Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Летающие танки», полутораметровые валенки…

Культура, 08:52, 20 апреля 2010, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
«Летающие танки», полутораметровые валенки… . .

В музее-усадьбе Колокольниковых открылась выставка о тюменских заводах времен войны


выставка
Голос диктора Левитана – главный голос Союза – вне времени и пространства. Шестьдесят девять лет назад принес страшную весть. Шестьдесят пять лет назад самую добрую новость озвучил. Этим голосом-трубой, сохранившимся на пленке, старший научный сотрудник музейного комплекса имени Словцова Евгений Бушаров открыл выставку «Все для фронта, все для победы». Небольшой зал в музее-усадьбе Колокольниковых на Республики, 18, несколько витрин с уникальными экспонатами и увлекательный рассказ автора экспозиции Евгения Альбертовича – лишь кроха в общем деле сохранения памяти о тюменцах, работавших в тылу.

В начале войны в наш город эвакуировали 29 предприятий. На выставке рассказывается о пятнадцати из них. Станкостроительный завод «Механик» выпускал мины, минометы.

Судостроительный завод – торпедные катера. Пистолеты-пулеметы Шпагина (ППШ-41) изготавливали в вагонном депо и на эвакуированном из Киева заводе «Цепи Галя». На фанерокомбинате, кроме взрослых, в число коих входили заключенные и пленные, трудились десятилетние мальчишки из школы № 13: ящики для мин сколачивали, за что в 1943 году получили алое знамя горкома партии. Объединенные во время войны в одно предприятие лесозаводы «Красный Октябрь» и «Республиканец» снабжали фронт пароконными, одноконными повозками, телегами, лыжами, лыжными палками, телефонными катушками типа Т-10; химфармзавод – сорока наименованиями лекарств.

Тюменский завод № 241 авиапромышленности, поставивший фронту более шестисот планеров, был создан из эвакуированных предприятий (завод № 241 города Раменское Московской области и ОКБ № 31 Тушинского завода авиапромышленности) и размещен в корпусах крытого рынка (площадь у здания областной Думы), в школе № 25, помещении гвоздильного цеха мастерских «Красногвардеец», гараже горисполкома и на складе аптекоуправления. На выставке представлен макет... нет, не планера, а «летающего танка», который тюменцы явили миру в 1942 году. На чудо-машину, созданную по проекту конструкторского бюро Олега Антонова, возлагались большие надежды… КТ-60 (по некоторым источникам это А-40 – гибрид легкого танка и десантного планера) предстояло забрасывать в тыл врага и там, сбрасывая крылья, машина должна была нестись вперед, давя фашистов. Нужно сказать, семитонный монстр с размахом крыльев 18 метров и скоростью отрыва от земли 110—115 километров в час успешно выдержал испытания в Подмосковье... Но из-за дефицита в стране мощных самолетов, необходимых для транспортировки КТ-60, выпуск чудо-машин прекратили.

Чем прославились ишимцы в годы войны? Они выпустили бронепоезд! Тюменцы за десять дней создали поезд-баню. За такой труд коллектив Тюменского отделения Свердловской железной дороги отметили переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны. Десятивагонная «банька» отправилась с «чистой» миссией в феврале 1942 года, доехала до Берлина и вернулась на родину. Сегодня под витринным стеклом хранятся и демонстрируются чертежи поезда-бани, фирменный китель машиниста военных лет…

Еще на выставке представлено множество документов. Это партбилеты, грамоты, письма – тоже часть истории о подвиге тюменцев, трудившихся для фронта и победы! Ну а самым заметным экспонатом здесь окрещен полутораметровый валенок с надписью «Лучшие бригадиры комсомольских бригад», выпущенный на сапоговаляльной фабрике в 1944 году. Есть шанс с ним сфотографироваться и услышать рассказ о лучших заводах и заводчанах от самого Евгения Бушарова.
Фото  Валерия БЫЧКОВА

В музее-усадьбе Колокольниковых открылась выставка о тюменских заводах времен войны


выставка
Голос диктора Левитана – главный голос Союза – вне времени и пространства. Шестьдесят девять лет назад принес страшную весть. Шестьдесят пять лет назад самую добрую новость озвучил. Этим голосом-трубой, сохранившимся на пленке, старший научный сотрудник музейного комплекса имени Словцова Евгений Бушаров открыл выставку «Все для фронта, все для победы». Небольшой зал в музее-усадьбе Колокольниковых на Республики, 18, несколько витрин с уникальными экспонатами и увлекательный рассказ автора экспозиции Евгения Альбертовича – лишь кроха в общем деле сохранения памяти о тюменцах, работавших в тылу.

В начале войны в наш город эвакуировали 29 предприятий. На выставке рассказывается о пятнадцати из них. Станкостроительный завод «Механик» выпускал мины, минометы.

Судостроительный завод – торпедные катера. Пистолеты-пулеметы Шпагина (ППШ-41) изготавливали в вагонном депо и на эвакуированном из Киева заводе «Цепи Галя». На фанерокомбинате, кроме взрослых, в число коих входили заключенные и пленные, трудились десятилетние мальчишки из школы № 13: ящики для мин сколачивали, за что в 1943 году получили алое знамя горкома партии. Объединенные во время войны в одно предприятие лесозаводы «Красный Октябрь» и «Республиканец» снабжали фронт пароконными, одноконными повозками, телегами, лыжами, лыжными палками, телефонными катушками типа Т-10; химфармзавод – сорока наименованиями лекарств.

Тюменский завод № 241 авиапромышленности, поставивший фронту более шестисот планеров, был создан из эвакуированных предприятий (завод № 241 города Раменское Московской области и ОКБ № 31 Тушинского завода авиапромышленности) и размещен в корпусах крытого рынка (площадь у здания областной Думы), в школе № 25, помещении гвоздильного цеха мастерских «Красногвардеец», гараже горисполкома и на складе аптекоуправления. На выставке представлен макет... нет, не планера, а «летающего танка», который тюменцы явили миру в 1942 году. На чудо-машину, созданную по проекту конструкторского бюро Олега Антонова, возлагались большие надежды… КТ-60 (по некоторым источникам это А-40 – гибрид легкого танка и десантного планера) предстояло забрасывать в тыл врага и там, сбрасывая крылья, машина должна была нестись вперед, давя фашистов. Нужно сказать, семитонный монстр с размахом крыльев 18 метров и скоростью отрыва от земли 110—115 километров в час успешно выдержал испытания в Подмосковье... Но из-за дефицита в стране мощных самолетов, необходимых для транспортировки КТ-60, выпуск чудо-машин прекратили.

Чем прославились ишимцы в годы войны? Они выпустили бронепоезд! Тюменцы за десять дней создали поезд-баню. За такой труд коллектив Тюменского отделения Свердловской железной дороги отметили переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны. Десятивагонная «банька» отправилась с «чистой» миссией в феврале 1942 года, доехала до Берлина и вернулась на родину. Сегодня под витринным стеклом хранятся и демонстрируются чертежи поезда-бани, фирменный китель машиниста военных лет…

Еще на выставке представлено множество документов. Это партбилеты, грамоты, письма – тоже часть истории о подвиге тюменцев, трудившихся для фронта и победы! Ну а самым заметным экспонатом здесь окрещен полутораметровый валенок с надписью «Лучшие бригадиры комсомольских бригад», выпущенный на сапоговаляльной фабрике в 1944 году. Есть шанс с ним сфотографироваться и услышать рассказ о лучших заводах и заводчанах от самого Евгения Бушарова.
Фото  Валерия БЫЧКОВА



Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта