная, как и весь мир, Творцом, бесконечно долго существовать в отрыве от Него.

Что касается душевности россиян, то ее, как считает Любовь Алексеева, в ментальности сограждан предостаточно, что позволяет достигать и высот духовности. Однако считать, что мы самая духовная нация — это уже шовинистические наклонности. В принципе каждый человек способен проявлять в определенных ситуациях духовность. Как бы там ни было, словосочетание «экология души» на конференции прозвучало и будем надеяться, впереди в этом плане нас ждет еще немало интересного.

В здоровом теле...


Говоря о высоких материях, не стоит забывать и о том, что в России по статистике лишь три процента абсолютно здоровых детей. И это уже в большей степени вопросы тела, причем весьма серьезные. Здоровье, как известно, не купишь. Им надо заниматься с раннего детства. Все чаще звучат высказывания педагогов, что недостаточно в школе уроков физической культуры и творческой направленности, чтобы дети развивались гармонично, а не только в интеллектуальном отношении. Не случайно в образовании здоровьесбережение детей выделено в отдельное направление.

Этой темой много лет занимается врач-педиатр, доктор педагогических наук Наталья Малярчук. По ее словам, родители в большинстве своем безграмотны в вопросах здоровье-сбережения. Но во главе угла здесь — деятельность педагога. Поэтому, считает Наталья Николаевна, учитель должен озаботиться поддержанием и созиданием здоровья не только учащихся, но и собственного, подавая пример.

— Опросы показывают, что в целом у педагогов не сформировано ценностное отношение к здоровью вообще и к своему  в частности, — говорит Наталья Малярчук. — В их среде эта тема нередко рассматривается как сверхнормативная нагрузка. Ведь если психолог помогает справиться с какими-то временными состояниями, то педагог формирует поколение. Поэтому одна из важнейших педагогических задач — формировать такой взгляд на жизнь, где здоровье является ценностью.

И правда, большинство взрослого населения ведет малоподвижный образ жизни, включая учителей с их книжками и тетрадками. Если педагог пренебрегает здоровьем, он невольно прививает это и детям. Если еще и в семье нет должного импульса, то ценностное отношение к здоровью у ребенка может не сформироваться никогда, что он благополучно передаст и своим детям. Причем одни теории в этом вопросе не дадут ничего эффективного: только наглядным примером, практической деятельностью можно прийти к тому, что  ребенок всеми мышцами почувствует отдачу от активного движения, от занятий спортом.

Искусство отражает эпоху


Отношение к человеческому телу в разные времена было неодинаковым. Свидетельством тому служит изобразительное искусство. Если проследить характер изображения начиная с наскальных рисунков и заканчивая современной живописью и скульптурой, считает кандидат философских наук, заведующая кафедрой изобразительного искусства ИППСУ Елена Колчанова, нетрудно отследить отношение к телесности в ту или иную эпоху развития человечества.

Полуобнаженные и в складках одежды, пышнотелые и тщедушные — человеческие фигуры на картинах и в скульптурах отражают отношение к личности, к телу как вместилищу души и «темнице» духа. У Сальвадора Дали нашла свое выражение даже «телесность» бессознательного. А вот парковая скульп-тура середины ХХ века, по словам Елены Августовны, далека от духовности, отражает нарастание приземленного мироощущения, что, собственно, и соответствует эпохе материализма. Искусство отражает мир, в котором мы живем, говорит она.

Попутно возник вопрос: как произведение становится шедевром искусства? Вот тут-то и пришлось опять вспомнить о духовной составляющей. Казалось бы: мастерство художника, проверка временем — и вот тебе шедевр. Но почему именно это полотно остается на века, а другое, того же мастера — нет? Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства ИППСУ Людмила Постоногова поделилась впечатлениями от полотна Леонардо да Винчи «Джоконда», когда оно в 70-е годы экспонировалось в Москве:
— Мне говорили, что настоящая «Джоконда», когда на нее смотришь,  «оживает», — улыбается она, — я не верила. Отстояв много часов в очереди и попав наконец в музей, действительно не могла оторвать глаз от этого очень обаятельного женского лица. И на самом деле было ощущение, что черты лица подвижны, что она вот-вот заговорит с тобой.

Что это — художнику удалось передать душу персонажа или это его душа, которую он вложил в произведение? Поделюсь и своим впечатлением. В молодые годы ездила в гости тогда еще в ГДР, и в Дрездене не могла не зайти в знаменитую галерею. Переходила из зала в зал, и вдруг меня буквально остановила одна картина. Конечно, это была «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Но ведь и до того были на моем пути по галерее полотна во всю стену, однако лишь на одно возникла такая ощутимая реакция.

Вот он, шедевр. Из чего складывается? Исследователи тонких планов утверждают, что когда настоящий мастер пишет полотно, его личностное поле сворачивается в точку и он работает на более тонких, духовных энергиях. Вероятно, так писали настоящие иконописцы. Плюс эффект «намоленности», то есть восхищения, благоговения огромного количества людей. В результате такое полотно просто не может не остановить.

Гармония  и гуманность


Но вернемся к конференции. В ее рамках состоялся мастер-класс «Айкидо: от тела к духу», который провел заместитель председателя областной федерации айкидо Андрей Игнатьев с группой инструкторов. Идея гармонии тела и духа присуща большинству восточных боевых искусств. Айкидо —  самый молодой их вид. Его основатель — японец Морихэй Уэсиба.

В 1943 году Япония готовилась к войне с СССР и на фоне милитаризации общества прозвучал призыв: «Миром должна править любовь!» Уэсиба своей системой придал этому особый смысл. В переводе с японского «ай» — гармония, «ки» — жизненная энергия, «до» — путь. Причем «путь» в японском языке имеет более широкое значение, чем просто движение по жизни. Это движение как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Даже не важно, дойдет ли человек до цели. Главное — само движение.

В айкидо нет соревнований, нет агрессивности, это заложил основатель единоборства. «Когда на меня нападают, я остаюсь спокойным, меня ничто не связывает ни с жизнью, ни со
смертью. Я все передаю в руки духа Вселенной», — говорил Морихэй Уэсиба. Эта философия хорошо совместилась с русской ментальностью, поэтому в России айкидо все более популярно.

— В основе этого боевого искусства лежит учение о гармонизации внутренней энергии человека с окружающим миром, — поясняет Андрей Игнатьев. — Айкидо позволяет распознать и разрядить любую конфликтную ситуацию в самом зародыше и дает возможность управлять действиями нападающего еще до физического столкновения с ним. Это чисто оборонительная система. В ней нет наступательных приемов. Главное ее отличие от большинства боевых искусств — гармония и гуманность. Айкидо — целостный путь совершенствования личности. Следовательно, способствует гармоничному духовному, физическому и эмоциональному развитию человека. И открывает очень простой секрет: улучшение жизни зависит от собственного совершенствования. Задача айкидо: восстановление гармонии. Это путь, искусство, гармония энергии, настроения, духа, любви к человеку.
Заниматься этим видом боевых искусств можно с четырех лет и до глубокой старости. Философия не навязывается, а предлагается. Хорошо, если семья тоже занимается с детьми в духе айкидо.

— Кто однажды почувствовал в себе вращение внутренней силы ки-ай, — добавляет Андрей Борисович, — будет постоянно генерировать ее в сердце. Окружающие чувствуют, что в этом человеке есть скрытая «пружина», которая способна в любой момент развернуться. Вот такой внутренней силы — некоего духовного взлета — сейчас не хватает всему обществу. Разве что представители экстремальных профессий — спасатели, пожарные — пользуются ею в  работе.

Вопрос соотношения телесного и духовного в человеке остается открытым. Но само рассмотрение его способствует лучшему пониманию самих себя, возможностей человека — как физических, так и духовных.

Фото автора

Психология
В Тюмени прошла Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Психика и тело: научно-практические аспекты взаимодействия психического, физического, физиологического у человека в норме, при донозологических состояниях и патологии». Сразу оговоримся, что нас в данном случае интересует лишь человек в норме, остальное — профессиональный вопрос для специалистов. Что такое тело с его физиологией, в общих чертах известно и понятно.

Психика, напомню, — это эмоции, чувства, мышление и тому подобные процессы, которые руками не потрогаешь, но каждый их испытывает или наблюдает в себе.

Дух и душа


Разумеется, психика и тело постоянно взаимодействуют: от бурных эмоций может повыситься артериальное давление, постоянные стрессы способны привести к психосоматическим заболеваниям, и кому как не психологам поднимать эти вопросы для обсуждения.

А они, психологи, все ближе подходят к таким вечным понятиям, как душа и дух, правда, пока не решаются оперировать ими напрямую, отдавая их на откуп религии. (Хотя разве при таком положении дел душа и дух меньше присущи человеку? Да и название самой науки — психология — переводится с греческого как наука о душе.)

Своими рассуждениями на эту тему поделилась доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической и юридической психологии института психологии, педагогики, социального управления (ИППСУ) ТюмГУ Любовь Алексеева. Разбирая содержание производных от вышеупомянутых понятий — «душевность» и «духовность», Любовь Васильевна пришла к выводу: слова эти, несмотря на то, что зачастую употребляются как синонимы, на самом деле наполнены разным смыслом.

Душевность, по словам Любови Васильевны, мы связываем с сердечностью (соответственно, отсутствие ее — с черствостью), а духовность — с вечными ценностями (от менее высоких до возвышенных). Поскольку первая категория больше связана с окружающим миром: душевность или черствость в общении, в отношении к людям, к природе,  направление ее действия можно обозначить как горизонтальную ординату. Духовность же с ее высокими и высшими ценностями образует вертикальную ординату.

Субъективное отступление. Вот, кстати говоря, и «крест» образовался. В выступлении доктора психологии этот факт не акцентировался, но, согласитесь, нет-нет, да и притягиваются наука и религия друг к другу, порой невольно. Вопрос лишь в том, когда произойдет их эпохальное соединение, чтобы состоялся-таки эволюционный скачок. Ну не может же наука, созданная, как и весь мир, Творцом, бесконечно долго существовать в отрыве от Него.

Что касается душевности россиян, то ее, как считает Любовь Алексеева, в ментальности сограждан предостаточно, что позволяет достигать и высот духовности. Однако считать, что мы самая духовная нация — это уже шовинистические наклонности. В принципе каждый человек способен проявлять в определенных ситуациях духовность. Как бы там ни было, словосочетание «экология души» на конференции прозвучало и будем надеяться, впереди в этом плане нас ждет еще немало интересного.

В здоровом теле...


Говоря о высоких материях, не стоит забывать и о том, что в России по статистике лишь три процента абсолютно здоровых детей. И это уже в большей степени вопросы тела, причем весьма серьезные. Здоровье, как известно, не купишь. Им надо заниматься с раннего детства. Все чаще звучат высказывания педагогов, что недостаточно в школе уроков физической культуры и творческой направленности, чтобы дети развивались гармонично, а не только в интеллектуальном отношении. Не случайно в образовании здоровьесбережение детей выделено в отдельное направление.

Этой темой много лет занимается врач-педиатр, доктор педагогических наук Наталья Малярчук. По ее словам, родители в большинстве своем безграмотны в вопросах здоровье-сбережения. Но во главе угла здесь — деятельность педагога. Поэтому, считает Наталья Николаевна, учитель должен озаботиться поддержанием и созиданием здоровья не только учащихся, но и собственного, подавая пример.

— Опросы показывают, что в целом у педагогов не сформировано ценностное отношение к здоровью вообще и к своему  в частности, — говорит Наталья Малярчук. — В их среде эта тема нередко рассматривается как сверхнормативная нагрузка. Ведь если психолог помогает справиться с какими-то временными состояниями, то педагог формирует поколение. Поэтому одна из важнейших педагогических задач — формировать такой взгляд на жизнь, где здоровье является ценностью.

И правда, большинство взрослого населения ведет малоподвижный образ жизни, включая учителей с их книжками и тетрадками. Если педагог пренебрегает здоровьем, он невольно прививает это и детям. Если еще и в семье нет должного импульса, то ценностное отношение к здоровью у ребенка может не сформироваться никогда, что он благополучно передаст и своим детям. Причем одни теории в этом вопросе не дадут ничего эффективного: только наглядным примером, практической деятельностью можно прийти к тому, что  ребенок всеми мышцами почувствует отдачу от активного движения, от занятий спортом.

Искусство отражает эпоху


Отношение к человеческому телу в разные времена было неодинаковым. Свидетельством тому служит изобразительное искусство. Если проследить характер изображения начиная с наскальных рисунков и заканчивая современной живописью и скульптурой, считает кандидат философских наук, заведующая кафедрой изобразительного искусства ИППСУ Елена Колчанова, нетрудно отследить отношение к телесности в ту или иную эпоху развития человечества.

Полуобнаженные и в складках одежды, пышнотелые и тщедушные — человеческие фигуры на картинах и в скульптурах отражают отношение к личности, к телу как вместилищу души и «темнице» духа. У Сальвадора Дали нашла свое выражение даже «телесность» бессознательного. А вот парковая скульп-тура середины ХХ века, по словам Елены Августовны, далека от духовности, отражает нарастание приземленного мироощущения, что, собственно, и соответствует эпохе материализма. Искусство отражает мир, в котором мы живем, говорит она.

Попутно возник вопрос: как произведение становится шедевром искусства? Вот тут-то и пришлось опять вспомнить о духовной составляющей. Казалось бы: мастерство художника, проверка временем — и вот тебе шедевр. Но почему именно это полотно остается на века, а другое, того же мастера — нет? Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства ИППСУ Людмила Постоногова поделилась впечатлениями от полотна Леонардо да Винчи «Джоконда», когда оно в 70-е годы экспонировалось в Москве:
— Мне говорили, что настоящая «Джоконда», когда на нее смотришь,  «оживает», — улыбается она, — я не верила. Отстояв много часов в очереди и попав наконец в музей, действительно не могла оторвать глаз от этого очень обаятельного женского лица. И на самом деле было ощущение, что черты лица подвижны, что она вот-вот заговорит с тобой.

Что это — художнику удалось передать душу персонажа или это его душа, которую он вложил в произведение? Поделюсь и своим впечатлением. В молодые годы ездила в гости тогда еще в ГДР, и в Дрездене не могла не зайти в знаменитую галерею. Переходила из зала в зал, и вдруг меня буквально остановила одна картина. Конечно, это была «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Но ведь и до того были на моем пути по галерее полотна во всю стену, однако лишь на одно возникла такая ощутимая реакция.

Вот он, шедевр. Из чего складывается? Исследователи тонких планов утверждают, что когда настоящий мастер пишет полотно, его личностное поле сворачивается в точку и он работает на более тонких, духовных энергиях. Вероятно, так писали настоящие иконописцы. Плюс эффект «намоленности», то есть восхищения, благоговения огромного количества людей. В результате такое полотно просто не может не остановить.

Гармония  и гуманность


Но вернемся к конференции. В ее рамках состоялся мастер-класс «Айкидо: от тела к духу», который провел заместитель председателя областной федерации айкидо Андрей Игнатьев с группой инструкторов. Идея гармонии тела и духа присуща большинству восточных боевых искусств. Айкидо —  самый молодой их вид. Его основатель — японец Морихэй Уэсиба.

В 1943 году Япония готовилась к войне с СССР и на фоне милитаризации общества прозвучал призыв: «Миром должна править любовь!» Уэсиба своей системой придал этому особый смысл. В переводе с японского «ай» — гармония, «ки» — жизненная энергия, «до» — путь. Причем «путь» в японском языке имеет более широкое значение, чем просто движение по жизни. Это движение как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Даже не важно, дойдет ли человек до цели. Главное — само движение.

В айкидо нет соревнований, нет агрессивности, это заложил основатель единоборства. «Когда на меня нападают, я остаюсь спокойным, меня ничто не связывает ни с жизнью, ни со
смертью. Я все передаю в руки духа Вселенной», — говорил Морихэй Уэсиба. Эта философия хорошо совместилась с русской ментальностью, поэтому в России айкидо все более популярно.

— В основе этого боевого искусства лежит учение о гармонизации внутренней энергии человека с окружающим миром, — поясняет Андрей Игнатьев. — Айкидо позволяет распознать и разрядить любую конфликтную ситуацию в самом зародыше и дает возможность управлять действиями нападающего еще до физического столкновения с ним. Это чисто оборонительная система. В ней нет наступательных приемов. Главное ее отличие от большинства боевых искусств — гармония и гуманность. Айкидо — целостный путь совершенствования личности. Следовательно, способствует гармоничному духовному, физическому и эмоциональному развитию человека. И открывает очень простой секрет: улучшение жизни зависит от собственного совершенствования. Задача айкидо: восстановление гармонии. Это путь, искусство, гармония энергии, настроения, духа, любви к человеку.
Заниматься этим видом боевых искусств можно с четырех лет и до глубокой старости. Философия не навязывается, а предлагается. Хорошо, если семья тоже занимается с детьми в духе айкидо.

— Кто однажды почувствовал в себе вращение внутренней силы ки-ай, — добавляет Андрей Борисович, — будет постоянно генерировать ее в сердце. Окружающие чувствуют, что в этом человеке есть скрытая «пружина», которая способна в любой момент развернуться. Вот такой внутренней силы — некоего духовного взлета — сейчас не хватает всему обществу. Разве что представители экстремальных профессий — спасатели, пожарные — пользуются ею в  работе.

Вопрос соотношения телесного и духовного в человеке остается открытым. Но само рассмотрение его способствует лучшему пониманию самих себя, возможностей человека — как физических, так и духовных.

Фото автора



В России с 1 апреля начнется весенний призыв на военную службу

29 марта

В Тюмени потеплеет до +17 градусов

29 марта